Отчуждение глава 5

Людмила Каштанова
                Глава пятая

         За годы  в семье  Татьяны  тоже произошли  большие перемены,  но, в основном, в худшую сторону.  Предательское бегство Николая подкосило  ее здоровье  еще больше.  Ей дали нерабочую вторую группу инвалидности, и  с тех пор она сидела дома, изредка выходя на улицу.
        Она и с соседями не хотела встречаться лишний раз, боясь всяких расспросов. Только соседям и спрашивать её ни о чём  не надо было - всё  о ней было уже известно давно и перемелено на лавочках. 
        Многое она  передумала, днями  просиживая в одиночестве, вспоминая все с самого детства.  Ей не хватало общения с сестрой, ее мудрых советов, но  проклятая гордыня не позволяла ей сделать первой шаг к примирению.
       Она боялась   встречи с ней,  потому что  стыдно было  посмотреть  сестре  в глаза и признать  свою вину, боялась услышать укоры и обвинения,  что своими руками  разрушила свое счастье,  упустила воспитание  детей в самый трудный период их развития.

       Татьяна  видела  на фотографиях  смеющихся красивых  сыновей  сестры, и сердце ее заходилось от зависти: «Вот каких  четверых  молодцов  вырастила  Валентина, а я  не могла справиться  и  с двумя!"  Она сознавала, что  основное   внимание  было  обращено  к нему,  этому негодяю Николаю, а заботу о детях свела к тому,  чтобы  их накормить и одеть. 
       Делами их не интересовалась, а надо было - вот Юрку и упустила;  уроки толком не проверяла, по душам не разговаривала - да и где там было до этого, если они сами не хотели с ней разговаривать, мол, отстань; ругать ругала, - а как же за двойки не ругать да за драки?
      Вон и соседи на Юрку не раз жаловались, что дружков в подъезд водит. Курят, мусорят в подъезде. Говорила ему и что? Как о стенку горох! Дожилась, что из-за него их семью причислили к неблагополучным, а потом и дочь пошла по наклонной. Будто  проклятие какое нависло над её семьёй!

       Она думала, размышляла и не могла понять, за что ей такая досталась доля? Что же она хуже всех на свете? Убила кого или обворовала? И тут же сознание ей подсказывало: а Володя? Разве не и-за тебя он погиб? Пусть не прямо, но косвенно. Разве не ты его убивала каждый день своим равнодушием и изменами?
       Но, что теперь сделать, если жизнь прошла, если теперь здоровья нет?  Ничего нельзя вернуть назад и поправить,ничего! – вздохнула Татьяна  и  вновь   зашевелилась  в ней гордыня! – Ну, и пусть! Да, виновата!  И что теперь – повеситься?  Не хочет Валька  со мной знаться, ну и  черт с ней!  Обходилась  все эти годы без неё и  сейчас обойдусь!


          Людмила Чернова, закончив школу,   поступила учиться на продавца.  Окончив училище, она смогла устроиться в детскую  поликлинику  регистратором.  Приятно было ее видеть, хорошенькую и аккуратненькую, в белом халатике и шапочке.  Она порхала, как бабочка,  среди стеллажей, строго разговаривая с   пациентами.
       Будучи  еще комсоргом и активисткой в школе,  она не лишена была  высокомерия, была о себе большого мнения и любила поучать других.  Если бы ей кто-нибудь сказал тогда, что она закончит свою жизнь  на свалке,  она тому  бы плюнула в лицо или устроила драку.  Так оно и произойдет, только позже, а пока она радовалась жизни,  своим небольшим успехам, своей привлекательности.
 
        В двадцать один год она вышла замуж за любимого парня, Анатолия, с которым  дружила еще со школы, потом проводила в армию и дождалась из армии. Как  водится, через год родился сын Андрей.  Все было хорошо до тех пор, пока не случился несчастный случай с  Анатолием, в результате чего он лишился ноги.  Молодой и красивый,  он  не мог смириться со своей участью,  не смог найти  себе применение и впал в злую депрессию. Он не хотел никого слушать, хотя давались и вполне разумные советы. Один друг советовал ему записаться в общество инвалидов.
       -  Тебе хорошо говорить! - зло кричал он. - Чтобы ты сам делал, окажись на моем месте? - бушевал мужчина. - Все только могут поучать других, а как коснется самого, то и не знают, что делать. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу? Так? 
         Людмила  не знала, как ему помочь, как вывести горячо любимого мужа из этого дурного состояния, разве что  выпивать с ним за компанию?  Такая  "помощь", разумеется, к хорошему не могла привести. Он с ней пил и без неё, когда она работала. Кончилось тем, что его нашли в постели мертвым от алкогольного отравления.

