Пробуждая воспоминания 28

Борис Алтайский
   Факультетскую хирургию нам преподавал академик Павел Янович Страдинь. Выпускник Санкт-Петербургский военно-медицинской академии, прекрасный хирург, очень эрудированный человек не только в медицине, он создал (с основном на свои средства) Музей истории медицины, который пополнял всё новыми и новыми экспонатами. В то время Музей находился в одноэтажном бараке на территории Республиканской клинической больницы, носящей сейчас имя П.Я.Страдиня. Музей истории медицины, также названный именем Страдиня, вспоследствии был перемещён в большое здание в центре Риги и занял подобающее место среди музеев Латвии.

   Лекции по хирургии П.Я.Страдинь читал просто, доходчиво, рассказывал нам, студентам, о редких, на первый взгляд банальных случаях, имевших место в его практике.

   На третьем курсе пропедевтику* внутренних болезней нам читал профессор Эрнест Мартынович Буртниек, впоследствии директор Рижского медицинского института. Он был порядочным человеком, в чём мы имели возможность много раз убедиться, однако лекции его были малоинтересными. И вот однажды, сидя на такой лекции, я незаметно (так мне казалось) положив на колени книгу (Как сейчас помню, "Красное и чёрное" Стендаля), тихо перелистывал страницы, читал. Но Эрнест Мартынович всё же это заметил. Закончив лекцию, он жестом подозвал меня и сердито сказал:
- Если ты и впредь на моих лекциях будешь читать книжки, то я выгоню тебя вон! Подумаешь, какой всезнайка нашёлся!
К счастью, профессор не был злопамятным и на экзамене поставил мне "пятёрку", не вспомнив об инциденте с книгой. Помог он мне и в дальнейшем.



*Пропедевтика – это отрасль медицины, на которой строится вся работа с пациентами. Эта наука необходима для обследования больного и выяснения всех деталей, связанных с патологией. Она включает в себя такие аспекты, как:

    сбор жалоб больного;
    изучение истории развития данной патологии;
    анамнез жизни пациента;
    обследование всех органов и систем;
    выявление состояний, отличных от нормы.

Продолжение: http://proza.ru/2020/08/17/1228