Сумерки богов

Полина Какичева
 

   Чёрт меня дёрнул полететь в Исландию.
   Не за рыбалкой, фото с китами или отменным футболом, нет. Я просто подумал, что неплохо бы поставить все точки над i в этой истории. Поэтому снял значительную часть своих сбережений, выбрал самое, судя по отзывам, турагентство и, подтянув за усы хромающий на все четыре лапы и хвост свой английский язык, отправился в эту не самую жаркую страну…

   Всё началось ещё в детстве.
   Моя прабабка с простым именем Валя долгими зимними вечерами любила рассказывать нам с братом странные сказки, истории из скандинавской мифологии. Это были приключения одноглазого старика с двумя ручными воронами и восьминогим конём, об эльфах и гномах, об огненных и ледяных великанах, о волке, проглотившем луну и солнце, о гигантском змее на дне океана, опоясывающем мир. Все эти истории были поучительные, где-то смешные, а где-то страшные, ужасно интересные и запоминающиеся. Но объединяло их то, что в конце каждой баба Валя целовала меня и Сашку в лоб и говорила нежно, гладя по светлым волосам:
   - Наши корни уходят глубоко в студёную землю Страны льдов. Кто знает, может быть, в ваших жилах течёт кровь асов, великих богов Севера?
   Развесив уши и размечтавшись, я и мой старший брат представляли себя непобедимыми воинами – викингами, от чьего вида кровь стынет в жилах и ноги трясутся, как желе на тарелке. Это было весёлое время, время, когда мы ещё не знали, что упомянутая прабабкой Исландия (Страна льдов) имеет к прославленным воителям совсем отдалённое отношение и населяют её скорее не грозные воины, а вдумчивые скотоводы.
   Но момент просветления произошёл достаточно поздно, классе этак в седьмом, а до того момента мы с Сашкой отрывались как могли: однажды вынесли у отца из мастерской все доски и построили вполне себе приличный боевой корабль. После, в более старших классах, мы собрали из знакомых и одноклассников рок-группу «Рогатые», где с упоением трясли длинными волосами и орали в микрофон песни собственного сочинения. Стыдно вспомнить, но была даже попытка создания байк-клуба с древне скандинавской символикой. В общем, увлекались мы не по-детски, да оказалось, что только до поры до времени.
   Когда был пройден выпускной класс, а потом отмучен и институт, как-то само собой вышло, что большее время в жизни каждого стала занимать работа. Встречаться мы начали всё реже и реже, кто-то уехал жить в другой город, как это сделал и я. И с этого момента встречались мы только на больших семейных праздниках или в чате, в соцсетях.

   Думаю, всё так бы и продолжалось, да среди ясного неба грянул гром: у моего старшего брата Сашки Цветкова нашли опухоль мозга. Он был худ, рыж и весел. Занимался созданием компьютерных игр и уже не первый год жил на съёмной квартире неподалёку от родительского дома.
   - Слишком много за компом сижу, - шутил он, в десятый раз проводя рукой по стриженной наголо голове, которая ещё в прошлый четверг ослепляла ярко-рыжей копной волос, заплетённой в косу.
   - Что врачи говорят? – поинтересовался я, неловко ставя пакет с фруктами на прикроватную тумбочку.
   - Нужна операция. Шансы есть, и неплохие, а из рисков - слепота, бывает смерть, но редко. – поделился информацией Сашка, говоря это таким спокойным тоном, словно и не про себя вовсе. 
   - Когда решили делать?
   - Еще не решили. Нужно сдать дополнительные анализы, оформить бумаги. Пройти подготовку и, если не ошибаюсь, пропить курс каких-то лекарств. – брат откинулся на подушку и слегка подтянул одеяло. – А ты надолго приехал?
   - Не переживай, я взял отпуск за свой счёт. Буду здесь столько, сколько понадобится, со своим начальством я уже договорился. – соврал я, устраиваясь поудобнее на стуле возле койки.
   - Я хотел тебя кое о чём попросить… - сказал он с сомнением, чуть помедлив.
   - Говори, не стесняйся. Что бы это ни было, если это в моих силах - я это сделаю.

