От рыла до лика или с Праздником Преображения

Александр Погудин
       Русский язык удивителен в своей точности. Те слова, которые в советских словарях называются как синонимы, при ближайшем рассмотрении очерчиваются совершенно своеобразно и точно. Сегодня есть желание высветить столь часто видимое или тщательно скрываемое в зеркале.

        Лицо. Даже сохранить его -- уже немало. А если преобразить? Лик получится. Тот самый, не-бесный. Где небо -- твоё. Только вот, жаль, сказали пакостники сотню лет назад, что нет никакого преображения небесного, и лик через краткое время перестал быть на нас. Какое-то время затем лицо мы ещё сохраняли. Я сам помню, когда ключи от квартир под ковриками у входных дверей лежали даже в мегаполисах. Но знавшие как стяжать лик постепенно причислялись к ликам небесным, а новым ликам среди нас появляться было запрещено. Поэтому ввысь тянуться потихоньку переставали, и лицо опустилось на ступеньку вниз. Стало рожей.

        Рожа -- это как болезнь с таким же названием: рожа. Это когда в тебе что-то воспаляется поверхностное такое, и ты в лице сильно меняешься. Но это ещё твоё лицо. Пусть и временно поражённое. Рожа по выздоровлению уходит и ты опять имеешь лицо. Или сохранил. Как удобнее, так и можно сказать. Просто окружающие время от времени говорят: "У него (неё) рожа." Увы, но постепенно рожа укрепляет свои позиции в тебе. Рецидивирует. "Всё течёт, всё меняется", -- как говаривали греки. Без преображения человеческое в лице постепенно исчезает и остаётся бездуховная морда.

        Морда -- это уже животное. Даже хуже -- зверское. И очень обманчивое: у кошечки тоже морда. И у собачки Шарика. Но это пока не самое страшное, ведь среди животных хотений и "ласки" присутствуют, душевный, так сказать, формат. Чтобы погладил кто, иначе грустно. Или слово мурлыкающее тебе сказал. Тут пусть на животном уровне, но душа живая ещё, хоть и бездуховна она уже и при состоянии морды лишь с телом соединение чувствует. Хуже иное: когда простота животного желания наливается и множится человеческой волей. Тогда начинается лицемерие, маски появляются. А это уже не морда: это -- харя.

        Харя -- лицо с сознательно и обдуманно натянутой маской. Её, как харе кажется, приходится на себя натягивать. Харя -- пока ещё волевое для человека состояние. При харе абсолютная земля -- ад -- ещё не окончательно уволок человека к себе. Человек тут ещё может одуматься и начать сопротивляться. Но сил на сопротивление уже мало. Харе маски привычнее, ведь харе их намного легче нацепить, нежели устремиться к состоянию лика. Да и быстронадеваемые маски у хари разные "удобные" бывают: козлиная -- с подчинёнными, стервячья -- с мужем, елейная -- в кабинете большого босса, дурака -- при необходимости вкалывать. "Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство", -- какой комплект! И постепенно снимать их уже не хочется. Так человек теряет лицо. И лицо становится рылом.

        Рыло -- тут уже совершенно зверское состояние. Примитив. Рефлексы. Смотришь на рыло и понятно, что одними желаниями, похотениями и невысокими чувствованиями полно нутро идущего мимо. "Сожру". "Моё". "Дай". "Хочу". "Скучно". "Мало". Рыло не остановит ни грязное, ни подлое, ни само для другого смертное. "Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…" Эк у Гоголя точно! Ничем, совершенно ничем небесным не дышат управленцы уездного города N. Дочку замуж выдать, чтобы как у людей. Себя выгородить. Устроиться полегче. Деньгу зашибить. Погоготать над кем без опаски. Полный примитив интересов, скотство.

        Только примут ли с рылом в Рай?