Одуванчиковое вино

Юрий Жданов 2
ОДУВАНЧИКОВОЕ ВИНО               



Вино из одуванчиков, самые эти слова- точно лето на языке. Вино из одуванчиков- пойманное и закупоренное в бутылки лето.                Рэй Бредбери. «Вино из одуванчиков».

 
-Ты пробовал когда-нибудь одуванчиковое вино?- спросил меня школьный товарищ при очередной встрече в Евпатории.               
-Такое, о котором рассказал в своей повести «Вино из одуванчиков» Рэй Бредбери?- задал я встречный вопрос.               
-Почти, так как у нас был несколько иной рецепт приготовления. Мы делаем его только из желтых лепестков цветка, а не из цельных цветков, и только из совершенно созревших желтых лепестков, то есть таких, которые легко отделяются от своего зеленого цветоложа. А воду берем просто из крана.               
-А дадите попробовать?- напросился я на угощение.               
-Конечно,- принял мой запрос товарищ.               
-Но я скоро уезжаю,- продолжал я наступать, торопя угощение.               
-Когда ты уезжаешь?               
-Через два дня поездом.               
-Мы придем с женой проводить тебя и принесем это вино как наш подарок,- предложил товарищ.               
Так и произошло: они пришли к поезду и подарили бутылочку с вином из одуванчиков. Я тут же отвинтил пробку и попробовал этот напиток, чтобы высказать им свое мнение о вкусе.               
-Изумительный аромат и ни с чем несравнимый чудесный нежный вкус,- поблагодарил я за такой подарок. Сравнивать с другими напитками из одуванчиков я не мог, так как никогда не видел их в продаже или самодельных, но, вернувшись домой, решил вспомнить о рецепте, который описал Рэй Бредбери (1920-2012) в своей чудесной повести «Вино из одуванчиков», навеянной воспоминаниями о его детстве. Невозможно забыть этот рецепт, о котором в повести рассказывает дедушка своим внукам- двенадцатилетнему Дугласу и десятилетнему Тому. В который уже раз перечитываю эту чудо-повесть, но когда дошел до описания рецепта вина из одуванчиков, перечитал несколько раз это место и ощутил вкус такого напитка. Предлагаю и Вам попробовать его.   


               
«Дедушка стоял на широком парадном крыльце и точно капитан оглядывал широкие недвижные просторы: перед ним раскинулось лето. Он вопрошал ветер и недостижимо высокое небо, и лужайку, где стояли Дуглас и Том и вопрошали только его одного.               
-Дедушка, они уже созрели? Дедушка поскреб подбородок.               
-Пятьсот, тысяча, даже две тысячи- наверняка. Да, да, хороший урожай. Собирать легко, соберите все. Плачу десять центов за каждый мешок, который вы принесете к прессу.               
-Ура! Мальчики заулыбались и с жаром взялись за дело. Они рвали золотистые цветы, цветы, что наводняют весь мир, переплескиваются с лужаек на мощеные улицы, тихонько стучатся в прозрачные окна погребов, не знают угомону и удержу и все вокруг заливают слепящим сверканием расплавленного солнца.               
-Каждое лето они точно с цепи срываются,- сказал дедушка. -Пусть их, я не против. Вон их сколько, стоят гордые, как львы. Посмотришь на них подольше- так и прожгут у тебя в глазу дырку. Ведь простой цветок, можно сказать сорная трава, никто ее и не замечает, а мы уважаем, считаем: одуванчик- благородное растение.                Они набрали полные мешки одуванчиков и унесли вниз, в погреб. Вывалили их из мешков, и во тьме погреба разлилось сияние. Винный пресс дожидался их, открытый, холодный. Золотистый поток согрел его. Дедушка передвинул пресс, повернул ручку, завертел- быстрей, быстрей- и пресс мягко стиснул добычу …               
-Ну вот … вот так …  Сперва тонкой струйкой, потом все щедрей, обильнее побежал по желобу в глиняные кувшины сок прекрасного жаркого месяца; ему дали перебродить, сняли пену и разлили в чистые бутылки из-под кетчупа- и они выстроились рядами на полках, поблескивая в сумраке погреба.               
Вино из одуванчиков. Самые эти слова- точно лето на языке. Вино из одуванчиков- пойманное и закупоренное в бутылки лето». 


