Букеты белого долга

Григорий Спичак
Сколько мы таскаем в себе груза невыполненных обещаний? Насколько этот груз серьезное явление?
Когда-то очень уже давно — в 1974 году, умерла моя бабушка Мария. Мне было тогда 13 лет, но я вполне себе помню и её слова-завещание, сказанные не персонально мне, но как бы всем нам в семье: " Хороните меня ТОЛЬКО с белыми цветами. Ничего лишнего. ТОЛЬКО с белыми...» Она очень настойчиво просила это. Я сказал бы, что даже как-то категорично.

И вот умерла она. Народу много было. На удивление много. Просто бабушка была очень большая любительница цветов, рассаду у неё брали и заказывали десятки тёть со всего поселка и даже из района. И что, естественно? На похоронах было завались всяких цветов. Всяких. И, как мне казалось, как мне хотелось крикнуть «Ну она же просила.... Она же просила ТОЛЬКО белые!». Я прямо чувствовал, что что-то в той просьбе бабушки было понятное только ей, что-то было в её внутренней истории, что требовались ей только белые цветы.
На поминках я упрекнул всех своих: «Бабушкину просьбу вы не выполнили. Она просила белые цветы и только белые...»
Мама и отец успокаивали: " Летом на могиле посадим белые...» Посадили анютины глазки. Потом бархатцы.
Через год.. Потом через пять , и ещё не раз я говорил:» А бабушка белых цветов так и не дождалась...»
- Весной белым засадим всю могилу.
- Купи сам букеты белых...

Но белых не было ни через пять, ни через двадцать пять. И мне иногда это уже казалось какой-то занозой в сердце. Каким-то наваждением казалось — ведь и сам я и с племянниками как-то даже покупали цветы, но что-то происходило и... И до могилы белые так и не доезжали. Даже искусственные!! Цветные — пожалуйста, но белые даже искусственные никак не могли лечь на могилу моей драгоценной бабули...
...И вот два года назад я довез до неё белый букет. Вдруг раз и довез. И в тот же год сын довез. И племянник посадил даже белые (они не прижились, но факт — довезли). Но я не о племяннике и не о цветах сына моего. Я о моменте том — когда я, наконец-то, привез белые флоксы. И ромашки... Ну привез и привез. И букет воткнул в грунт. И помолился. И вот уходим с кладбища, когда я с восторгом прислушиваюсь и ярко чувствую, как откуда-то из сердца вылетела «пробка». Прямо внятно — бац и отпустило что-то глубокое- глубокое, давнее-давнее...будто дышать стало легче.

А я ведь жил с этим. Десятилетия жил, не замечая, как оказывается важен старый старый моральный долг... А как я дышал бы и думал все эти годы, если бы этой пробки не было? Ведь как-то по-другому я реагировал бы и на другое, и что-то другое делал бы в жизни иначе... Боже! Какой пустяк- белые цветы... Белые цветы не положенные на могилу 46 лет назад...
..."... и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим...»... Сегодня бабушке Марии, дорогой моей Марии Францевне Спичак (в девичестве Фальк) исполнилось бы 130 лет. Из которых 46 лет, я точно знаю, я мог бы прожить немного иначе из-за вовремя положенного белого букета цветов....
В поминальных молитвах, в том, в духовном пространстве, я все эти годы видел Марию в домашнем фартуке, в темно-синей кофточке, в блузке серой с горошком. А тут вдруг сегодня увидел в чем-то с белыми манжетами, кофточку с белым воротником и фартук с белой каймой... Да так, ладно... субъективно всё это. Как и долги...