Гибель эсминцев

Валерий Лютиков
"Весьма Секретно.
Начальнику 1-го Дивизиона.
     Вследствие предписания Реввоенсовбалта от 20-го сего (1919 года) Октября за № 3137/оп Вам поручается постановка минного заграждения по прилагаемому плану. Для выполнения операции назначаются эсминцы «Гавриил», «Свобода», «Азард» и «Константин», им надлежит принять по 60 мин заграждения каждому, приготовив мины к постановке на глубину 10 фут. По приёмке мин заграждения эсминцам выйти на Большой рейд и там стать на якорь. В 2 ч. 21-го Октября Вам с вверенным Вам дивизионом надлежит сняться с якоря под 2-мя котлами и следовать 9-ти узловым ходом к месту постановки – к южному концу заграждения. Придя к исходной точке заграждения, т.е. в широту 59° 52’ и долготу 28° 53’ начните постановку. Поставив 240 мин с расстоянием 150 фут между ними, окончите, таким образом, постановку к 7 часам."

Что же явилось причиной принятия такого решения?
Стремительное наступление  белых и неустойчивость наших сухопутных частей привели к тому, что главная защита Кронштадта, а значит и Петрограда – форт Краснофлотский, в первые же дни операции попал в очень трудное положение. Отсутствие хорошо организованного, подготовленного и достаточно сильного гарнизона ставило перед командованием крепостью чрезвычайно сложную задачу защиты форта. Брошенные из Петрограда и Кронштадта наспех сформированные отряды моряков оказались единственными частями, которые можно было противопоставить натиску врага. Вследствие поспешности отхода прибрежной группы войск, были оставлены и уничтожены береговые батареи в Систо-Палкино и Устье, и все побережье Копорского залива осталось беззащитным. Этим обстоятельством не преминул воспользоваться противник, и его миноносцы начали ежедневную, систематическую бомбардировку прибрежных позиций красных войск. Борьба с этими миноносцами с помощью артиллерии фортов оказалась невозможной благодаря снятию постов Службы Связи. Неприятель незаметно приближался к берегу, скрываясь за мысом Долгий Нос, и открывал огонь. Место, откуда он стрелял, оставалось неизвестным и ответные залпы наших батарей, стрелявших абсолютно в слепую, ложились от него на много кабельтов, не причиняя ему вреда и даже беспокойства. Неприятельские обстрелы пагубно сказались при наших попытках к наступлению. 19 октября правофланговые части наших войск нанесли удар врагу на побережье и погнали его до Липово. Частичный успех обещал уже развиться в серьезную удачу, когда появились неприятельские миноносцы и крейсера и своим ураганным огнем заставили наши части отступить на прежние позиции. Сбитое наступление на прибрежном участке тот час же сказалось на всем фронте Красногорского района, и весь достигнутый успех был сведен на нет. Мало того: оправившийся противник сам перешел в наступление, и лишь с помощью напряжения всех сил удалось частям Красногорского гарнизона отстоять свои линии. Все дальнейшие попытки к наступлению привели к тем же неутешительным результатам. Складывалось такое положение, что если флот не придет на помощь, форты не удастся, вероятно, отстоять и они будут взяты неприятелем. Все эти обстоятельства вынудили Реввоенсовбалт принять решение об оказании флотом активной поддержки нашим сухопутным частям, оперирующим на побережье. Громадное преимущество в минных силах, имевшихся на стороне противника, заставило отказаться от открытой борьбы с ним, так как недостаток топлива не позволял поддерживать наши эсминцы «Петропавловском». Неудовлетворительное техническое состояние наших подлодок не давало надежды на какую-либо  помощь от этого рода судов. Поэтому пришлось остановиться на единственном средстве, оставшемся в руках командования, минных заграждениях. Ввиду условий погоды и неимения других подходящих судов, Реввоенсовбалт решился на постановку мин заграждения с эсминцев типа «Новик».
Исходя из соображения, что эсминцы неприятеля могут обстреливать наши позиции, укрывшись под берегом, было признано необходимым заградить подход к восточному побережью Копорского залива. Этим заграждением прикрывались входы в прибрежный район, и уничтожалась возможность для миноносцев противника подходить незаметно, укрываясь от нашего наблюдения за мысом.

