Героизм, мужество и великодушие

Гадаев Алексей Вениаминович
Героизм – это положительное качество личности и способность совершить Подвиг, превозмогая себя. Это концентрация сил физических, психических, духовных ... Героизм – это положительное качество личности и способность совершить Подвиг, превозмогая себя. Это концентрация сил физических, психических, духовных, нравственных. Это проявление любви к кому-то или чему-то. Это поступок сильной, сформировавшейся личности. Героизм – это сделать то, что тебе не по плечу.

Мужество – личное качество, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в уменьшении мобилизовать все силы для достижении цели. Высшее проявление мужества – героизм (В.Б.Шапарь, Новейший психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2007 с.294).
Многие примеры свидетельствуют как о мужестве - об умении не поддаваться боли, а действовать, подчиняясь высоконравственным мотивам, так и о малодушии - о сосредоточении на своих болевых ощущениях (В.Б.Шапарь, Новейший психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. с.54-55).
Великодушие
 Великодушие - это свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами
***
Автор: Н.И. Козлов
Что такое - поступок? От героизма до глупости
Поступок - достойное действие, выбранное намеренно и свободно перед лицом трудных обстоятельств. Поступок может быть как действием, так и (когда-то бездействием), поступком может быть сказанное слово или принятое решение, поступок может быть выражен в жесте - в любой форме, которая станет значимой для окружающих. Главное то, что за свой поступок человеку приходится платить, иногда очень дорого, но человек к этому - готов.
Поступки бывают небольшими, незаметными и естественными - когда человек каждый день встает рано, делает зарядку (даже если не хочется). обливается холодной водой, завтракает чем следует, а не как попало, успевает на работу - и на работе занимается делом, а не развлечениями, работает честно. А вечером - торопится к семье, тут тоже не просиживает диван, а занят то ли делами, то ли близкими людьми: помогает им, радует их, разбирается с их проблемами, воспитывает... Зря не ругается, обычно солнечный, хотя устает, а чтобы быть все-таки бодрым, ложится - вовремя!
Поступки бывают серьезными, трудными и заметными для многих: такое бывает, когда человек отстаивает свои принципы и вынужден противоречить общепринятым нормам и правилам. Поступком, а иногда и подвигом, нередко оказывается действие, где человек рискует значимыми для него вещами, а то и прямо их теряет. Отдать большую часть своего состояния на дело, которое тебе дорого; поступить честно и поставить крест на своей карьере; отдать свою жизнь за жизнь другого человека - в таких поступках человек проявляет себя как Человека с большой буквы, утверждает себя как Личность.
Не стоит от себя бежать,
глаза потупив…
Поступки надо совершать!
Одни поступки!
Поступок - в трусе разбудить
замах героя.
Поступок - жить,
не затвердив чужие роли.
Поступок - быть собой в дыму
и клятве пылкой.
Поступок - вопреки всему
молчать под пыткой!
Поступок - много долгих дней
гореть, а после
порвать поэму, если в ней
хоть капля позы.
Прикажет время зубы сжать -
не протестуйте.
Поступки надо совершать!
Одни поступки!
И кровь твоя через ничто,
дымясь, проступит…
Ведь если жизнь – поступок,
то и смерть - поступок.
Р. Рождественский