               
Вы думаете, что этим и заканчивается рецепт? Нет, конечно. Волшебник Слова Рэй Бредбери продолжает поэзию и романтику этого описания, которое невозможно здесь прервать. Не предлагайте мне здесь остановиться: исчезнет не только очарование этого повествования, но и вкус напитка.  А потому дочитаем …


               
«И теперь, когда Дуглас знал, по-настоящему знал, что он живой, что он затем и ходит по земле, чтобы видеть и ощущать мир, он понял еще одно: надо частицу всего, что он узнал, частицу этого особенного дня- дня сбора одуванчиков- тоже закупорить и сохранить; а потом настанет такой зимний январский день, когда валит густой снег, и солнца уже давным-давно никто не видел, и, может быть, это чудо позабылось, и хорошо бы его снова вспомнить,- вот тогда он его откупорит! Ведь это лето непременно будет летом нежданных чудес, и надо все их сберечь и где-то отложить для себя, чтобы после, в любой час, когда вздумаешь, пробраться на цыпочках во влажный сумрак и протянуть руку» …


Ну и как: поставим здесь в цитировании точку? А как же с другими рекомендациями автора: какую взять воду, как употреблять это вино …   Ведь очень хочется попробовать сотворить такой напиток. А потому продолжим …


               
«И там, ряд за рядом, будут стоять бутылки с вином из одуванчиков- оно будет мягко мерцать, точно раскрывающиеся на заре цветы, а сквозь тонкий слой пыли будет поблескивать солнце нынешнего июня. Взгляни сквозь это вино на холодный зимний день- и снег растает, из-под него появится трава, на деревьях оживут птицы, листва и цветы, словно мириады бабочек, затрепещут на ветру. И даже холодное серое небо станет голубым.               
Возьми лето в руку, налей лето в бокал- в самый крохотный, конечно, из какого только и сделаешь единственный терпкий глоток; поднеси его к губам- и по жилам твоим вместо лютой зимы побежит жаркое лето …               
-Теперь- дождевой воды!  Конечно, здесь годится только чистейшая вода дальних озер, сладостные росы бархатных лугов, что возносятся на заре к распахнувшимся навстречу небесам; там, в прохладных высях, они собирались чисто омытыми гроздьями, ветер мчал их за сотни миль, заряжал по пути электрическими зарядами. Эта вода вобрала в каждую свою каплю еще больше небес, когда падала дождем на землю. Она впитала в себя восточный ветер, и западный, и северный, и южный и обратилась в дождь, а дождь в этот час священнодействия уже становится терпким вином.
               
Дуглас схватил ковш, выбежал во двор и глубоко погрузил его в бочонок с дождевой водой.               
-Вот она!               
Вода была точно шелк, прозрачный, голубоватый шелк. Если ее выпить, она коснется губ, горла, сердца мягко, как ласка. Но ковш и полное ведро надо отнести в погреб, чтобы вода пропитала там весь урожай одуванчиков струями речек и горных ручьев.  Даже бабушка в какой-нибудь февральский день, когда беснуется за окном вьюга и слепит весь мир, и у людей захватывает дыханье,- даже бабушка тихонько спустится в погреб». 


               
На этом поэзия рецепта не заканчивается, но я прерываю ее, чтобы Вы самостоятельно, обязательно с глубоким погружением в текст, продолжили чтение …                Сколько же раз я уже перечитал эту чудесную, самую любимую автором повесть о своем детстве? Она вся погружает в глубины ощущений прошлого, увиденного сердцем и душой. Эта очень богатая смыслами повесть помогает глубже понимать суть самой жизни и по-иному воспринимать собственную жизнь.

               
А как великолепен одноименный с повестью («Вино из одуванчиков») четырех-серийный фильм режиссера Игоря Карповича Апасяна (1952-2008), завершившего съемку в 1997 году! Этому фильму на Фестивале детского кино в Международном детском центре (МДЦ) «Артек» в 1998 году присвоен приз «За самый мудрый фильм», а на Фестивале детского кино в Детском Всероссийском центре (ДВЦ) «Орлёнок» в 1999 году присвоен приз «Фильм, который бы я взял с собою в космос». 

               
Юрий Жданов      13.04.2020 .