         Всякие поминки  по любимому мужу  и  пьянки по поводу и без повода привели к тому, что Людмила  пристрастилась к  алкоголю, стала не вполне  трезвой появляться на работе, и  вскоре ее уволили  из  поликлиники.  Она устроилась  в продуктовый  магазин  продавцом,  но и там недолго продержалась.
        Устроилась в другой магазин, затем  в третий. История всё та же.  Все её клятвы и уверения в исправлении   она не сдерживала, и ее увольняли отовсюду.  Сын  Андрей давно уже находился под присмотром  бабы Тани.
        Людмила часто приходила клянчить у матери деньги на похмелье, но  та не могла ей дать на пропой   деньги, нужные для  жизни. Каждый раз был примерно такой диалог.

         - Мам, дай денег!
         - Зачем?
         - На хлеб не хватает!
         - Врешь,  это тебе  на водку надо!
         - Ей Богу, не вру!  Вот те  крест!
         - Да, ты в Бога не веришь, зачем  им клянешься?
         - Ну, тогда так дай.  Петр (сожитель)  как получит пенсию, сразу отдам.
         - Говорю: нет денег! Даже если бы были, не дала.
         - Значит, иди подыхай, дочь? Ты этого хочешь?
         - Переплачу раз, и хватит с меня  - так ты меня замучила!

         Не добившись от матери денег,   непутевая дочь, хлопнув дверями, уходила. На некоторое время Людмила исчезла, перестала появляться у матери. Оказалось, что она  нашла какого-то инвалида и стала сожительствовать с ним.  В результате этого родилась  девочка, как потом  оказалось,  не совсем нормальная.  Да,  как девочке быть нормальной и нормально развиваться,  если находилась  в  ужасных условиях проживания,  которая  никому оказалась  не нужна?  Хорошо, что вмешались органы опеки, которые через суд  лишили Людмилу родительских прав и  сдали девочку в детдом.  Дальнейшая судьба этой девочки неизвестна.

         Несчастье к Татьяне подкралось тихонько.  Однажды вздумалось ей, старой, протереть от пыли люстру своими непослушными скрюченными полиартритом пальцами, да потеряла равновесие и неудачно упала, сломав  шейку бедра.  Это очень  опасный перелом, особенно в пожилом возрасте, так как  долго и тяжело срастается, особенно у пожилых.  Разумеется, ухаживать за ней было некому, и она, будучи прикованной к постели, вскоре  умерла от плохого ухода.
        На похороны Татьяны, организованные Юрием и его женой Соней,  приехала  Валентина с Евгением, были и другие родственники, а вот Людмилы не было –  явилась только на девятый день.

        Валентина  очень сокрушалась, что у сестры всё   пошло наперекосяк  после  смерти Володи:
       -  Ох, и наломала дров сестрица! Ведь признайся она,  что   помощь нужна, разве бы мы  не помогли? Да нужно было бить во все  колокола, всё делать возможное и невозможное, чтобы вернуть Людмиле нормальный облик, а не спокойно смотреть, как она гибнет! А теперь – что? Теперь ничего  не сделаешь –  что  посеяла, то  и  пожала.
       Но и Валентина не могла понять своей вины, что ни разу после ссоры не приехала к сестре, - всё ждала, когда она к себе позовёт. Вот и позвали, только на похороны.
      
        А жизнь  Людмилы  клонилась к закату, к логическому её завершению.  Будучи от природы красивой,  она изменилась до не узнаваемости  в свои  неполные сорок лет.  Её одутловатое и пожелтевшее от алкоголя  лицо   было покрыто шрамами, которые ее уродовали ещё больше.  В одно прекрасное утро ее бездыханное  тело было обнаружено возле мусорных контейнеров. Никого не интересовало, от чего она умерла. Взяли и тихо её похоронили.

        Немного лучше  обстояло дело с Юрием.  Ему пришлось  за свои ошибки молодости  отбывать срок в местах лишения свободы.   Выйдя на свободу, он дал себе зарок покончить с  прошлым.  Нашел подходящую для себя  работу на стройке  и  женился на замечательной девушке, по имени Софья. Появились дети – дочь Таня, названная так в честь бабушки, и сын Дима.
        К счастью, Юрию очень повезло с женой: Соня  была    верной, любящей  и доброй, но  он своими руками разрушал своё счастье, тоже пристрастившись к алкоголю. Вдобавок, он, пьяный, еще и руки распускал.
        Не выдерживая его запоев, она  не раз уходила от него, но всегда возвращалась, когда он ее звал, обещая исправиться.  Понимание и признательность  к жене за её терпение, за любовь к нему, недостойному,   пришли гораздо позже,   незадолго до  смерти.  Он умер в сорок два года от сердечной недостаточности.

        Андрей, сын Людмилы,   после   службы в  армии,  нигде подолгу не работал.  Не имея в себе твердого стержня, он пристрастился к наркотикам и вскоре  умер, не познав  настоящей радости  и смысла жизни.
         Таким образом,  из   семьи  Татьяны,   до настоящего времени  осталось трое – Софья,  Таня и Дима.  Софья, как  добрый Божий ангел,  помогала своим детям и оберегала их  от падений и невзгод.  Думаю, они и теперь живут и здравствуют.

окончание http://proza.ru/2021/09/25/127