о шести стихотворениях владимира мирошкина из Ижев

Наталья Сурнина 2
Владимир Мирошкин - артист, поэт, музыкант, автор-исполнитель, лауреат и дипломант многих всероссийских фестивалей авторской песни и поэтических конкурсов.
Я  получила от Владимира Мирошкина те стихи, которые он счел нужным мне доверить для  внимательного чтения. Теперь я буду их читать вслух в березовой роще.Их будут внимательно и многократно слушать змеи, лоси, зайцы, ежи, разные птички, а также травы, укроп, цветы и деревья.
Вот анонс авторского вечера в единственном в республике литературном  музее – музее Красильникова: «Владимира Мирошкина давно знают ижевские любители авторской песни. Его часто можно встретить с гитарой на набережной. Но в этот вечер он удивит своих поклонников - будет не петь, а читать стихи.Такое редко удается, поэтому советуем не пропустить»
Оказывается,   Мирошкин даже сборник издавал: «Двадцать лет назад, в Питере, я записал свой первый альбом, который назывался  «Снегобоязнь». А за некоторое время до записи альбома у меня вышла карманная книжка текстов, крайне ограниченным тиражом. Тоже с таким же названием. У меня экземпляра не сохранилось.
Я боюсь снегопада - он нагрянет внезапно,
Он ударит по стеклам, он засыплет дороги.
Я боюсь снегопада, это будет не завтра,
Но когда-нибудь будет - станет он у порога,

Постучится в квартиры к моим людям любимым
И болезненной солью, белым светом на лица
Упадет безраздельно на все лета и зимы.
Мы не сможем остаться, никуда нам не скрыться.

Он построит ледовые стены меж нами
И два полюса мира соберет воедино
Мы замерзнем одни за такими стенами,
Распадемся на части, хотя так неделимы.
Хотя так неделимы?
Стихотворение «Вот так и хожу я по краю земли…»
В первой строке – « по краю». Конечно, ассоциации с  песней Высоцкого.Возникают настороения  драматические, но не трагические, не надрывные из всего стихотворения.Согласно толковому словарю, край – это предельная линия, ограничивающая поверхность или протяженность. Ходить по краю – с опаской, в опасности  упасть, погибнуть,  разбиться.
Обращение  « святые мои» может быть отнесено и к родным,  обладающим святым терпением и пониманием к бесконечно ищущему человеку, оно и к русским почитаемым святым, например, к батюшке Серафиму,  оно и аллюзия на известные строки Тютчева о Христе, который  в рубище исходил всю землю, благословляя…
Кто люди степей?Блоковские скифы? Далекие предки с небес? Современники, для которых  ветер и воля важнее  удобных электронных  устройств?
Машет кулаком… А не рукой. Угрожает, открещивается. Если не был знаком, то кулак не обязательно, значит, отвергает их.
Герой  и от Господа самого  не ждет помощи.
Поздно. Натворили. Бесконечная ночь- ядерная зима после катастрофы? Постапокалиптика?
Как в Откровении Иоанна: тьма, холод,  гниль, пожар.
«В ответ» - а был вопрос? Был посыл, надежда, взгляд в небо. Не господь, а ангелы отвечают, он не помог.
«С миром» - известное  напутствие Христа.
Где будет что – то иное? Что именно там иное? Птицы, земля, книги, песни, радуга, благоухающие цветы. Там  люди читают книги.Не держат их в доме на полках или в памяти интернета ( всегда смогу найти, если надо), а читают.  Там люди поют песни.Не слушают певцов в наушники, отъединяясь  от всего мира, от тех,  кто рядом, а поют их.  Там не в непроглядный лес люди смотрят,  а обнимут чужого , пришедшего неизвестно откуда. Не родные,  а просто люди.
«Песенку  эту беспечно пою» - автоцитата. Его загадочный сапер – подрывник беспечно поет песенку, идя по минному полю, он знает: «Никто не умрет».
Хорошо поется…На краю – то есть  завершая жизнь? Хорошо, потому что все понял и скоро уйдет? На краю особое состояние, там и надо творить,  писать , как в последний раз?
Стихотворение «Ах, как хорошо мне спится…». Сюжет путешествия – старинный и известный : от «Одиссеи» до «Мертвых душ».Тема дороги не впервые в творчестве. Песня о путевом обходчике известна в среде любителей бардовской песни, любима,  часто исполняется.И в стихотворении есть скрытая автоцитата: «И всех хранила и несла одна дорога» - в «Обходчике»:  «Хранит обходчик железнодорожных путей».  Автор в ВК  говорит об этом: «Тема поезда меня волнует всегда. С одной стороны, мы дома сидим, с другой стороны, мы едем... Это о чём?
Железная дорога завораживает и тревожит.Пелевин в  «Жёлтой Стреле»  и Быков в  «ЖД» нам эту тему приподраскрыли слегка... Но она неисчерпаема. Ибо длинные они и железные!»