В 10 час. 35 мин. 20 Октября 1919 года Начальнику Артиллерии и Коменданту форта Краснофлотский была отправлена телефонограмма.   
В ней указывалось, что в 1 час ночи 21–го Октября четыре наших эсминца выходят на операцию в Копорский залив, а потому необходимо  предупредить об этом все форты и батареи, чтобы по эсминцам не открывали огня и в случае надобности оказали им поддержку. Также на эту ночь необходимо было не освещать прожекторами. О возвращении эсминцев будет уведомление.

21-го октября в 2 часа ночи по сигналу «Гавриила» дивизион снялся с якоря и пошёл по назначению в ниже следующем порядке кильватерной колонны: «Гавриил», «Свобода», «Константин» и «Азард».
Ход миноносцев Начальником Дивизиона был назначен в 9 узлов исходя из соображения тёмной ночи, малой сплаванности Дивизиона и расчёта времени выполнения данной операции и возвращения в базу.
Пройдя по створу Николаевский маяк до 1-й поворотной шаровой вехи, Дивизион лёг на курс 208°, а затем, минув 2-ую шаровую веху, на курс 270°, предполагая продержаться на этом курсе приблизительно 4,5 мили. Вследствие полной темноты, крайне свежей погоды, и трудности держаться точно в строю, ориентируясь затемнёнными кильватерными огнями, эсминец «Азард»  в 5 часов 5 минут потерял из виду впереди идущего «Константина», и только в 5 часов 20 минут «Азард» случайно вступил в строй, найдя «Константина» лежащего уже на курсе 188°. Продержавшись на вышеуказанном курсе приблизительно 3 - 4 мили – в 5 часов 48 минут около параллели «Долгий нос» с эсминца «Азард» увидели на впереди идущем «Гаврииле» столб огня, за которым последовал взрыв, а затем были видны несколько сигнальных вспышек клотикового огня, но разобрать которые не удалось. В этот же момент с передних эсминцев «Свободы» и «Константина» Ратьером были сделаны сигналы о заднем ходе.

Первым на вражеских минах подорвался эсминец «Гавриил».
Пробоина была на левом борту около динамо-машины. Миноносец кренился на левый борт, мины заграждения срывались с мест и перекатывались по палубе. Командир приказывал не беспокоиться и не делать паники, брать койки и спасательные средства, а помощник командира отдавал распоряжения затопить правый борт для того чтобы выровнять крен. Команда пыталась спустить вельбот, но в виду сильной волны и крена спустить не удалось, заели носовые тали. Тали потом обрезали, вельбот упал, но его отнесло к корме. Спустить удалось шлюпку. Со шлюпки видели, как «Гавриил» будто бы переломился и пошёл быстро под воду.
После взрыва на «Гаврииле» Командир «Свободы» кричал на «Константин» о том, что «Гавриил» взорвался, чтобы они дали полный назад и сами тоже дали полный назад. Через минуту или две последовал взрыв с левого борта и на самой «Свободе». Командир отдавал распоряжения: «Не теряться, быть спокойными». С эсминца стали спускать «четверку», на которой разместилось 6 человек, седьмой выпрыгнул обратно на миноносец, который уже погружался. Как только лодка успела отойти, миноносец уже накренился, причём нос был поднят, на котором видели команду.
После взрыва на «Свободе» к нему близко подошёл «Константин», который тоже оказался взорванным, и когда лодка отошла от «Свободы» сажень на 30 «Константин» переломился пополам и когда стал тонуть, на нём последовал ещё один взрыв, после чего он окончательно скрылся под воду.
С тонущих миноносцев были слышны крики «ура».
 
Тотчас же после взрыва «Гавриила» на «Азарде» были застопорены машины, и сейчас же был дан самый полный ход назад. Эсминец «Азард», потеряв из виду все миноносцы, имел задний ход приблизительно около 6-ти минут, после чего застопорив машину, и простоял на месте около часа. Предполагая, что 2 почти одновременных взрыва принадлежат эсминцу «Константин» - Командир «Азарда» после того как машины были застопорены с заднего хода пытался вызвать «Свободу» по радио, но ответа не получил. Считая не безопасным для корабля и безуспешным в абсолютной темноте отыскать места взрывов для оказания помощи – «Азард» в 6 часов 20 минут повернул и пошёл обратными курсами в Кронштадт, куда и прибыл в 8 часов 15 минут.

