Таланты и дорога к ним

Михаил Шаргородский
Мне уже несколько раз доводилось отмечать, что моя мать всю свою жизнь была сельской учительницей. Она всегда работала в селе и учила детей в возрасте от 8 до 12 лет.
Поскольку школы, в своем большинстве, были небольшими, а жилище учителя, как правило, было при школе, я чаще всего знал всех ее учеников, даже еще когда не учился, тем более, когда начал ходить в школу.
Школьные дела очень часто обсуждались и дома, поэтому, вольно или невольно, мне становились известны многие нюансы школьного закулисья.
Как-то шла подготовка к какому-то празднику. Между моей мамой и ее коллегой возникли разногласия в части списка лучших учеников, которых намечали как-то отметить.
Коллега выбрала из школьного журнала детей с наилучшими оценками и была твердо убеждена, что других вариантов и быть не может.
Но моя мать резко воспротивилась этому подходу. По ее мнению в список попала девочка, которая по природе своей тупица, но все уроки зубрит на зубок, и в результате получает высокие оценки. В то же время в списке нет мальчика, который очень талантлив по природе, увлекается многими разными разностями и поэтому не слишком следит за своими школьными оценками. С ним, даже когда просто разговариваешь, видишь блеск его глаз и чувствуешь, что он все схватывает налету.
Учителя, в конце концов, нашли какой-то компромисс, но я на всю жизнь понял, что зачастую оценку человеку дают не только по школьному журналу и служебным регалиям, но и по заложенному в нем  потенциалу, по его природным способностям, которые не всегда видны.
Мама пыталась убедить свою оппонентку, что талант явление очень редкое, к тому же достаточно хрупкое и нуждается во всемерной поддержке и взращивании.
Через эту сентенцию мне в полной мере пришлось пройти и у себя дома.
Будучи от природы весьма честолюбивым, я хотел быть непременно первым учеником в классе. Но моих данных для этого не хватало. И я попросил мать подтягивать меня по математике, чтобы я всех перегнал. Она пыталась меня убедить, что я не нахожусь на уровне первого ученика, и если я, в какой-то мере искусственно, достигну этого, будет не совсем честно. 
Разумеется, что эти доводы я во внимание не принимал, убился на учебе, и все же стал учеником №1.
Мой старший брат нахватал кучи троек, однажды даже заслужил переэкзаменовку на осень, но мать ему замечаний не делала.
Она видела, что помимо школы, он занимается велоспортом, играет в клубном  оркестре, проводит какое-то время с друзьями. А я, кроме освоения школьных премудростей, ничего другого не делал. У меня попросту для этого не хватало времени.
Отца у нас уже не было, мать, конечно же, симпатизировала образу жизни старшего сына, но, не желая разногласий в доме, подтягивала и меня.
В силу этих соображений, я довольно рано и твердо понял, что круглый отличник не всегда выглядит в глазах определенного сорта людей, как наиболее достойный.
Есть и другие качества, которые не всегда называют вслух.
Это, в первую очередь, природный талант, которым одаряются не слишком многие, поэтому он так ценен.
Несмотря на то, что я хорошо понял сказанное выше, честолюбие не давало мне спокойно жить.
Я окончил вечернюю школу с медалью. В институте, где нам заочникам легче было сдохнуть, чем его окончить, я получил красный диплом.
Прошло еще несколько лет. Больше я нигде не учился. Погоня за оценками утратила смысл.
Как-то, не совсем заметно для себя, я почувствовал, что наступил момент, когда количество знаний переходит в их качество. Закон диалектики.
Видимо все эти годы упорнейшей учебы, постепенно превратившейся в привычную потребность, дали о себе знать.
Накопленных знаний мне хватало, чтобы на службе опережать, возможно, более способных, чем я.
Прошедшие годы и образ жизни, который я при этом вел, приучили меня к твердому убеждению, что нет такой задачи, которую я не смогу решить, нет такого дела, которое я не смогу сделать.
Эта жизненная позиция несколько раз кардинально выручила меня. Я неоднократно вынужден был браться за дело, которое совсем не знал, но твердо верил, что разберусь, смогу. Так и происходило.
Возвращаясь к началу этой миниатюры, я могу сказать, что да, моя мать любила таланты и не любила тупиц, хотя и вынуждена была их учить.
Но ведь она имела дело с людьми только до 4-го класса. А этим людям еще предстояло учиться, работать, жить.
Надо ли порицать середнячка, если он своим упорством и трудом опередил всех, если даже в него это Богом  не было заложено.