Хорошо автору стихотворения спится на верхней на боковой. Утверждение спорное и для многих парадоксальное. Я думала, что все пассажиры расстроятся, если купят  на такое место билет, пусть он сейчас и дешевле. Наверное, хорошо, потому что в поезде, в дороге.  Там всегда хорошо. И в отрыве от повседневности  проявляется главное -  «твой образ». А еще голос. Абсолютно комфортное состояние, есть все для этого: поезд, голос, образ женщины.Так замечательно все сливается только в поезде. Быть может, от постоянного движения, перемещения? Или просто потому, что герой стихотворения любит ездить?
Неповторимое небо за окном поезда, оно  дышит, оно течет – то есть тоже  движется?  Но небо не только тепло, влага, оно свинец, оно рвется.  Облака как раны.  Драматизм этой картины  уравновешивает снова  светлый образ.
  И светлый образ  движется:  «Он шел».Светлый образ, написанный  огнем и светом, он не может быть неподвижным. Именно это дает герою ощущение, что он жив. И это не пустяк. Не все живые чувствуют это и радуются этому,  не все так, как герой стихотворения, уверены  в том, что будут живы завтра. И будет у них хлеб. И это ощущение легкости, уверенности дает голос и образ. Оно испытывается только в поезде. Поэтому так любит поезд герой.
Мне кажется, что стихотворение Владимира Мирошкина «Я буду героем романа, а ты читай...» вписывается в  современные  приемы  создания текста. Этот текст может быть назван романом, может хроникой, может словарем, как известная книга Милорада Павича «Хазарский словарь».
В предисловии к своей книге М.Павич  прямо обращается к читателю со словами, что это не закрытая, а открытая книга, и каждый может продолжать ее писать.Известно, что такое искушение – написать дальше, или еще, или по – своему, или подробнее – это искушение не смогли преодолеть  читатели Шекспира – и написана Томом Стоппардом  абсурдистская трагикомедия  «Розенкранц и Гильденстерн  мертвы»;  богатейшие психологические наблюдения спрессованы  в романе Достоевского, там для писателя просто россыпи золотые: и  Вразумихин,  и сестра Раскольникова Авдотья Романовна, и Катерина Ивановна дали бы писателю средней руки  возможность создать  хорошую книгу и прославиться  -  и знаменитая Таганка  делает спектакль  «Свидригайлов»;  и Василий Владимирович  Сигарев  - российский  кинорежиссер, сценарист,  продюсер, оператор, монтажер и драматург, лауреат премий  «Дебют», «Антибукер»,  «Эврика»  «Новый стиль»  написал  пьесу «Алексей Каренин», которая идет в нашем городе в Русском драмтеатре. Поэтому и обращается автор к читателю: «С любого места  встройся в текст и иди со мной» .Игра с читателем? Розыгрыш? Прием?  И Пушкин  включал прямые, порой  шутливые обращения к будущему читателю, иногда  ожидающему банального  текста: «Читатель ждет уж рифмы розы? На вот, возьми ее скорей!»Думаю, выражены взгляды автора Мирошкина и его подлинное представление о  тексте и назначении художественного текста.
Прочтут ли изданную или опубликованную в интернете книгу? Вопрос не праздный. Много ли в наше время читателей? Кажется, все больше писателей. В одной из программ канала «Культура» я услышала, что на Стихи.ру опубликовали  около восьмисот тысяч  авторов  27 миллионов  стихотворений. Почти миллион  поэтов – это много или мало на 142 миллиона населения? Иногда подарят изданную  автором книгу и спрашивают мнение. Я отвечаю: я прочитала. Я сделала совсем немало для автора, и жаль, если он этого не понимает. Я потратила свое время, бесценное невозвратимое время своей жизни.  Читать я люблю и хочу читать совсем не это.Я трачу  энергию, я сержусь, когда все это читаю, начинаю совершенно бессмысленно полемизировать в голове с автором. И слова «Ты читай» - это не рядовое предложение в наши дни. И поэтому,  мне кажется , очень  современные, сиюминутные строки,  понятые каждому: «Когда запрещен концерт, отменен футбол», -  снижают эту важную, глубокую тему:кто в наше время склоняет голову над книгой?
Особенно понравилось мне это предложение: « с любого места встройся» .Как – то один из моих собеседников в Вайбере  написал, что не может прочесть Гомера, список кораблей утомляет. Да и сам Мандельштам признался в этом: «Я список кораблей прочел до середины».   Мне приходилось читать, что в античные времена   «Илиаду» исполняли с любого места, воспринимали  песни как отдельные эпизоды. И я посоветовала прочесть   не  целиком, а любой  отдельный эпизод: прощание с Андромахой, похороны Гектора и проч.
