Поехали в Афганистан туристами - как это было

Оксана Задумина
Часть 3.
Не подумайте, я не сумасшедшая, если бы мне сказали, что в Афганистан никто не ездит, что это смертельно опасно и живой оттуда не вернёшься, то я бы не поехала. Но ситуация разворачивалась совсем по-другому: муж мирно смотрел на карту, планируя наш маршрут по Средней Азии, и видя, что недалеко от Душанбе проходит граница с Афганистаном, решил попытаться туда попасть.

– Что там делать?

Супруг стал мне показывать чудесные фотографии, рассказывать, что вблизи границы расположен город Мазари-Шариф, где находится красивейшая Голубая мечеть, рассуждать об отелях в городе и смотреть картинки на сайте трипэдвайзер. При этом, оказалось, что консульство Афганистана находится неподалёку, оно расположено в Грюнвальде, живописном месте, которое у вас, возможно, ассоциируется с известной певицей 70-х гг. Ларисой Мондрус, она давно живёт в Германии и держит здесь обувной бутик.

Записавшись на приём и подготовив необходимые документы, мы отправились в Грюнвальд. В консульстве шла обычная работа: мужчины и женщины заходили в кабинеты, что-то ксерили, оформляли бумаги. Заполняя анкеты на получение визы, мы не нашли пункт цель визита – туризм, люди ехали в Афганистан по бизнесу, для посещения родственников, с дипломатической миссией или по линии Красного Креста, поэтому в графу “иное” мы вписали: ТУРИЗМ.

Войдя в кабинет для собеседования, передали дипломатическому работнику свои краснокожие паспорта и анкеты. Увидев, что мы – россияне, он сразу перешел с немецкого языка на русский, сообщив, что в своё время учился на Украине и проходил стажировку в Москве. Посмеялся над целью нашего визита, спросил, есть ли у нас, где остановиться в Афганистане и принял документы.

Пересечь границу Таджикистана и Афганистана было не просто: пару раз мы пересаживались с одного автомобиля в другой, ожидая транспорт, потому что пешком идти не разрешалось. Но это было на таджикской стороне, а в Афганистане всё обошлось без лишних формальностей. С нами вместе через границу шли ещё три человека: с двумя мужчинами мы общались по-русски, они оказались моими коллегами,  афганскими историками, преподавателями университета, а с парнем – бизнесменом муж говорил по-английски. Парень, который не знал русского языка, для связки английских слов нет-нет да использовал русский мат. Это звучало так смешно, что я едва сдерживала улыбку. Он наверно думал, что это круто.

Мы ещё не перешли границу, а уже выяснили, что за преподавателями придет машина, их будут встречать, а бизнесмен собирался позвонить и вызвать машину. Мы сразу признались, что у нас нет местных денег, поэтому хотели бы поехать вместе с ним и заплатим ему в евро. Он согласился. Нам отчаянно везло, потому что на афганской стороне никого не было – ни таксистов, ни людей, одни мужики с автоматами и всё. Куда бы и кому бы мы звонили?

Подъехал частник, загрузились. До Кундуза добирались вместе, там мы собирались заночевать, но наш попутчик сказал, что в городе нормальных гостиниц нет и лучше сразу ехать в Мазари-Шариф, поэтому дальше наши дороги расходились. Ещё подсказал, что ночью в Афганистане можно поменять доллары на афгани на автозаправке, но евро там не возьмут и снова нас выручил – выдал нужную сумму в долларах в обмен на евро. А когда мы доехали до Кундуза, договорился с другим водителем и ещё торговался за нас, так что до Мазари-Шарифа мы добрались за 3000 афгани – около 50 долл. Я, честно говоря, не знаю, как бы мы без него вообще справились.

Местные мужчины и дети глядели на меня во все глаза, как на инопланетянку, все хотели приблизиться и узнать, настоящая я или им кажется.

Солнце стало садиться, мы ехали и смотрели по сторонам в окна. Муж мне не разрешал снимать платок даже в машине, он очень боялся, что я нарушу какие-нибудь законы этой своеобразной страны. Мимо проплывали глинобитные дома афганцев, без света, никакой растительности рядом, женщины в синих национальных одеждах – платье и штанишки, лицо тщательно закрыто, но ходят на каблуках, даже в кишлаках, а мужчины, преимущественно, в белом, как врачи, но некоторые в серых или коричневых одеждах, что в этой местности наверное уместнее, потому что повсюду пыль и песок.

По дороге всё чаще встречаются блокпосты, нас останавливают патрули с автоматами, проверяют документы, водитель объясняется с военными и мы едем дальше. За мешками с песком находятся укрытые камуфляжной сеткой объекты. Через четыре часа, около полуночи, добираемся до Мазари-Шариф. Как нас научили, сначала останавливаемся на автозаправке, обмениваем доллары на афгани, потом доезжаем до центра, рассчитываемся с таксистом и входим в отель.

Продолжение истории: http://proza.ru/2020/08/21/967

Начало истории: http://proza.ru/2020/08/12/1415

На фото: У ворот афганского консульства в Мюнхене, октябрь 2014: Виза есть!

Рассказ с фотографиями можно увидеть по ссылке: http://proza.ru/rec.html?2020/08/19/1770