Януш Корчак воспитывал в трудные военные годы 200 сирот. Он не просто обеспечивал им жизнь - он дарил им жизнь сильную, яркую - он делал их людьми. И он же не бросил их одних на страшном пути в Треблинку. Его подвиг не звенел громко, это был подвиг каждого дня, который доказывал, что «добра в мире все же больше, чем зла». Навстречу смерти он и его дети вышли под зеленым знаменем короля Матиуша. В своем дневнике он писал: "Варшава - моя, и я - ее. Скажу больше: я - это она. Мне сказал один мальчик, покидая Дом Сирот: «Если бы не этот дом, я бы не знал, что на свете существуют честные люди, которые не крадут. Не знал бы, что можно говорить правду. Не знал бы, что на свете есть правда».
Именно в поступках проявляется и формируется личность человека.
Однако не все красивые и возвышенные поступки - умные поступки. Импульсивный поступок бывает красив, однако всегда больше ценится поступки обдуманные, когда человек перед трудным решением взвесил все важные обстоятельства, учел возможные последствия - и только после этого сделал то, что решил, наилучшим образом: тогда и так, как запланировал.
К красивым и необдуманным поступкам склонны Романтики, для которых важнее не реальный результат, а чистота помыслов и возвышенность мотивов. Их поступки нередко характеризуют настоящую высоту личности и одновременно проявляют недалекость ума, а то и социальную безответственность.
Многие поступки, которые оцениваются как поступки самой высокой пробы, которые характеризуют настоящую высоту личности, одновременно могут быть социально неответственными, поступками Романтика.
Мюнхгаузен готов взорвать полгорода, убить себя, лишить любимого мужа свою Марту, которая только-только его снова обрела - только чтобы сохранить верность своим принципам "Я никогда не вру".
Януш Корчак мог остаться в живых (ему это несколько раз предлагали), но отказался оставить детей, которых нацисты отправили в Маутхаузен, и погиб вместе с ними в газовой камере. Его можно понять - безмерная усталость от подвига каждый день, но по факту он сбежал от своей работы.
Можно по разному оценивать конкретные поступки конкретных людей, но нужно признать: высота поступка вполне может сочетаться с его кривой направленностью.
Зачем же Романтики совершают красивые подвиги?
Во-первых, они их совершают обычно не "Зачем", не "Для того, чтобы", а "Потому что". Не все люди привыкли внимательно просчитывать последствия, проще поступить в соответствии со своими принципами - и только. С другой стороны, в даже казалось бы бессмысленных красивых поступках есть свой нравственный смысл: сильный поступок - это всегда повод задуматься для многих окружающих. Это взрыв шаблонов, вызов жизни и миру, вызов существующим устоям, протест против них с подтекстом: "Задумайтесь! Жизнь должна быть другой, лучше, красивее, добрее!"
Наверное, для того и снимают фильмы про большие и светлые подвиги. Они своей пронзительностью, благородством дотягиваются до души и будят ее. Дети с зеленым флагом Матиуша, гордо шествующие в свой последний путь и их учитель впереди - мало кого это не зацепит, а раз зацепит - значит заставит задуматься. Побольше бы нам таких фильмов, чтобы мы чаще учились у этих ярких персонажей их силе и смелости.
А дальше - труднее. Дальше - нужно учиться думать. Возможно, ваш яркий поступок заставит обратить на себя внимание, многие задумаются: а что дальше? Если действительно есть желание не только доказать всем, что они ленивые глупцы и сволочи, а объяснить, как жить правильно, воспитать и научить - то такую задачу подвиги Романтика не решают. Выстраивать жизнь труднее, чем красиво умереть, но именно это - выбор Творца.