Строка «Потом по  роману напишут сценарий, снимут кино»  точно фиксирует отношение современников. Прочтут ли – неизвестно, а кино скорее  посмотрят,  как «Заводной апельсин», как «Игры престолов»…
Мы видим в стихотворении  отображение высокого, в традициях русской литературы,  предназначения  искусства слова:  «И не говори мне, что это просто мечта»,  «Вот автор, стило в руке его, как копье, \Доверься ему, он знает дело своё»,  «Не бойся, автор не бросит тебя в беде/ Он будет с тобою рядом всегда, везде!» ,  «Он просто тебя готовит к новой судьбе». И это настойчивое : автор – быть может, поможет избежать традиционного для русской культуры : писатель, -  подразумевающего – философ, мыслитель, отвечающий за судьбы мира, -  и даст возможность  обратиться к современнику.
Стихотворение начинается от первого лица: «Я буду героем романа».Затем  важные  мысли высказываются от  третьего лица- автора. Этот переход , точнее, слияние, очень важны. Автор пишет о себе.Он сам в этом времени живет. Он один из нас.
«Пустоты  духа заполнит  черная влага лжи…» Стихотворение о любви.  Сколько вариантов  решения знает эта тема в русской и мировой литературе! Лирический сюжет стихотворения драматичен: «Я падаю, … держи», «Держи меня, Солнце, мне на не чем тут стоять», « Ты мой последний причал», «Мне  нужно твое тепло».Без этой женщины, подруги, музы  земля уйдет из – под ног.Апокалиптические состояния  лирического героя  на грани: «Меня до дыр изнутри разъела печаль»,  «Вокруг торжествует тупое зло»,  «И если верить моим врачам, \Мне лучше будет о том, что я вижу, молчать», «Чему нам радоваться теперь».
Но есть Свет, как для Данте от Беатриче.
Стихотворение «Не молитва, не песня…» Это драматическое стихотворение о  болезненном  мучительном состоянии. Быть может,  у героя тяжкое похмелье после запоя, быть может , невыносимая  душевная боль после попытки суицида. Наступает время оценки поступков и последствий: «Все было и глупо, и стыдно, и зря…». Мучения физические  вместе со стыдом и отчаянием  невыносимы, герою хотелось бы избавиться от них хоть на время : «Чтоб  не слышать весь этот базар, чтобы запах  казарм\ Отпустил хоть на время»- ,они  приводят к творческой пустоте: «…песня внутри у меня, как ни жаль, но уже не звучит». Преодолеть это состояние могла бы помочь молитва, но она «не звучит». Помочь медики не могут, они сами в похмельном состоянии, «собираются выпить». Терзает бессонница: «Девять вечера, полночь, рассвет, после – девять утра\ Всё с глазами навыкат». Получить лекарство, которое увлажнит  мучительно сухие глаза, восполнит влагу, остановит  видения («И опять через черную  дверь в потолке  в мою комнату падает снег»), даст уснуть,  невозможно:врачи разводят руками. Правда, есть «дорогая», есть женщина, которую герой любит. Но не на понимание или участие он не рассчитывает, ему стыдно за этот поступок. И круг замыкается: молитва не звучит, перед любимой стыдно,  песни не пишутся. Выхода нет. При чтении возникает в памяти поэма Сергея Есенина «Черный человек».
Стихотворение «Край города, дальше бараки…»
.Любая попытка  интерпретации может провалиться.  Она может с  треском провалиться в глазах автора ( он совсем  не это имел в виду ),  может показаться надуманной или ложной читателю. Мне представляется, что это  стихи о поисках веры.
 Картина, нарисованная автором,    отражает не архитектурные красоты, зеленеющие ухоженные лужайки, на которых резвятся  красивые дети, а совсем иной город, точнее, его окраину: бараки, пустыри,  холодный овраг, развалины. Этот фон  более всего соответствует  состоянию героя стихотворения: «Разлад с беспокойной душой».
Не гармоничной, не спокойной, не  нашедшей себя душе  не явлен Бог. Он не приближается, а отдаляется. Нет не только представления о нем, но даже  очертания его размыты, причем еще сильнее, чем прежде : как никогда. Но есть дорога.  Дорога как путь, как поиск, как движение к обретению. Есть звезда, которая ведет , как  вела волхвов поклониться Спасителю.  Испытаний много, выбрать путь нелегко:  герой не просто оказывается на перепутье, а выбор направления нужно  делать постоянно: «Когда начались перекрестки, я думал: пустяк». А перекрестки  - испытания не  только не кончались, они   принимали разные формы: нет  больше звезд, освещавших путь,  нет тепла ( иссяк уголь, вместо тепла летом холод и влажность), нет света, нет  веры (креста). И  выход один: творчество. Молитва и песня:  струна натянута не на гриф гитары, а на псалтырь.Поэт, бард, менестрель, паяц, герой  будет петь и плясать, он для добрых людей «сказки»( а может,это иное название для   притчи, проповеди, поучения?) вслед за  предтечами своими (голова на блюде)  станет рассказывать. И эти «добрые» люди  не станут ломать голову над его  «сказками», его ждет обычная судьба  Учителя, наставника: «В ту пятницу, что перед Пасхой,\ Камнями забьете меня».
Это поэтический рассказ об обычной судьбе непонятого и непринятого  мессии? Это попытка примерить  одежды вероучителя к поэтическому венку на голове барда? Сколько людей, столько и прочтений текста