По сведениям со списков Штадота, в составе команды Дивизиона эсминцев было 484 человека.
С гибнущих эсминцев спаслось 25 человек: с «Гавриила» 19 человек, со «Свободы» 6 человек. Причём с воды не было подобрано ни одного человека. Командный состав кораблей выполнив свой долг погиб полностью.

Спасшиеся с «Гавриила» моряки на шлюпке шли по волне, руководствуясь огнём прожектора на северном берегу, который всё время освещал горизонт, но в его луч шлюпка не попадала. Когда расцвело, военморы заметили шлюпку со «Свободы». Около 10 часов они вместе пристали к берегу у форта «Серая Лошадь».
 
21 октября Комендант форта «Краснофлотский» Вагак отправил в Реввоенсовбалт телефонограмму со списком высадившихся на берег моряков.

24 октября 1919 года по Красному флоту вышел подписанный Троцким секретный приказ. Он подлежал прочтению на судах. Причём печатание его до объявления в прессе запрещалось. Приказ содержал соболезнования и лозунги. Ни анализа, ни задач в нём не было. Лишь в самом начале было отмечено, что три миноносца выбыли из строя, наткнувшись на мины в отважном ночном предприятии.
«Жива душа красного флота. Да живёт Балтийский флот. Да закалится в испытаниях душа его», - вот основной смысл секретного приказа.

Дело о гибели эскадренных миноносцев «Гавриил», «Константин» и «Свобода» в Копорском заливе в ночь на 21 октября 1919 года было начато 21 октября 1919 года, окончено 29 октября 1919 года.

По результатам расследования были сделаны выводы:
Гибель миноносцев «Гавриил», «Свобода» и «Константин» есть вообще неизбежное явление всякой войны, но главными факторами гибели были следующие причины:
1.Чрезвычайно слабая налаженность аппарата службы связи и почти полное отсутствие разведки и контр - разведки; следствием чего явилось малое знакомство эсминцев с обстановкой бывшей операции, на что командиры эсминцев настойчиво указывали на заседании Начальнику Дивизиона, выражая сомнение в достаточной осведомлённости в обстановке Копорского залива.
2.Донесения постов службы связи о движении неприятеля не наносятся.
3.Ввиду того, что общий характер заграждений Кронкрепости и выхода из них был противнику известен, а судя по характеру деятельности нашего флота этот план, не подвергался изменению. Нужно было предполагать, что противник примет все меры к заграждению наиболее посещаемых нашим флотом путей, ведущих к районам его операции.

Состав команд погибших эсминцев.

Начальник 1-го дивизиона Лев Николаевич Ростовцев
Флаг-Секретарь                Николай Константинович Субботин
Дивизионный врач              Освальд Янович Граудин
Комиссар                Василий Тимофеевич Флягин

Эскадренный миноносец «ГАВРИИЛ»
Командир                Владимир Владимирович Севастьянов
Старший помощник             Владимир Николаевич Гюне
Минер                Георгий Артурович Шмидт
Штурман                Леонид Иванович Агапов
Артиллерист                Павел Сергеевич Косьминков
Зав. Хозяйством (вместо контуженого, в отпуску Бутакова) военмор Вервент
Стармех                Алексей Ильич Грибовский
Трюмный мех.                Николай Павлович Ивачев
Комиссар                Николай Петрович Лепешкин
Команды 143 человека плюс 8 загр. с «Наровы»

Эскадренный миноносец «КОНСТАНТИН»
Командир                Александр Сергеевич Балков
Помощник командира         Семен Николаевич Гиренко
Артиллерист                Николай Николаевич Семенов
Штурман                Роальд Карлович Неллис
Минер                Николай Александрович Лебедев
Стармех                Василий Николаевич Салтыков
Трюмный                Яков Семенович Шульженко
Зав. хозяйством                Аркадий Васильевич Андрианоский
Инжмех                Валентин Александрович Шилет
Комиссар                Сергей Арсентьевич Фролов
Команды 127 человек плюс 8 загр.с «Наровы» и один р/телеграфист оттуда же