   Оказалось, Сашка действительно хочет, чтобы мы побывали в Исландии и попытались выяснить через наше ДНК-тест, есть ли у нас там ближайшие родственники. Благо в этой северной стране есть общая база данных всех жителей, что сделано для исключения инцеста при заключении брака. Как -ни - как жителей на этом острове не так уж и много, и многие друг другу родня.
   Какой-то детский каприз -  хотелось мне сказать брату на все эти «посхочу», тем более, мы могли бы это сделать и после его операции, но нет, он упёрся рогом и настаивал: «сделай это до операции, я хочу знать, что ты там был, а то вдруг умру или ослепну, тогда какое веселье?» Пришлось согласиться, тем более, я никак не мог открыть ему главную причину моего нежелания туда ехать: в этой семье только я настоящий сын, а он - приёмный. И мне плевать на мои возможные гены, если это и не его гены тоже.
   В результате мне всё-таки пришлось путешествовать.

   Спустя четыре дня после прибытия я выполнил все порученные мне дела и решил отдохнуть а-ля единение с природой. Выбрал охоту на северное сияние и вместе с англоязычной группой туристов рванул на север Исландии.
   Нам повезло устроиться в хорошем уютном отеле и уже в первую же ночь увидеть пляшущий свет в ночном небе. Охота удалась на славу!
   Все фотографировали и фотографировались, от шума и гама, слишком активных эмоций окружающих меня людей, впечатление от редкого явления природы сошло на нет и я решил, что будет лучше подождать, когда все разойдутся спать. Под самое утро, в самый тёмный час, я запланировал выйти погулять на свежем воздухе и, если повезёт, снова увидеть это сказочное сияние.
 
   Луны не было видно, но светили звёзды.
   В уютной гостинице, в холле сидели англичане и обсуждали последние политические новости мира. 
   Поплотнее застегнув свою куртку и натянув на уши шапку, я сообщил на стойке регистрации, что выйду на пару часов погулять. На что сотрудник посоветовал не отходить далеко, так как, если внезапно пойдёт снег, потеряться в метель - плёвое дело.

   На улице было так свежо, что хотелось дышать глубже, чем могли мои лёгкие.
   Хотелось есть воздух ложками и пить литрами. Увезти его домой.
   При этом под ногами, как новые сапоги, скрипел и хрустел девственно чистый снег. Он был чист и бел как мороженое в вафельном рожке, но совершенно не собирался таять. Я специально прошёл туда – сюда, весело вытаптывая надписи с посланиями вроде «привет!», «как дела?», «здесь был Олег». Когда и это мне надоело, я пошёл всё дальше от места нашей остановки, туда, где снежные сугробы сверкали небывалыми богатствами и задорными огоньками.
   Найдя самый, на мой взгляд, мягкий сугроб, я плюхнулся на спину, весело раскинув руки. Думать совершенно не хотелось, переживать о делах и проблемах - тоже. Настал тот самый легендарный момент единения с природой. Казалось, что небо и земля и я, все мы слышим и чувствуем друг друга. Что впереди только хорошие времена, только счастливые события. А также вкусный и тёплый какао по возвращению в номер отеля.

