4. Рациональное и иррациональное в познании

Лариса Болотова
                Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

(стр.14) «Слово «рациональное» латинского происхождения, означает разумное, осуществляющееся благодаря разуму, доступное его  пониманию. Согласно рационализму …, научное знание, обладающее логическими свойствами, достижимо только посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности.

Не отвергая в принципе роли опыта и чувственного познания в качестве механизмов связи разума с миром, сторонники рационализма в то же время были убеждены, что только разум является источником научного знания… При этом сам разум трактовался ими в качестве  особой, универсальной, всеобщей и необходимой логической системы, данной в виде неких правил, определяющих нашу способность познавать мир и создавать достоверные  знания. Сама эта способность представлялась большинству рационалистов в качестве врождённой».

                Получается, что нам заданы некие правила, используя которые мы  познаём мир. Можно ли изменить эти правила?

                Можно ли утверждать, что современный человек обладает разумом? Разум связан с интуицией и высшими чувствами человека. Чего современный человек ещё не достиг. Он обладает рассудком, то есть мышлением с помощью слов. Если убрать слова, будет ли способен человек размышлять? Нет.

«Рационалистическая модель познания рассматривает объект познания как нечто независимое от сознания исследователя».

В начале XX в. особое распространение получили иррационалистические умонастроения в связи с обострением кризисных симптомов развития самого общества. Появляется кризисное сознание, резко восстающее против существующей системы и её главной силы в лице науки. Разуму было отведено чисто утилитарное место в познании, более того, само иррациональное было чётко тематизировано, расширен и обоснован предмет философской рефлексии в виде интуитивного, до – или вне теоретического знания, а сама философия из мышлении о мире в понятиях превратилась в понимание (или интуитивное восприятие) в принципе непознаваемой силами одного только разума действительности».

                Хочу ещё раз отметить, что речь идёт не о разуме, которым современный человек не обладает, а о рассудке. Действительно, используя только рассудок (рассуждение словами) познать реальный объективный мир нельзя. Необходимы интуиция и высшие чувства, которыми и обеспечивает человека разум.   

«Иррационалистическая модель познания рассматривает познание как всеохватывающее движение, которое объединяет познающего человека- субъекта со всем окружающим миром. Познающий субъект выступает не как чистое сознание, а как человек, который живёт, чувствует, действует, опираясь не только на знания, но и опыт, чувства, интуицию, веру, надежду и любовь. В качестве главного познавательного средства выступают не столько мышление, сколько эмоционально-чувственные и эмоционально-волевые факторы».

                Здесь необходимо уяснить, что под эмоционально-чувственными факторами выступают высшие чувства, особенно любовь и интуиция. И чтобы достичь их, а, следовательно, и разума, необходимо проявить в себе волю.