Интервью

Гоар Рштуни
1. Самое большое ваше достижение
Только не пожалейте, что этот вопрос задали. Технология получения, допустим, лекарств вбирает в себя много стадий, и все стадии должны проверяться на чистоту, чтоб следующая реакция шла с чистыми компонентами. А в конце вышел бы чистейший продукт. Думаете, почему заграничные лекарства лучше помогают? Из-за этого тоже. До меня в Ереване это не было принято делать, что было сопряжено с незнанием методов контроля для каждой стадии. А методы разные, все знать довольно сложная задача. Вот моё самое большое достижение – создать идеологию контроля качества в разработке новой технологии, заставить начальство считаться с обязательностью аналитики. 17 лет жизни я отдала этому.
2. Что для вас родина?
Не знаю, что-то вокруг меня, до границ Армении. Дом, город, исхоженные тропки. Друзья тоже родина. Литература, любимые поэты. Вид на Арарат и Арагац... Всё, с чем росла. Поэиому немного удивляюсь, когда незнакомый человек впервые ступил на землю, говорят: "На родину предков, на родину приехал...". Даже географически трудно с этим согласиться. Родина там, где ты вырос. А если почему-то уехал, ты всё это хранишь в сердце.
3. Каков, по-вашему, облик армянки?
Думаю, разный, зависит от слоя. Самый характерный штрих армянки – это несколько смущённая улыбка. Её заметил гениальный русский поэт Осип Мандельштам. Я бы добавила в этот образ: они везде. Или потому, что армянка -свекровь над всем следит. Или потому, что армянка тёща очень виртуозно во всё лезет. Или потому, что настоящая армянка – плечо и друг мужа. Спина. Или потому что на улицах обращаешь внимание на юных девушек-армянок, красивых, весёлых, застенчивых… Ну, про маленьких девочек молчу – это до невозможности прекрасно! Короче, они всюду... И столица наша – майракахак. Образ армянки точно положительный.

4. Самый любимый город в Армении?
Я родилась и выросла в Ереване, в самом-самом. Очень уважаю Гюмри. И большинство гюмрийцев. По-моему, они соль местного армянства. А так – обошла с рюкзаком все города и горы Армении, все можно любить и любить. Это же наше.

Единственный!

Мой город, мой город…
Откуда ты взялся?
И кто тебя строил
В былые века?

Персидские крыши
И тюркские окна,
И крепкие стены
И предков рука…

Мой город бесценный
Мой розовый сон,
Куда он умчался?
И где теперь он?

И где теперь юность,
Дожди грозовые,
И горы, и горы,
От горя седые…

Мой город на месте,
Друзья там остались,
Вдыхают твой воздух
И всё, что осталось:

Густые туманы
Прозрачные ночи,
Былые обманы
И бой одиночек…

Мой город, мой город
Когда-то прекрасный,
Сейчас он распорот
Сейчас там контрасты.

Пусть стали чужими
Мои перекрёстки,
Пусть их освежили
Чужие подростки,

Но тот же красавец
Сияет главами,
И те же ущелья,
И гордые храмы.

И та же Зангу
Устремляется вниз,
И чудится песня:
– Куда ты? Вернись!..


5. Что должна делать армянка для счастья?
Ну, во-первых, надо, чтобы повезло и с мужем, и со свекровью. И чтобы дети были здоровы. Везенье всегда нужно... Быть образованной, получить хорошее воспитание, чтоб правильно воспитывать детей. Выйти замуж за хорошего парня, чтоб любил, не курил, чтоб зарплату в дом носил. Родить 3-4 ребёнка. Слушаться мужа и жить отдельно от свекрови. Вообще, счастье трудно предугадать – оно меняется на глазах вместе с нами. Общего рецепта не может быть, всё мешает счастью – и жилищные условия, и финансовые возможности, и наличие неугодных родственников, бездетность, тяжёлый характер… Возможно, сдержанность и воспитанность могут помочь сгладить многое. Самое главное – никогда никому не рассказывать о своих личных отношениях…

