Музыкант Глава 1. Часть 1 Дальневосточник

Галина Дейнега
Начало http://proza.ru/2020/03/22/663
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ
 1.1.  Дальневосточник
   Хмурой осенью с ноткой ностальгии в голосе Дёмин  начал  воспоминания, окрашенные в те, особые тона, которые связаны с любовью родителей и к родителям, с многочисленными открытиями, с познанием мира и принятием в этот мир: «Отец мой, Михаил Иванович, родился в октябре 1921 года в селе Архангельское Орловской области. После школы окончил военное училище. Воевал на бронепоезде на Западных и Восточных фронтах.   Награждён орденом Красной Звезды и тремя  медалями: «За освобождение Праги», «За победу над Японией», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». Сохранилась копия представления командира бронепоезда на награждение отца орденом в ноябре 1944 года. Там сказано, что к награде представлен за истребление взвода фашистов. Навел орудие на плот, на котором немцы перебирались через Вислу, выстрелил. Попал точно в центр, все фашисты уничтожены. Войну закончил в Маньчжурии командиром артиллерийского расчёта бронепоезда в звании старший лейтенант.
   В сентябре 1945 года, после капитуляции Японии, бронепоезд отца пригнали в Харбин. Там он простоял в ремонте до лета 1946 года. В июне бронепоезд отправился на запад. Шёл, периодически останавливаясь для заправок и отдыха экипажа. На станции «Посёлок Вяземский» стал на три дня.
   Вечером статный двадцатипятилетний Михаил на танцплощадке познакомился с весёлой светловолосой девятнадцатилетней девушкой Верой. Влюбился сразу. На следующий день подал рапорт об увольнении из рядов армии и остался в Вяземском. Молодые  расписались. Поселились в многодетной семье родителей Веры.
   Время послевоенное, голодное. Михаил не мог найти работу. Осенью, чтобы не быть «лишним ртом», решил увезти уже беременную мною жену в Елец, где проживал его отец. Надеялся там найти работу.
   Но вышло все не так. Мать Михаила умерла в 1943 году от горя, получив одну за другой две похоронки. Сначала погиб старший сын Петя (1909 года рождения). Спустя месяц — младший сын Володя (1923 года рождения). Отец Михаила женился. Мачеха не приняла пасынка с беременной женой. Их приютила в пятиметровой каморке тетя Соня — младшая сестра моего будущего деда. Судьба распорядилась так: родился я в городе Елец, но уже в  трёхмесячном возрасте отправился на Дальний Восток.
    В Ельце отец долго не мог найти работу. Устроился сторожем на кондитерскую фабрику. Получку ждали целый месяц. Мать кормила меня грудью, а сама питалась конфетами и печеньями, что приносил с работы отец. Может, потому что вскармливался сладким молоком, я очень люблю сладости. Через месяц у матери молоко исчезло. Чтобы я не умер от голода, нужно было добывать детское питание. С этим были большие трудности. Поэтому, узнав, что людей вербуют работать на Камчатку, при заключении договора выдают подъёмные в размере трехмесячного оклада и оплачивают проезд, родители тут же завербовались.
   До Петропавловска-Камчатского добирались полтора месяца. Там отцу предложили работату лесником и небольшой деревянный домик для проживания. Мама устроилась кладовщиком на склад мореходного училища в двухстах метрах от дома, где мы поселились. До года таскала меня с собой на работу. Потом сдала в ясли, тоже недалеко от дома.
   Отец на следующий год поступил на заочное отделение лесного техникума в том самом посёлке Вяземский, где жили родители мамы. Это в сотне километров к югу от Хабаровска, в сторону Владивостока. На сессии отец брал меня с собой. Пока он сдавал экзамены, я гостил у бабушки».
   — Но Вяземский очень далеко от Петропавловска-Камчатского. Или по дальневосточным меркам это «рукой подать»?
   — Именно так. Дальневосточники — особый народ. Их не пугают ни трудности, ни расстояния. Считается, что север Камчатки да и Магадан совсем рядом с Петропавловском-Камчатским, а до Владивостока всего-то чуть больше двух тысяч километров. А это дальше, чем от Крыма до Москвы.
   — И как отец с малышом туда добирался?
   — До Владивостока пять суток теплоходом, затем до Вяземского сутки поездом.
   — Уж коль вам пришлось часто гостить у бабушки, надо представить посёлок
Вяземский. Основан он в 1895 году как станция «Медвежья» строящейся  Уссурийской железной дороги. Переименован в честь инженера Ореста Полиеновича Вяземского — начальника строительства. Тот в сложных природных условиях в сжатые сроки не только построил железную дорогу, но ещё сэкономил выделенные средства и вернул их в казну. Посёлок  Вяземский с 1951 года стал городом.
   — Проучился отец в Вяземском три года. По окончании техникума его приняли в Управление лесного хозяйства на должность инженера. Потом отец заочно окончил лесной институт во Владивостоке, стал работать старшим инженером с функциями инспектора. А с 1961 года по высоким показателям работы его назначили главным лесничим всей Камчатской области.
   —  Человек с волевым характером должен быть суровым отцом. Так?
   —  Отца воспитала война. Он никогда не сюсюкал. Всегда спокойный, сдержанный, серьёзный. Как минимум, раз в неделю устраивал мне порку, а иногда и чаще. Но я на него не обижался, потому что это было по делу. Я это прекрасно понимал. Как все дети, был с пропеллером в одном месте. В пять-семь лет мог бегать без остановки по часу, полтора и не уставал. Отец был строг, но справедлив. Я многому у него научился.
   Порка — действенный способ передачи информации  младшему поколению. Тут же и личный пример, и справедливые наказания, а это, как известно, лучшие меры воспитания. Да плюс ещё дальневосточная закалка нашего героя.
Продолжение http://proza.ru/2019/12/10/366