   - Не зря всё - таки поехал… - громко сказал я, бездумно улыбаясь в небо.
   И вот так, в самом расслабленном состоянии я находился, наверное, пару часов.
   Краем глаза видел северное сияние, но поленился вставать, чтобы рассмотреть его посерьёзнее. Но продолжать бездельничать мне было не суждено: пошёл снег. Сперва сыпались крупные редкие снежинки, но радовали глаз и на вкус были освежающе прохладными. Я лежал и ловил их ртом. Ом-ом-ом. Это продолжалось до тех пор, пока снег не стал идти так плотно, что, останься я там ещё на полчаса, меня бы замело подчистую. Лежать было опасно, поэтому я встал и, отряхнувшись, повернулся в сторону отеля. И не увидел его.
   На меня накатила страшная паника, я стал крутиться вокруг, всматриваясь вдаль: может быть, я не туда посмотрел? Но везде был только снег и ни одного огонька или следа. Мои следы замело, я теперь не знал, откуда пришёл сюда.
В срочном порядке я обыскал свои карманы: телефона в них не было, то ли забыл в номере, то ли потерял. Поискав в сугробе, который так долго служил мне мягкой кроватью, и ничего не найдя, кроме того, что мои руки стали коченеть, я поплёлся наугад вперёд, громко крича:
   - Помогите! Кто-нибудь! Я потерялся!

   Но сколько бы я не шёл, вокруг был только снег. Сколько бы я ни кричал, вокруг была только тишина и мягко падающий снег, поглощающий звуки.
   И, в конце концов, настал момент, когда, обессилев, я просто упал, с шумом сев на задницу в снег. Двигаться не было сил и смысла. В небе весело плясали огни.
И тут где-то там, с краю подвластного моему слуху пространства, послышались голоса. Говорили, кажется, женщины. Что именно было в этом шуме -  я не мог разобрать, но уже, будучи вне себя от радости, побежал в ту сторону. И вскоре увидел: весь в снегу, практически незаметный, маленький дом с ещё более крошечным мутным оконцем погряз в наметённых метелью сугробах. А снег шёл всё сильнее и сильнее. Начало завывать.
   Понимая, что оставаться на улице становится опасно для жизни, я торопливо прошёл к двери и постучал с силой, при этом крича:
   - Впустите меня внутрь! Я заблудился в снегу, я турист! Дайте позвонить в мой отель!
   Голоса по ту сторону смолкли и дверь слегка приоткрыли, по ту сторону стояла очень пожилая женщина, с абсолютно седыми волосами и синими, как спокойное небо, глазами. Она невозмутимо осмотрела меня с ног до головы и сказала:
   - Входи, Олафер, мы тебя ждём.
Ничего не понимая, но больше не решаясь оставаться в такую непогоду на улице, я протиснулся внутрь, на всякий случай не отходя далеко от входа.
   - Вы, наверное, обознались, меня зовут Олег. Я турист и заблудился в снегу, - начал было пояснять я, но был остановлен ещё одной женщиной, находящейся в этом же помещении. Она была средних лет, совсем не примечательная, с простыми симметричными чертами лица, на котором, словно звёзды, сверкали ярко - синие глаза. Такие же глаза, как у старухи. Родственницы? - предположил я.
   - Моя старшая сестра не ошиблась, путник. Ты - Олафер, что значит наследник. И нам было предначертано, что так же, как другие твои предки, ты придёшь сюда в нужный день и час, чтобы исполнить предназначение. Того хочет судьба, не сопротивляйся.
   Сказать, что от этих слов меня как-то покоробило, и все внутренности сжались, значит ничего не сказать. «Господи, боже мой! На психов наткнулся?!» - единственное, что тогда пришло мне в голову. Беглый осмотр комнаты показал, что потенциально опасных или настораживающих предметов в ней нет. Да и вообще, весь домик состоял из одного пространства, разделённого кое - где занавесками. Телефона или радио на виду также не было. Поэтому я попытался договориться.
   - Как далеко от вас находится ближайшая гостиница или другие жилые здания? Если вы подскажите мне правильное направление, я сейчас же уйду и не буду вас больше тревожить.
   Из-за одной из занавесок плавно вышла молодая девушка, живое лицо украшали умные глаза синего цвета.
   - Мои сёстры Урд и Вернанде не хотели тебя напугать. Меня зовут Скульд, мы живём здесь одни. У нас нет телефона или какого-то способа связаться с людьми, и мы не знаем, как далеко тебе нужно идти до жилых домов. – успокаивающим тоном говорила она, всего на пару секунд бросив на своих сестёр сердитый взгляд.
На эти слова самая старая из сестёр цыкнула.
   - Не нужно ходить вокруг да около, сестрица. Скажи ему всё прямо.

