Станция Брест, война

Владимир Петропавловский
Машинист паровоза ст. Брест
Приходько Василий Андреевич
Отредактировано

     В музей Железнодорожных войск от бывшего паровозного машиниста депо Брест Приходько Василия Андреевича. Прочитал в газете «Гудок» Ваше обращение, поэтому пишу как локомотивщик депо Брест, встретивший войну в первые часы.
      Я с группой товарищей в конце 1939 г., по приказу МПС был направлен на постоянную работу в депо Брест из Махачкалы машинистом локомотива, водил поезда во всех направлениях.
     22 июня 1941 г. я был дома и готовился к выезду на 4 часа утра. В 3 часа 45 минут стала слышна артиллерийская канонада из-за Буга. Гул был беспрерывный, стал виден сильный пожар военного городка на Граевской стороне. Я быстро собрался и вышел из дома в депо. Идти пришлось мимо горевшего военного городка, жар был такой, что пришлось прикрывать лицо пиджаком. В депо собралось человек 20 вместе с начальником локомотивного отдела тов. Гаргадзе, который уже руководил эвакуацией паровозов. Мне поручили командовать поворотным кругом, для вывода локомотивов из депо. В это время прибыл начальник депо тов. Буруев, он мне приказал оставить поворотный круг и вывести один из последних паровозов № 704-43 из депо. Подробно осматривать паровоз было не когда, но я заглянул в тендер. Угля половина, значит,  пока хватит, а воды почти нет, нужно срочно добавить. Я выехал из корпуса депо, повернулся на круге, в это время мне дали помощника машиниста и поехали на гидроколонку.  Помощник на тендере стал заводить хобот колонки, а я спрыгнул с паровоза и отвернул кран колонки, вода побежала в тендер.
     В это время стали слышны винтовочные выстрелы и автоматные очереди, это наши работники стрелковой охраны вступили в бой с фашистами на территории топливного склада, который граничил с паровозным депо. Вода еще набиралась, когда в будка машиниста вошел тов. Гаргадзе. Он закричал: «Закрывай колонку, а то мы не уедем!». Я закрыл колонку, помощник отвел хобот. Я побежал к подножке паровоза, в это время услышал автоматную очередь, которой был ранен в обе ноги. Пули попали выше колена, одна попала в кость и перебила ее, вторая прошла в мякоть и кость не задела. Я остался лежать на месте, а паровоз помощник увел.
     Таким образом,  Брестские локомотивщики сделали все возможное, чтобы готовые паровозы не достались врагам. Дальше моя судьба сложилась очень тяжело, как и у всех Советских граждан находившихся в оккупации. Я год лежал в железнодорожной больнице, хотели ампутировать ногу, но я не дал. Находясь в больнице меня часто навещали мои товарищи по Махачкале. Многие из них жили и работали в Бресте, а сами были подпольщиками. Руководил подпольной группой тов. Жуликов – секретарь партийного узла. По выходу из больницы я стал встречается  с товарищами, они меня устроили на работу. Потом, когда находится в Бресте стало не возможно, товарищи меня с женой переправили в Виницу, где я был освобожден Советскими войсками. Дальше я переехал в г. Кривой Рог, на родину жены и поступил работать в депо. С октября 1944 г. стал работать локомотивным диспетчером при Криворожском отделении дороги. В 1971 г. ушел на пенсию, живу в г. Кривой Рог.

  Приходько Василий Андреевич 20.01.1975 г.

Из архивов Историко-Мемориального зала ЖДВ август 2020 г. В. Петропавловский