Два Экстаза Марии Магдалины Караваджо?

Алина Алексеева-Маркезин
 Караваджо?"Экстаз Марии Магдалины"( Кляйна) 1608 год.106,5 ; 91  Рим,частная коллекция. 
Караваджо? " Экстаз Марии Магдалины"(Работа ,обнаруженная Миной Грегори в 2014 году.)Частная коллекция.
      
      Организаторы выставки «Римский период Караваджо. Его друзья и враги», которая проходила в 2018 году в парижском Музее Жармар-Андре (Mus;e Jacquemart-Andr;,), сделали оригинальный ход. Они сумели получить для своей выставки две картины Караваджо «Экстаз Марии Магдалины» и повесили их рядом. Одна из них известна искусствоведам с 1960-х годов, другая была обнаружена и объявлена подлинником совсем недавно – в 2014 году.

     Единодушия у экспертов по поводу этих картин нет до сих пор. Немногие соглашаются с тем, что картина 2014 года написана самим Караваджо, другие отрицают это, а есть и те, кто считает оба варианта копиями несохранившегося оригинала. Посетителям выставки предлагается ознакомиться с обеими картинами и попытаться самостоятельно сделать вывод.

         Обе картины написаны в характерном караваджистском стиле и различаются лишь небольшими деталями. Мария Магдалина на них сидит, закрыв глаза и запрокинув голову, пальцы ее рук сцеплены. Она освещена светом, льющимся из правого верхнего угла картины. Такое изображение экстаза святой, как полагают исследователи, повлияло на картины с тем же сюжетом, написанные позже Рубенсом и Симоном Вуэ, и даже на скульптуру Бернини «Экстаз святой Терезы».Всего известно восемнадцать подобных картин.

     По воспоминаниям современников "Экстаз Марии Магдалины" был написан в 1606 году, после того, как Караваджо вынужден был бежать из Рима из-за совершенного им убийства. Он укрылся во владениях своих покровителей – знатного семейства Колонна, а затем отправился в Милан. Один из первых биографов Караваджо, его современник Джулио Манчини (1559 – 1630) сообщал, что, скрывшись из Рима, художник сначала отправился в городок Дзагароло, где жил под тайной опекой князя Марцио Колонна. В Дзагороло он написал картины, изображающие Марию Магдалину и Христа в Эммаусе. Картины были отправлены в Рим и проданы, на полученные деньги Караваджо перебрался в Милан.

ПЕРВАЯ картина"Экстаз Марии Магдалины (Кляйна)

       В 1963 году на выставке «Караваджо и караваджисты» был показан еще один «Эстаз Марии Магдалины». Владельцем этой картины был Джузеппе Кляйн. Происхождение картины прослеживалось до XIX века, когда она, приписываемая самому Караваджо, была получена по наследству княгиней Карафа-Колонна. В 1873 году картина была продана священнику Микеле Бландо, а после его смерти в 1936 году приобретена Кляйном. Тем не менее, на выставке 1963 года она была представлена как работа последователя Караваджо.

           Картина привлекла внимание искусствоведа Маурицио Марини, обратившего внимание на детали изображения одежд Марии Магдалины и отблески света на ее шее. По настоянию Марини картина была очищена в начале 1970-х годов, и после реставрации ученый окончательно пришел к выводу, что именно она была написана Караваджо. Многие искусствоведы согласились с этой гипотезой, другие высказали сомнение, хотя признали, что «Магдалина Кляйна» – самый совершенный по технике исполнения вариант из всех известных «Экстазов Марии Магдалины»

   ВТОРАЯ КАРТИНА"ЗКСТАЗ МАРИИ МАГДАЛИНЫ" обнаруженная Миной Грегори

        Продолжилась история «Экстаза Марии Магдалины» в 2014 году, когда известный специалист по творчеству Караваджо, ученица Роберто Лонги и президент флорентийского Фонда истории искусств имени Лонги Мина Грегори объявила, что нашла еще один «Экстаз Марии Магдалины» и после нескольких лет исследований убедилась, что перед ней подлинная работа Караваджо. К Грегори с просьбой об установлении авторства обратилась владеющая этой картиной семья, которая до сих пор предпочитает сохранять анонимность.

       В числе доказательств, собранных Миной Грегори, входит не только искусствоведческий анализ манеры художника, но и материальные свидетельства. Первое из них, записка XVII века, прикрепленная к задней стороне картины. Там прямо сообщается, что картина написана Караваджо, и указывается, что она предназначена для кардинала Сципиона Боргезе (1577 – 1633), который был страстным коллекционером искусства. В собрании кардинала было и несколько известных работ Караваджо. Картина «Экстаз Марии Магдалины» должна была быть отправлена в богатый район Неаполя Кьяйа, где жила одна из самых крупных покровительниц Караваджо Констанца Колонна. Она, по словам Грегори, выступала посредницей при приобретении картины кардиналом Боргезе.

       Мина Грегори указывает на письмо, написанное 29 июля 1610 года епископом Казерты и папским нунцием в Неаполетанском королевстве Диодато Джентиле и найденное в архивах Ватикана только в 1994 году. Адресовано письмо Сципиону Боргезе. Джентиле сообщает, что Караваджо умер 18 июля.

     По словам Джентиле, когда художник отплыл из Неаполя в Порто-Эрколе, с ним было три картины: «два Сан-Джованни и Магдалина». Они были отправлены в Неаполь, откуда Констанца Колонна должна была переправить их в Рим, в коллекцию Сципионе Боргезе. Дальнейшая судьба картин неясна.

       Предполагается, что «Экстаз Марии Магдалины» по какой-то причине остался в Неаполе. В 1612 году посетивший Неаполь Луи Финсон написал с нее свою копию. Спустя несколько десятилетий картина все-таки попала в Рим. На это указывает второе материальное свидетельство, найденное Миной Грегори, восковая таможенная печать Папского государства конца XVII века.

      Отныне стало целых два «Экстаза Марии Магдалины» претендующих на подлинность. Впрочем, есть возможность, что оба они написаны Караваджо, так как известно несколько других картин, для которых он писал авторские копии.

       Мина Грегори, рассказав об обнаруженной ею картине, сообщила журналистам, что уговаривает владельцев разрешить ее публичный показ. Те, хотя и всячески избегают публичности, опасаясь кражи картины, в конце концов, согласились. В 2017 году «Экстаз Марии Магдалины» был впервые выставлен в Токио.

     Теперь эта картина впервые представлена публике в Европе и висит рядом с «Магдалиной Кляна». «Необычно видеть обе версии вместе, – говорит профессор истории рисования и гравюры Лейденского университета Герт Ян ван дер Сман.

     "Для выставок нет ничего необычного в показе вариантов работ для изучения. Действительно, это одна из лучших вещей, которые могут принести выставки, это продвинуть исследования. Это хорошая возможность сформировать мнение, особенно по варианту, приписываемому Караваджо Миной Грегори».