   Молодая девушка протяжно вздохнула и, печально посмотрев на меня, сказала ласково и как-то уж очень печально:
   - Мы – норны: Прошлое, Настоящее и Будущее. Наверное, ты когда-то да слышал о нас из тех сказок, что сочиняют люди. – она подошла чуть ближе, всё так же серьёзно смотря на меня. В глазах не было угрозы или предполагаемого безумства. – Ты потомок одного из богов, сына Всеотца Одина, бога весны Бальдра. Но, чтобы ты не посчитал все наши дальнейшие слова безумством, позволь мы тебе всё покажем?
И они по очереди дотронулись до меня.

   Пьяный от увиденного кошмара, словно я тонул, а меня с трудом, уже полумёртвого вытащили на берег, я на негнущихся ногах выбежал наружу.
   Снегопад прекратился и теперь со звёздного неба сыпалась редкие мелкие снежинки, которые были так невесомы, что даже от моего дыхания отлетали в сторону. Встряхнув головой, я проморгал слезящиеся глаза и осмотрелся.
   Домик трёх сестёр примостился между корнями такого гигантского дерева, что в его теряющихся вдали ветвях виднелись запутавшиеся звёзды, шлейфом свисало северное сияние.
   - Этого просто не может быть! Это сон, я заснул там в снегу или в своей комнате?! А может быть, вы накачали меня какими-то наркотиками? – упав на колени я плакал, непослушными руками растирая по лицу горячие слёзы и сопли. – Это всё сказки, так не бывает…
   - Можешь не верить, если тебе так легче. Но это всё правда и то, что произойдёт дальше – реальность. Как и тысячи лет назад, в самом начале, ты падёшь, как кровь того, что течёт в твоих жилах от ветки омелы. После твоей смерти, и только после неё, потомок весны, начнётся величайшая битва между богами и чудовищами. Люди впадут в безумие, и зима будет длиться три года. Множество жертв будет среди светлой стороны и среди тёмной, даже Один падёт, и Тор не выстоит. Но те, кто переживут Рагнарёк, возродят этот мир, отстроив его заново, более чистым и лучшим, чем прежде. – Три сестры стояли возле входа своего дома и невидящими глазами смотрели куда-то вдаль, поверх меня.

   С огромным желанием убежать куда подальше, даже если это сон, я встал и повернулся в сторону от них. Но мои ноги снова отказали. И я увидел его.
Мой старший брат Сашка шёл ко мне через белую равнину, улыбаясь и махая над головой тонким прутиком, зажатым в правой руке.
   - Хей-хей! Я успел как раз вовремя. Не нужно бояться. Всё так, как должно быть. Ты - Олег и ты - Олафер, и они говорят тебе правду. – Он подошёл совсем близко и, обняв меня, прошептал на ухо. – Каждую тысячу лет после первого Рагнарёка я нахожу потомка Бальдра, в котором больше всего его крови, и привожу разными путями сюда, к Иггдрасилю. Чтобы свершить пророчество и обновить этот мир до того, как он полностью прогниёт и погибнет в страшных мучениях.
   Он похлопал меня по спине и плавно отступил назад, слегка склонив голову набок.
   - Не переживай, никто не узнает правды: я умру на операционном столе, а тебя найдут замерзшим в снегу. – И тонкая ветвь в его руке ткнулась в мою замершую грудь.
   - Кто ты на самом деле? – прошептал я, ничего так и не почувствовав.
   - Странно, что ты меня не признал. В наших детских играх я всегда изображал сам себя.
   - Ох… Локи Лаувейсоне? Бог обмана и огня… - почему-то улыбнулся я, закрывая глаза. – Твои рыжие волосы всегда меня восхищали… Как хорошо, что они отрастут вновь.