6. Самый любимый образ?
Образ… Я думаю, речь не о детях – потому что они всё время любимый образ. Пожалуй, тот образ, который при этих словах сразу встаёт перед глазами. Это Рачья. Рачья Нерсесян. На углу Киевской и Баграмян за огромной стеклянной витриной на стене очень хороший художник написал его огромный портрет с необыковенным взглядом Рачья: чистым и говорящим. Спрашивающим. Требующим ответа… Какой-то идиот, купив этот магазин, закрасил такую художественную ценность. Отнял его у города, который обожал Рачья. Вы же не видели, сколько людей шло за его гробом… От Оперы до Пантеона… Незабываемый образ, синие глаза, требующие ответа. Сейчас говорю и думаю – а вдруг мне приснилось, что закрасили?

7. Что любите готовить?
Всё люблю готовить, и толму, и арису, и кюфту, и спас, аришту-маришту, ачариц плав, и для гостей тоже очень люблю готовить, фирменное блюдо есть, лангет по-гоарски! Я же химик. Мы говорим – сварить вещество – у химиков дело часто на плите происходит, при нагревании. Много рецептов и кулинарных книг у меня есть, изучаю, иногда экспериментирую, но уважаю только тачкаайи чаш! Их и готовлю.

8. Из блюд какое самое любимое?
Спас. С дзаваром, кинзой, без лука – нечего портить обед. Но самый вкусный спас в жизни ела в Апаране, притомлённое в тонире, из обезжиренного мацнатана – после хноци этот тан наливают в 40-литровку и пьют или спас делают. Со свежим урцем – они его называют «сари амем». А самый вкусный ачариц плав ела в Птхни, мы студентами, с рюкзаками, полными всякой снеди и сладостей, ввалились в крайний деревенский дом, страшно голодные и усталые – из похода пешком возвращались в Ереван. Абсолютно незнакомая семья приняла 16 человек, уложила спать, а наутро из тонира вытащили казан с ачари плав, сверху мацун. А все думают – надо масло и грибы. Вообще, армянки (и мужья тоже, конечно, вслед за ними) очень трепетно относятся к кухне. И всё замечают, могут вслух выразиться. Я наизусть знаю, кто из моих знакомых что и как готовит. Кто недосаливает-пересаливает, у кого соль в норме, Нар картофель хорошо жарит, у Люси фарш в блинчиках лучше всех. Невестка Анжелы в Абовяне бесподобный ачариц плав готовит, Ано красиво сервирует стол, а каворкин делает бесподобные котлеты с печёной картошкой. Она всё делает бесподобно. Вообще, я у всех чему-нибудь учусь, но толму только мамину признаю. Удивляюсь, почему над этим смеются.

9. О ваших корнях немного расскажите.
Корни по отцу игдыр-сурмалинские, по матери – Рштуник – Ван – Алашкертские. В честь отцовских корней я перевела и сама издала замечательную книгу Эдуарда Исабекяна «Игдыр», чтобы все знали историю переселения на этой линии, это кладезь мудрости и любви к родине, а не книга! Про Ван-Рштуник сейчас пишу – предки по матери.

10. Самый любимый поэт, музыкант, писатель.

Это трудный вопрос – как отобрать? Много кого люблю. Терьян с Лермонтовым, Пушкин с Туманяном, Чаренц с Мандельштамом и с Исаакяном, Ахматова с Некрасовым, Шираз с Севаком… Кого не люблю, могу сказать. Вернее, не могу – зачем обижать людей, они от чистого сердца пишут. Но некоторые вещи до сих пор непревзойдённые.
Например, такая строчка: Ев Карине Котанджянин мнас баров ес часаци. Или Гикор. Или Арарати сег катарин ду эл наир у анци… А музыканты… Саят-Нову и Комитаса могу бесконечно слушать, все песни слышала с детства – у мамы был очень хороший и сильный голос, поэтому они любимые. Из тех, кто потом – Арно. Тоже могу бесконечно слушать.