***

Материал Психологос
Великодушие

Великодушие — свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами – «Простить обиду в порыве великодушия».
Такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Моральным сознанием обществаоцениваются как великодушие такие, например, случаи проявления гуманности как самопожертвование ради интересов другого; отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному. В христианской морали великодушие понимается как всепрощение. Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих».
Б.Спиноза писал: «Все активные состояния. Вытекающие из аффектов, относящихся к душе, поскольку она познаёт, я отношу к твердости духа, которую подразделяю на мужество и великодушие. Под мужеством я разумею то желание, в силу которого кто-либо стремиться сохранять своё существование по одному только предписанию разума.
Под великодушием же я разумею то желание, в силу которого кто-либо стремится помогать другим людям и привязывать их к себе дружбой по одному только предписанию разума.
Итак, те действия, которые имеют ввиду также пользу другого, я отношу к великодушию. Следовательно, умеренность, трезвость, присутствие духа в опасностях и т.д. суть виды мужества; Скромность, милосердие и т.д. – виды великодушия (Витис Вилюнас Психология эмоций. СПб. : Питер, 2004, с.55).

Материал психологос
Мужество – ответственное и разумное, в меру смелое и в меру спокойное, поведение в трудных или экстремальных обстоятельствах.
Корабль тонет, а мужественный человек организует спасение, предотвращает панику, руководит процессом.
Мужество - проявление воли в трудных или экстремальных обстоятельствах. Антоним мужества - малодушие.
Мужество и сила воли
Сила воли - это количество воли. Мужество – это качество воли, проявление воли смелого, взрослого и мудрого человека.
Мужество и смелость
Смелость, в отличие от мужества, не подразумевает ответственности и обязательного включение головы. Мужественным же может быть только думающий, взрослый человек.
Мужество и трусость
Страшно бывает всем. При этом, когда перед лицом страшного сделать необходимое человек принуждает себя сам, это называется мужеством. А если человек не успел сделать это сам и спустя мгновения его принудили все то же самое сделать окружающие - он получает прозвище труса. Принуждение будет все равно, и делать придется в любом случае: тогда зачем быть трусом, когда есть возможность в тех же условиях оказаться мужественным человеком?
Как развивать мужество
На уровне рефлекса можно приучить себя ориентироваться не на чувства (страх, боюсь, сомневаюсь, переживаю), а на разум и обязанности. Просто делать то, что нужно. А бояться будем потом, в личное время, если останется желание.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Великодушие (калька с др.-греч.«величие души») — добродетель, внешними проявлениями которой являются отсутствие злопамятства, снисходительность, готовность бескорыстно поступиться своими интересами во имя большей цели.
Великодушие позволяет бороться против зависти и скупости
У Аристотеля В этике Аристотеля добродетель — это золотая середина между равно нежелательными крайностями. Великодушие потому помещено между тщеславием и малодушием, подобно тому как храбрость находится между безрассудством и трусостью, а щедрость — между расточительством и скупостью.
Некоторые российские авторы указывают на то, что у Аристотеля ближе не к русскому «великодушию», а к гордости, и предлагают переводить аристотелевский термин как «величавость». Этот предложенный Н.В. Брагинской термин, однако, не разделяется многими переводчиками.
Так, Е. В. Карчагин и Д. Р. Яворский отмечают, что «образ объёма души наиболее точно передает содержание добродетели и порока»: для великой души успех и неудача — лишь маленькие эпизоды большой жизни, маленькая душа не может вместить многого и потому чрезмерно концентрируется на сиюминутной славе или позоре, выпячивает удачи и тяжело переживает неуспех.
В военном деле Военное «измерение» великодушия (трактуемого как умеренность в отношении жажды славы и власти) требует проявления милосердия к побеждённым. Со средневековых времён продолжение агрессии по отношению к проигравшей стороне после окончания сражения не связывается с военной доблестью, а становится незаконным насилием, противоречащим христианскому понятию о справедливой войне. Как сказал в 1170 году Раймон Толстый: «Без великодушия победа — плохое, зверское дело». В рыцарские времена к благородным соображениям примешивалась и коммерческая выгода; тот же Раймон Толстый продолжает: «выкуп за них [пленных] нам будет куда полезнее их смерти, так как позволит увеличить вознаграждение нашим воинам и даст пример благородного поведения». Уже к концу XII века выкуп пленных стал обыденным, а проявлением необычного великодушия считался отпуск пленника на свободу без выкупа.
П. Робинсон ассоциирует великодушие у военных с аристотелевским и считает его производным чести.
Связь со щедростью Великодушие проявляется в отношениях между командирами и подчинёнными, хозяевами и работниками в том числе и в виде щедрости, это понятие восходит к дохристианским обычаям «правильных» отношений между вождём и его дружиной. Так, в средневековые времена великодушная награда за службу должна была быть выше просимого, покрывать более, чем непосредственные нужды подчинённого.