Лев Толстой как источник повышенной опасности

Гарри Цыганов
Лев Толстой на Прозе ру

©

Началось всё с информации, почерпнутой мной в Google:
"В Государственную Думу внесён законопроект о лишении свободы на срок до 5 лет за оскорбление чувств верующих". 

Я написал статью «Вера в Бога или Оскорблённое чувство верующего».
Статья выставлялась на главной странице.
Было получено 25 рецензий. Был даже какой-никакой рейтинг.
Однако статью удалили.
А вместе с ней снесли у меня 12 других произведений (некоторые были опубликованы в издательствах "Молодая гвардия", "Belmax".) на тему религии и веры, провисевших  на странице долгое время и также выставляемых на главной странице.

Теперь непосредственно к Л. Н. Толстому.
В приведённой ниже рецензии цитируются высказывания великого старца об отношении к церкви, и объясняется причина отречения.

Я не прикрываюсь авторитетом Л. Н. Толстого, просто возникают вопросы. Живи великий старец ныне, и опубликуй он своё "Исследование догматического богословия" на данном форуме, его постигла бы та же участь? Или, страшно представить, ему впаяли бы "пятерик" за оскорбление чувств верующих?


©


Рецензия на «Вера в Бога или Оскорблённое чувство верующего» (Гарри Цыганов)

Читал я Ваше яркое эссе и приходил к выводу, что по смыслу Вы буквально повторяете слова, написанные Л. Н. Толстым еще сто лет назад в его Ответе синоду:
"То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от неё не потому, что я восстал на господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему.
... и я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения".

Можно в чем-то не соглашаться с Толстым – философом, но критику православия он оставил блестящую, не оставив камня на камне. Его "Исследование догматического богословия" признается самым разрушительным из его сочинений по отношению не только к православной вере, но и ко всему церковному пониманию христианства.

Прошло сто лет, а "караван идет". Надо бы порекомендовать депутатам, при обсуждении закона, обратиться к наследию классика, может быть слегка охолонут в своем рвении.
Вашу позицию разделяю.

Геннадий Николаев   01.12.2012 09:26   

Приведу еще одно очень ценное высказывание Л. Н. Толстого о религии  (запись в Дневнике от 13 января 1889 г. Москва):
"Читал мормонов, понял всю историю. Да, тут с очевидностью выступает тот умышленный обман, который составляет частью всякую религию. Даже, думается — не есть ли исключительный признак того, что называется религией, именно этот элемент — сознательной выдумки — не холодной, но поэтической, восторженной полуверы в нее, — выдумки? Выдумка эта есть в Магомете и Павле. Ее нет у Христа. На него наклепали ее. Да из него и не сделалось бы религии, если бы не выдумка воскресения, а главный выдумщик Павел".

Геннадий Николаев   02.12.2012 08:36


©

Владимир Можегов
Второе отлучение Льва Толстого
Новая Газета

«В начале ХХI века со Львом Толстым случилась странная метаморфоза: его имя оказалось вычеркнуто из списка национальных "икон". Российские журналисты в массе своей молчат, западные с удивлением замечают, что упоминание имени Толстого стало неполиткорректным, утверждают, что великий писатель стал в России "неличностью" по Оруэллу, и называют происходящее "вторым отлучением". Действительно, столетие со дня смерти Толстого, отмечаемое во всем мире, на его родине совершенно игнорируется.

Впрочем, ничего удивительного в этом, кажется, нет. Живи Толстой сегодня, и за свои резкие выпады против Церкви, призывы к упразднению государства и мысли о безнравственности всякого патриотизма он вполне мог бы заработать уголовную статью за "экстремизм" и "разжигание". Но даже и после смерти Толстой остается опасен.»

«Православная Церковь! Я теперь с этим словом не могу уже соединить никакого другого понятия, как несколько нестриженых людей, очень самоуверенных, заблудших и малообразованных, в шелку и бархате, с панагиями бриллиантовыми, называемых архиереями и митрополитами, и тысячи других нестриженых людей, находящихся в самой дикой, рабской покорности у этих десятков, занятых тем, чтобы под видом совершения каких-то таинств обманывать и обирать народ»
«Исследование догматического богословия»

Что же сулит нам сегодня «второе отлучение» Толстого? Современные школьники едва ли знают, кто такая Анна Каренина, современному обывателю сам конфликт знаменитого романа покажется смешным. Тем не менее, само имя Толстого для нас больше чем символ. Если была у России всемирная миссия, то исполнила ее не империя и не Церковь, а великая русская литература. Толстой и Достоевский – два ее могучих крыла, лететь на одном у русской «птицы-тройки» вряд ли получится. И если конфликт Толстого с Церковью не будет честно осмыслен и разрешен сегодня, то завтра, не исключено, нас снова ждут великие потрясения.