Братья Макаровы

Владимир Калуцкий
Штрихи к двойному портрету.

Именно штрихи. Целой картины пока написать не могу, но общее впечатление от неё уже есть. Я их как будто вижу рядом - Юрия и Федора Макаровых. Хотя Фёдора не знаю совсем, а с Юрой мы почти запанибрата. Да, сказать честно, о существовании Федора я до нынешнего года и не знал. Пока в редактуре не познакомился с его рассказами.
И обомлел.
Вы момните Бориса Житкова? Книги этого бывалого моряка имелись во всех библиотеках Союза, его имя знали все школьники страны.
Так вот Фёдор Макаров посильнее будет Насчет его морской судьбы - не скажу, но вот писательски он сразу заявил себя великолепным мастером.
Брат его Юрий тоже давно известен читателю, особенно юному. Как детский писатель нынче в России, как мне казалось, он не имеет равных.
Пока я не узнал Фёдора Макарова.
Чем похожи братья?
Оба чертовски талантливы. Я бы на месте Юры даже обеспокоился своим положением в писательском сообществе. Если кто и способен его потеснить - так это Фёдор.
А в чем различие?
Юра берет тем, что в стихах и прозе главное у него - цель. Заключительной строкой, последним предложением он, как барабанной дробью, заканчивает джазовую композицию.
"И рвану к тебе быстрый, как сокол,Позабыв, что летал, как утюг".
А Фёдор - не-е-т. Для Фёдора важен процесс.Здесь звучит блюз. Федорр Макаров наслаждается письмом, он разматывает повествование, развязывая и завязывая узелки. Он не торопится, иногда возвращается к началу. Он наслаждается речью, он придумывает слова! "Глухоманный сосняк!" Скажите лучше.
А Индюшачий океан - Азовское море? А сравнение тишины после выключенных двигателей корабля с исчезнувшей зубной болью...!
Я читаю Федора Макарова, как читаю Чехова и Бунина. Как учебник, с огорчением замечая, что до конца рассказа остается все меньше. В последнее время со мной такое было, пожалуй, лишь при чтении книг другого моряка - Николая Рыжих.
Я думаю так. Если вода потеряла морехода, то земля обрела нового писателя. А Юра пусть знает, что фамилия Макаров от этого зазвучала вдвое сильнее.