11. Ваш опыт многих лет?
Опыт? Какой опыт? Каждая новая ошибка не похожа на предыдущую, рраз – и ошибаешься. Грабли всюду под ногами разбросаны… Но если серьёзно… Опыт какой-то накопился. Например, никому не верьте, пока все стороны не обследуете. Я доверчивый человек, подружусь, оказывается, змею пригрела.И ходят вокруг пригретые…. О них забудьте – вот мой опыт. 

12. Вы гордитесь тем, что армянка?
Нет, я могу гордиться только тем, что у меня самой получилось. Этого довольно мало, теперь так сложилось. Но то, что я армянка – вообще без меня получилось. Это совсем не значит, что я не довольна этим обстоятельством. Даже поважничать можно: посудите сами. Армяне первыми приняли христианство. Мало того, отвергли все остальные халкидон-малкидоны ценою огромных жертв. Армяне – это арменоиды. Это же целая раса так и называется! У армян свой, ни на чей не похожий язык, входит в индо-европейскую группу, но ветвь – отдельная.  Армяне – колыбель цивилизации. Когда я путешествовала по Китаю, гид стал перечислять вклад Китая в общемировую цивилизацию, стал на пальцах сгибать: Древняя Греция, Древний Рим, Древняя Армения… Надо было в этот момент видеть мою физиономию! Точно так я выглядела в Риме возле Колизея, у знаменитой стелы с картой Древнего Рима. АРМЕНИЯ – и разлежалась, родимая, на карте…

Потом, я много книг написала про весомых и значительных армян… Исследовав попутно их отношение к своей армянскости, к армянству, других – к этому… Горжусь или нет, не могу определиться, но стыдиться кого-то из армян не хочу, долго работала и училась в Москве, армян  воспринимали через меня. Старалась соответствовать образам лучших армян. Вот что важно – любить свой общий дом и не иметь повода стыдиться. Вообще, гордость – это любовь. Наш любимый друг Армении Ким Бакши сказал по этому поводу: «Гордиться можно и нужно личными достижениями, а не своей родовой принадлежностью к другим людям, добившимся успеха».
     Но мне нравится, когда армянин не пыжась, гордится своим армянством. Значит,       патриот. Хотя, это не значит, что если гордится – то обязательно патриот. Важнее наше активное и бережное отношение, например приложение усилий по сохранению и развитию той культуры, к которой  мы себя относим.
Да, забыла сказать. Недавно дочь пришла с рынка, разложила продукты и вдруг я почувствовала гордость за то, что наш рехан не сравнить ни с каким, так шикарно пахнет! Фиолетовый!

13. Над чем вы сейчас работаете?
За время карантьи я докончила редактировать и подготовить к печати три книги, начатые давно. Две из них скоро сдам в типографию. Одна – «Повесть о моей жизни», где я описываю всё, что происходило вокруг после войны до наших дней. Во что играли, как жили, чем жили и интересовались в то время. Когда кроме книг и дефицита ничего не было. Вторая – документально-художественное повествование – история рода Рштуни и на фоне этой истории – история моего рода на протяжении 150 лет. Фактически, история армянского народа вкратце, все события – реальны, и всё, что происходило вокруг, взято из архивов и летописей армянских историков.

14. Как вы относитесь к людям, которые не согласны с вами?
Люди, которые со мной не согласны, бывают нескольких типов: Дураки. Умные. Подлецы. Все три типа меня не любят, особенно, дураки. Умные кое-как терпят. А подлецы всем портят жизнь. Я уважаю умных, даже не согласных, и прислушиваюсь – а вдруг что-то такое скажут, умное, нужное, пригодится… То есть, немного потребительски. Если серьёзно, мы все меняемся, всё вокруг тоже. Сегодня не согласны, завтра можем изменить своё мнение. Растём, узнаём... Поэтому дурак тоже может поумнеть. Вот подлец станет ещё подлее. Слава богу, подлецов очень мало на душу населения. Умных тоже мало.