Я думаю, что ему надо сказать "Молодец"
Дело в том, что, по моему мнению, годам к 40, по своему потенциалу одаренные от природы и те, кто всю жизнь грыз гранит науки, примерно сравниваются.
В этом случае работодателю практически безразлично, каким путем человек достиг нужного уровня.
Конечно, природный талант дорогого стоит. Но их очень мало. Да и выращивать их, лелея и поддерживая, совсем не просто.
Поэтому я думаю, что если  кто-то, вне зависимости от честолюбия, большую часть жизни сам себя выращивает, то перед ним не стыдно и шляпу снять.
Есть еще одно важное соображение.
Талантов рождается мало. Людей, способным своим невероятным трудом выйти на уровень талантов, не так уж много.
Думается, что вряд ли наберется процентов 10 от общего числа работающих. Каков же выход?
По моему собственному раскладу, до 90 % от всех занятых в производстве лиц, являются середняками, как-то освоившими определенный процесс, или процедуру, и добросовестно выполняющими их. 
На самом деле это не так. Люди учатся и в процессе производства нередко достигают неплохих результатов. 
Чаще всего это происходит при однотипных операциях, где человек, желая облегчить свой труд, совершенствует ту или иную производственную операцию.
В этом смысле очень большую роль играли профтехучилища, где человек изначально получал грамотную ориентацию для своей будущей деятельности.
К сожалению, эта государственная структура, в последние годы в значительной мере утратила свои былые позиции.
Возвращаясь к вопросу о том, что человек упорным трудом и настойчивостью, за достаточно большой срок, способен догнать того, кто от природы был талантлив, я однозначно готов всячески поддержать этих трудоголиков.
Раньше всего и прежде всего, выигрывает человек, у которого растет самооценка. Во-вторых, выигрывает общество в целом.
Я много раз наблюдал, что у успешных работников даже особая манера держаться. Он уверен в себе, уверен в своем завтрашнем дне, он ежедневно чувствует на себе  уважительное отношение к нему руководства. Дилетантов не любят ни в одном деле. Уважают профессионалов.
Быть может, входя в некоторое противоречие со своей мамой, я призываю как можно больше людей своим невероятно тяжелым трудом, достигать уровня тех, кто имел счастье родиться талантом.
Но, наверное, еще более важно, чтобы основная масса работающих, училась в процессе производства, и могла бы завтра быть сильнее, чем вчера.
Разумеется, в большинстве случаев работники учатся сами по себе, хорошо понимая, что это повышает его уровень, зарплату, и даже положение в обществе.
Но, наиболее реальные результаты достигаются тогда, когда поднятие квалификации, как-то встраивается в производственный процесс, и организовывать эти вопросы  не гнушаются соответствующие руководители.
Это особенно важно, когда  работа идет над каким-то сложным проектом, и нужна команда, не только нацеленная на конечный результат, но и способная его достигнуть.
Работая над этим материалом, я все время задумывался: " а могут ли  все эти принципы  быть приложены к науке?"
Может ли там количество знаний, накопленных за долгие годы упорного труда, перейти в качество, то есть родиться в обличье  какого-то нового оригинального труда?  Точно не знаю.
Но, судя по количеству и качеству людей, нашедших для себя приют в науке, наверное, и там этот принцип, в какой-то мере работает.
К сожалению, я не могу рассчитывать на многочисленную молодежную читательскую публику. И, тем не менее, мне хотелось бы в завершение этих размышлений, обратиться  именно к ним.
Бог не каждого из нас сотворяет талантом. Поэтому, я думаю, что нужно хоть  треснуть, то есть любой ценой, стремиться догнать и выровняться с тем, кто получил преимущество по рождению. Пусть будет рукотворный талант!
Он не дешевле ценится!   
А все остальные, если систематически, хоть по маленькому шагу будут делать вперед, вся наша жизнь станет более  достойной.


P.S.
Написав эту миниатюру, я продолжал думать о ней.
И вот, что я посчитал нужным добавить.
Достигнувший своими силами уровня таланта человек, наиболее вероятно сможет выполнять одинаковую с ним работу. Но вдохновения, озарения, творческие вспышки, парадоксальные открытия, это все же удел талантов. Без них, скорее всего не было бы новых лекарств, оружия, средств передвижения и миллиона других нужных вещей, рождаемых гением талантов.
А потому:

"Поклонимся им, всем миром, всей землей
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!»






..