Эскадренный миноносец  «СВОБОДА»
Командир                Вячеслав Евгеньевич Шакеев
Помощник командира         Сергей Михайлович Мартынов
Артиллерист                Николай Дмитриевич  Всеволжский
Минер                Николай Владимирович Золотухин
Старший мех.                Андрей Карлович Энгель
Трюмный мех.                Глеб Константинович Мультине
Штурман                Николай Владимирович Оппенгейм
Зав. хозяйством                Борис Николаевич Верцинский – в госпитале
Комиссар                Петр Яковлевич Малыгин
Команды 158 человек плюс 8 загр. с «Наровы» 

Список спасшихся моряков:

Эсминец «Гавриил»:
кочегарный старшина Пётр Иванович Завьялов,
машинный старшина Пётр Ильич Хамов,
военмор Артур Оттонович Леман,
машинист Карл Юлисенович Розэ,
комендор Сергей Романович Орлов,
кочегар Григорий Прокофьевич Жуков,
кочегар Феодосий Иванович Андреев,
минный машинист Михаил Васильевич  Кузнецов,
кочегар Исак Александрович Морозов,
машинный содержатель Артемий Саввич Ликуша,
машинный старшина Георгий Прокофьевич Войтко,
рулевой Яков Емельянович Нестеров,
электрик Семён Никитович  Качкин,
машинист Пётр Иванович Зубков,
машинист Дмитрий Константинович Минеев,
машинный старшина Иустин Иванович Ага-Гака
машинный старшина Василий Иванович  Цыганков,
старший электрик Александр Афанасьевич Воронович.
машинист Михаил Сергеевич Синёв.

Эсминец «Свобода»:
кочегар Иван Осипович Кунда,
кочегар Михаил Андреевич Крастин,
кочегар Ян Петрович Крумхальн,
кок Николай Алексеевич Воронин,
электрик Матвей Иванович Рачковский,
гальванёр Арсений Акимович Андриановский.

Тела вынесенных на берег погибших моряков были захоронены в братской могиле на высоком берегу Финского залива на форте Краснофлотский.

Список части похороненных военных моряков погибших на эсминцах 21/10/1919 года.

«Гавриил»
сигнальщ. Степан Егорович Егоров
сигнальщ. Николай Николаевич Авдюничев
писарь Илья Андреевич Шабашев
ст. кочегар Георгий Васильевич Макаров
мин. маш. Алексей Степанович Новиков
радиотел. Николай Сергеевич Фёдоров
мин. маш. Гавриил Гавриилович Гудков
ст. комендор Сергей Васильевич Быховец
дальномер. А   и н Александрович Малышев
комендор Георгий Никитич Мурин
матрос Константин Николаевич Иго енко
мин. ар. сод. Андрей Михайлович Ганин
ст. кочегар Николай Иванович Сигачев
ст. кочегар Пётр Павлович Столяров
машинист Иван Анисимович Жигодский
сигнальщик Михаил Васильевич Морозов
кочегар Павел Ермилович Дёмин
машин. Карл Михайлович Пи  тер
машин. Александр Тихонович Шестаков
радиотел. Георгий Андреевич Елизаренко
матрос Яков Денисович Бонадарев
маш. юнга Николай Артемьевич Важнов
сигнальщ. Николай Романович Нейман

«Свобода»
машин. Степан Акимович Потапов
комендор Ермолай Устинович Ильинок
трюмный Иван Павлович Цветков
кочегар Пётр Михайлович Рекстин
мин. маш. Михаил Филиппович Пенюшин
машин. Пётр Васильевич Седов
кочегар Михаил Васильевич Васильев
машин. Василий Григорьевич Тощев
кочегар Фёдор Васильевич Кораковов
стар. маш. Иван Тимофеевич Ступников
стар. маш. Фёдор Максимович Рунов

Вечная память павшим морякам защитникам форта Краснофлотский.
 

Основано на архивных документах.