Студент. Глава 9. Живи собой

Евгений Николаевич Черепанов
Вернуться назад:
Глава 8. Конферансье http://proza.ru/2020/08/13/2049
--------------------------------------

Курица или яйцо? Конечно, курица! Ведь в любом вопросе зачастую подразумевается ответ. Так что в вопросе “Курица или Яйцо?” первая - курица, а в вопросе “Яйцо или Курица?” первичным является яйцо.
Зная переместительный закон математики, напомню его для тех, кто мог забыть школьную программу арифметики: “от перестановки слагаемых сумма не меняется”, можно предположить, что кто-бы ни был первым, это не отменяет наличия и важности двух сущностей - курица и яйцо существуют взаимосвязано. Их первичность по отношению к друг-другу не поменяет ничего в их существовании. В силу этого такие трансцендентные (то есть выходящие за пределы опыта) вопросы, которые горазд задать себе человек являются с одной стороны абсурдными, но ответы на них представляют собой целый мир мнений, споров и научных работ.
Ответы на подобные вопросы важны? Что они нам дают? Зачем мы их задаём? Вообще, для чего мы существуем? Чтобы жить или решать подобные вопросы? А что такое жить? Этот вопрос будет сложнее, чем вопрос, связанный про курицу. Хотя, с точки зрения математики, он должен быть проще, ведь в нём идёт речь лишь об одном слагаемом - жизни, а как помните в вопросе про курицу и яйцо слагаемых два: курица и яйцо соответственно.
Но разве жизнь однообразна и проста и её можно выразить целым числом, которое можно посчитать? Нет. А если вопрос кажется проще, то обязательно, что ответ на него будет тоже проще. Тоже нет. Хм…
Закурил. Я вообще люблю курить, впрочем, вы, наверное, это уже заметили. Многие пытаются бросить, некоторые несколько раз за всю свою жизнь. Но мне нравится сам процесс курения. Однако, я бы не сказал, что это привычка. Я курю тогда, когда мне хочется. Покупаю дорогие сигареты и смакую их, получая удовольствие.
Говорят, что курить вредно, а курение не просто привычка - а вредная привычка. Моё курение назвать привычкой можно лишь с натяжкой, да и то, пожалуй, всё-же нельзя. Это, наверное, просто вредное хобби. Мне нравится запах дыма, нравится процесс курения. Но курить я могу каждый день, могу раз в месяц, могу раз в несколько дней. Это по настроению, по желанию. Это, как секс по любви. Я словно предан сигарете или она предана мне. Наши короткие встречи всегда доставляют мне удовольствие. Это странно, но это так.

***
Простой закон, которому нас учит Библия гласит - “возлюби ближнего своего как самого себя”. Не нужно быть истинно верующим человеком, чтобы знать этот закон, ведь, мне кажется, что его слышал каждый человек на нашей Планете. Ну или почти каждый. Хм, а на другой Планете его могли услышать? А могли услышать не люди, а другие существа? Но кто-бы или что-бы его не услышало, воспринять его может только тот, для кого он был создан!
Так вот, в этом законе большинство из нас используют всё то же правило математики. Люди пытаются полюбить ближнего. Но! Нужно ведь начать с самого себя! Ведь в законе это первично. Вы это прочувствовали? Здесь математика не работает. Или работает? Хотя есть примеры того, что из-за любви люди меняют себя. Значит всё-таки работает. Но в исключительных случаях, эти исключения, как говорят, подтверждают общее правило.
Приведи сначала себя в порядок. Добейся того, чтобы ты сам смог себя полюбить и не важно за что - за вкусный ужин, за умение высыпаться, за позитивное настроение, за ежедневную зарядку, за уборку в квартире, за приобретение нового хобби. Найди причину любить себя! Если её нет, то создай! Это ведь просто! Но эта причина должна стать регулярной, постоянной, а не временной и проходящей. Ведь любовь - это чувство, а значит, любовь может быть не постоянной. Если причина любви станет для нас действительно важной, то и любовь будет сохраняться всё то время, пока уровень важности будет сохраняться.
Наше одиночество - это лишь отсутствие предмета любви рядом. Мы не любим себя, и поэтому не можем полюбить других. Я уже упоминал, что XXI век - время социофобов. Но всегда проще найти причину во внешних факторах - людях, обстоятельствах, времени, чем внутри себя.
Да, я говорил, что ключ к позитивному настроению находится в нашем внешнем образе. Но этот ключ - как ключ автомобиля, он запускает наш внутренний двигатель хорошего настроения, двигатель нашего внутреннего соответствия внешнему миру.
Полюбить себя в позитивном настроении гораздо проще, чем полюбить себя унылого и угрюмого. И это действительно работает! Попробуйте!
Искать отговорки или исправлять себя? Я выбираю второе. Ведь это ближе и с этим я могу справиться, я не могу изменить себя в одночасье, это надо понимать, но каждый день я буду делать шаги, каждый день я буду меняться, делать всё, что позволит мне полюбить себя, а следовательно, окружающих.

