Яблочный Спас

Ирина Прокаева
В ночь с 18 на 19 августа 1991 года мне приснился странный сон. Вернее не сон - это была почти реальность. Гостила я в Харькове у своей сестры и ночью подскочила на кровати от неожиданного удара по лицу. Первое, что я увидела - это был светящийся циферблат электронных часов: 00 часов, 00 минут...Прямо как в плохом фильме ужасов. Я вскрикнула. Сестра проснулась и встревоженно спросила: Что случилось
- Меня кто-то ударил по щеке, ответила я
- Спи, тебе приснилось...тут нет никого
Я потерла щеку, на которой еще горела виртуальная пощечина, перевернулась на другой бок и благополучно заснула.
Утром выпив кофе с ароматной харьковской выпечкой, традиционно включили телек...
И понеслась...Сначала мы долго смотрели балет "Лебединое озеро" совсем не понимая, что происходит. Я даже убрала звук в телевизоре, так как раздражало то, что вся телевизионная программы полетела в расход. А выбор передач, как вы помните, тогда был и так небольшой. Потом появились какие-то смурные дядьки , сидевшие вряд за столом и отрывающие перекошенные рты. Когда наступила очередь вещать одному из них, я обратила внимание на его трясущиеся руки и из любопытства включила звук телевизора. Мы замерли...Мои мысли сразу понеслись, как колесо. Я сразу вспомнила, что я далеко от своего дома и нам через четыре дня нужно пересечь пол-страны; что муж мой у своей сестры и тоже поехал ее проведать; старенькие родители остаются сами, случись что...
В этот же день мы были на площади перед зданием тогдашней администрации Харькова. Самая большая площадь Европы была пустынна на тот момент и молчалива. Стучали только наши каблуки по брусчатке. Зловещее впечатление она тогда произвела на меня. Вечером на семейном совете постановили, что я возвращаюсь к родителям, жду мужа, а дальше - будем посмотреть, как говорят в Одессе...Пока покупали обратные билеты, пока ждали день своего отъезда, пока слушали по хрипящему транзистору "голоса" прошло три дня и 22 августа я была весь день в дороге, а к вечеру уже все решилось в Москве.
25 августа мы были в Москве и в нашем распоряжении был целый день до поезда на Воркуту. Москва и так - улей, а в эти дни там было просто столпотворение. Оставив чемоданы у родни, мы понеслись к Белому дому, чтобы все увидеть своими глазами. Куча железа, разобранная брусчатка, перевернутый троллейбус и быстро работающие городские службы по уборке трудились на площади, где только три дня тому все и происходило. Какая-то пожилая москвичка, показала нам то самое место, где стоял танк, с которого  Борис Ельцин зачитал "Обращение к гражданам России". Лежало много букетиков цветов - обычных, скромных, сорванных из своих садов и полисадников.
Вечером, в поезде супруг тихо мне рассказал, что в ту самою ночь, когда мне приснился сон, он был со своими школьными друзьями. Выпили по рюмке и не по одной, как я понимаю и вдруг, один из них, офицер кгб "полез в бутылку". Говорит: "Ну все, вам теперь всем пи$..ец пришел, демократы". Супруг мой первый получил пощечину от него. Завязалась драка. Офицер огрёб сильно и ушел. А я мужу поведала свой сон и что мне тоже досталось, даже в Харькове, от этой драки..Одноклассники потом писали, что из конторы его списали за пьянку и за то, что он много лишнего болтает.