Критика и условия

Елена Кшанти
Мы зажимаем ум в концепции. Сказано в некоторых текстах, что духовно развитый человек должен смиренно принимать критику. Но мы часто не учитываем, что критика должна происходить с глазу на глаз, она должна быть обоснованна, а не вызвана желанием отомстить или унизить человека. Она должна быть мотивирована именно желанием помочь, а не разрушить, подтопить чей-то авторитет в обществе и т.д.
Но, как ни странно, многие взрослые люди до сих пор не понимают этих базовых правил общения, мало того, специально используют подобные концепции, чтобы уничтожать тех, кто в чём-то выделяется или реально преуспел больше, чем они сами.
Любые духовные тексты пишутся именно для того человека, который их читает, а не как инструкции "завалить" или высмеивать других. Вместо того, чтобы применить эти наставления к себе, часто люди истошно начинают искать другого человека, который по их мнению, в духовной практике несовершенен, ну к примеру, критику не принимает. И начинают его уничтожать и унижать при всём честном народе. "О, ведь он не принимает наши злые слова и оскорбления, значит он ещё очень слаб!"
А какова их мотивация при этом?
Может быть, в такой ситуации не только надо не принимать оскорбления, а ещё и предпринять какие-либо действия, чтобы не подвергаться подобному психологическому насилию и нарушению такими умниками личных границ? Ведь на самом деле, дать отпор и поставить оскорбителей "на место" и есть настоящее к ним сострадание. Иначе, они ещё долго будут пребывать в состоянии накопления негативной кармы.

Границы добра и зла очень расплывчаты, потому что одно и тоже действие может быть относительно одного человека добром, а относительно другого - злом. Пока человек не достиг стадии Всеведения, он судит только в пределах диапазона своего опыта..

Надо не забывать вглядываться в собственную мотивацию, спрашивать себя, действительно ли мы хотим добра?
Ведь любой человек имеет свободу на принятие критики в собственный адрес или нет, особенно когда она неадекватна, когда критик не выполняет условия этики и переходит на личность публично, не понимает условий происходящего и функций данного человека в этом месте и в это время.
Так, например, публично критикуя владельца компании, за то, что он уволил нерадивого работника, мы вряд ли добьёмся его благожелательности, потому что тем самым мы переходим границы не только личного пространства человека, но и границы его компетенции. В такой ситуации мы не только можем разрушить его авторитет перед другими людьми, но и разрушить саму компанию.
Мудрость и заключается в том, чтобы уметь расширенно смотреть на жизненные ситуации и во время свои действия и мотивацию подвергать анализу.
Только так, а не иначе.

Автор: Елена Кшанти

#еленакшанти #психология #психологияотношений