***
Его звали Виктор, он часто повторял: “я ненавижу людей, но я люблю Человека”. Вы только вдумайтесь в эти слова. Да, когда толпа из людей - это как огромный механизм, сметающий всё на своём пути, словно быстрый водопад или разрушающий вулкан, который извергает лаву. Люди превращаются в “нелюдей” в массу, толпу. Коллективный разум, точнее коллективная глупость, ведь известно такое определение как “стадный инстинкт” - люди становятся неуправляемыми, они отключают логику и действуют, подражая поведению окружающих. Мнение Виктора для меня было понятно и я даже начал с ним соглашаться. Нет не с Виктором, а с его мнением. Никогда не соглашайтесь с человеком полностью, ведь мы никогда не повторим набор всех знаний, мыслей, чувств того, с кем соглашаемся. Поэтому мы можем только согласиться со словами, мнением, мыслью собеседника. И когда мы говорим оппоненту фразу “я с тобой не согласен” она может гораздо больше ранить его чувства, чем фразы: “я не согласен с твоим мнением” и “я не согласен с твоей точкой зрения на этот счёт”. Ведь мнение человека - это лишь его часть, а не он сам целиком.
Но в один момент на меня словно снизошло прозрение и я понял, что мнение Виктора было ошибочно. Заметьте я не говорю, что он был не прав, я говорю лишь о его мнении, это, на мой взгляд, нужно уметь различать. И вот почему я допустил мысль о том, что мнение Виктора стало ошибочным.
Человек же по своей сути - это, с одной стороны, элемент толпы, её кирпичик, но прежде всего - это личность, которая может принимать решения, руководствуясь своим опытом, знаниями и ценностями. Я понял, что не могу принять, что можно любить и ценить одного человека, при этом ненавидеть всех. А как вы думаете возможно ли такое?
Я думаю, что здесь имеется в виду другое. Давайте представим толпу людей в виде бесконечного количества. Конечно их можно пересчитать с определённой погрешностью, но на минутку представим, только ради чистоты эксперимента, что мы видим бесконечное множество людей. Тогда если чувства одного человека разделить на бесконечность, то получим результат близкий к нулю. Теперь обратимся к булевой алгебре (напомню, это  такая “штука”, где  есть 2 противоположных понятия: ИСТИНА и ЛОЖЬ или “1” и “0”, наверняка вы с ней сталкивались, даже если и не знали название). Итак, булева алгебра для нашего примера отлично подходит.
Обозначим, для простоты: 1 - это любовь, а 0 (ноль) - это противоположное чувство, в нашем примере, - ненависть (здесь её мы трактуем как отсутствие любви). Тогда можно считать, что если мы получили в результате деления ноль, то мы ненавидим людей или не любим их. Но на самом деле это не так. Просто любви для каждого из толпы не хватит “математически”, она ведь бесконечно малая (это для каждого человека из толпы). Но хоть малая, но она есть! Речь не о влечении и сексе, а о более духовном и искреннем чувстве. Но это значение по отношению к каждому из толпы.
Но мы опять забыли про себя. О чём это я? Постараюсь объяснить. Любовь, которая из нас происходит, она не уменьшается и не увеличивается, - она такая же, как и была. Такая же, какую мы научились чувствовать к себе. Такая же, которую мы ощущаем к людям.
То есть мы любим как одного человека, так и двух людей , так и толпу. То, что для каждого любви не хватит не означает, её отсутствие в принципе и тем более смену значения на противоположное (то есть смену на чувство ненависти). Мы теперь знаем, что любовь в нас сохраняется, её количество для нас самих не меняется от количества объектов любви, ведь каждого мы должны возлюбить, как самого себя.
Любые ощущения и чувства по отношению к другим людям мы можем культивировать внутри себя и должны это делать, только тогда эти чувства будут искренними и действительно важными как для нас, так и для тех, кому они предназначены.
“Возлюби ближнего своего как самого себя” - это всего лишь начало пути трансформации, пути к изменению себя, пути к обретению удачи.
Причём здесь любовь и удача, - спросите вы - они что, как-то взаимосвязаны?
Не знаю - отвечу я. Хм… Курица или яйцо... Любовь или удача...
Пока не знаю... Но я это скоро выясню…

--------------------------------------
Читать дальше:
Глава 10. Выход за рамки http://proza.ru/2020/08/28/129