Пандало

Лана Маркес
    В летний июльский день высшим наслаждением для меня считался поход на «пАндалу»( место под горой).Это слово эрзянского происхождения, но в моей интерпретации звучит немного иначе. Позвольте мне это вольное отступление.Ранее я уже отмечала,что «городские» говорили на симбиозе двух языков: русского и эрзянского. Окончания слов часто менялись на русский манер и наоборот.
    ПАндало-  для меня было вторым сакральным местом после гор. Как приятно укрыться в тени старых векл( ив), окунуть  ноги в воду Иркуля и слушать, как журчит речка. Веклы очень старые и высокие. Около бабушкиной «пандалы» росла векла с тремя могучими стволами. Один из них причудливо рос в горизонтальном положении и образовывал своеобразный мост через речку. 
   Речушка Иркуль неглубокая. В некоторых местах по щиколотку, в некоторых по колено, но бывает и глубже. В далёком детстве я измеряла глубину опытным путём.
   Открытые участки берега, где не росли веклы, были сплошь покрыты копытцами.В жаркий летний день около берегов слышалось жужжание пчёл.Эти маленькие труженицы прилетали на водопой.Тут же сгруппировавшись по нескольку штук грелись головастики, которые при малейшем всплеске воды  молниеносно меняли место своей «дислокации».  Иногда можно было послушать лягушачий хор. Одна лягушка солист, а другие хористы квакают почти синхронно. Скрипучее кваканье старой жабы делает какофонию особенно омерзительной. Лёгкий камушек брошенный в заросли камыша позволяет на несколько минут воцариться тишине.   Потом начинается всё сначала.
  Мне было интересно наблюдать за лягушками.В них есть что - то утончённое.Я это называю лягушачьей грацией. Бывало сидит такая лягушечка в кустиках и своими красивыми глазками хлопает. Будто  заколдованная царевна  ждёт заветную стрелу…
     Около речки широкими полосами тянулись огороды. Вблизи от воды обычно высаживали капусту и огурцы. Вечером , после жаркого дня, мы поливали   овощи, черпая воду из речки.
    Кстати, воду для мытья пола мы тоже носили из Иркуля, а это примерно двести метров.( от речки до дома)
    Иногда мы  с сестрёнкой полоскали в Иркуле постиранное бельё .Для этого ходили на мостки к соседям Андрей бабы. Там было чуть глубже и удобнее. Тщательно прополоскав, развешивали сушиться тут же на  «пандале», но около своего участка. Вот такое многофункциональное место.
   Наверное, сейчас там таже хорошо. Стадо уже не такое многочисленное и можно предположить, что растительность вдоль берега выше и гуще. Не знаю. Давно уже не посещала эти места.
19.08.2020.