Баллада о первой любви

Евгений Суздальцев
Публикация в местной газете.
Люди встречаются, люди влюбляются, женятся… Начинается семейная жизнь - у всех разная – радостная и благополучная или совсем наоборот. И продолжительность браков весьма и весьма различна – от нескольких месяцев до нескольких десятилетий. Нередки случаи очень длительных и счастливых семейных отношений. Буквально в прошлом номере «Анучинские зори» рассказывали о семейном союзе длительностью 48 лет. Бывает и так – супруги живут в гражданском браке всю жизнь и лишь на склоне лет «расписываются» в ЗАГСе. Что и говорить,  жизненные истории разнообразны и  оригинальны, и всё-таки, большинство из них строится по неким типовым сценариям, включающим в себя такие пункты, как юность, свадьба, рождение детей, привычка,  семейная верность, измена, развод, повторный брак, смерть, свекровь и тёща, старость, внуки и, конечно же, любовь, любовь, любовь… Все эти опорные понятия в разных комбинациях так или иначе являются атрибутами семейной жизни каждого из нас. Где-то там, в начале списка, очень ненавязчиво и призрачно маячит ещё одна вешка судьбы – первая любовь. Люди с возрастом забывают её и порой не могут сами себе ответить на простой вопрос – а вообще-то, была ли она в их жизни когда-нибудь? Была, ну, конечно же, была! Вот только ушла – тихо и незаметно, и человек стал беднее, обделённее в этом мире, в этой жизни. И эту беду уже не преодолеть…

Но иногда она  возвращается! И всё прошедшее оживает вновь! И люди снова встречаются! И даже женятся! Несмотря на то, что у молодожёнов за плечами все вышеперечисленные атрибуты обычной человеческой жизни и более сорока лет разлуки… Скажете: «Такое бывает только в кино!»? Я тоже так считал, пока не встретился с молодожёнами. Невесте в день бракосочетания исполнилось 64 года. Жениху стукнуло ровно столько же десятью днями раньше. В их глазах светилась радостью она – та самая первая любовь!  Настоящая!

 Нет, лучше расскажу-ка я эту историю по порядку!

1972 год. В союзной среднеазиатской республике кипит комсомольская стройка. Ученик автослесаря Витя Князев приехал на гигантскую стройплощадку по направлению комитета комсомола. Раньше он жил в сельской местности и никогда не видел сразу так много людей, собравшихся со всех уголков громадной страны. За плечами были девять классов, а впереди – неограниченные возможности и уверенность в том, что суждено ему, сельскому пацану, изведать всё неизведанное и открыть для себя весь необозримый мир. Витя вносил свой посильный вклад в строительство Токтагульской ГЭС, учился в вечерней школе и дружил с такой же сумасшедшей, помешанной на романтике девчонкой по имени Зина.
- Я ему доверяла больше чем самой себе, - рассказывает сегодня та самая Зина, а вернее, Зинаида Максимовна, - сказал бы он мне: «Прыгай со скалы!» – прыгнула бы, не задумываясь!
Она работала в конструкторском отделе на той же стройке, и дружба их продолжалась до самого того момента, когда молодого человека призвали в армию. Впрочем, слово « дружба» в те строгие времена не имело расширительных значений и не подразумевало ничего, кроме собственно… дружбы. Пошёл Виктор служить, и они потеряли друг друга. Недосказанность ли, недопонимание были тому причинами, поди, сейчас разберись. Осознавали они в то время глубину своих чувств? Как знать…
Пришёл Виктор из армии, приехал на родную стройку, а Зины уж там не было – уехала домой, в Казахстан, и спустя некоторое время вышла замуж.

Так жизненные пути молодых людей разошлись. Подобных историй – тысячи, если не миллионы. Мы безоглядно расстаёмся с первой любовью, и судьба никогда не даёт нам второго шанса. Это закон. Но только не в нашем случае! Однако не будем отвлекаться.

На ГЭС Виктор проработал до момента её запуска в 1980-ом году. Строительство помаленьку сворачивалось, и парень искал себе применения. Некоторое время прожил в столице Киргизии, городе Фрунзе, и – лёгок на подъём – махнул через всю страну в холодную и едва-едва освоенную Якутию. Женился, радовался новорожденному сыну, которого назвал Максимом (сделаем здесь заметочку – потом поймёте почему). Беркакит, Нерюнгри, Золотинка, Томмот – это те географические точки, которые стали для Виктора родными на том этапе его жизненного пути. Семейная жизнь не складывалась. Развод, переезд уже вновь в статусе холостяка в Находку. Он никогда не боялся смены места жительства и рода деятельности. Он всегда выполнял свою работу на совесть. Учился в морском училище, работал в БАМРе, много ездил по Приморью, знакомился с новым для себя краем. Долго ли, коротко - закончился и этот жизненный этап. Вернулся Виктор к себе на родину, в Киргизию, и женился второй раз. Однако не сиделось на месте, запали в душу дальневосточные края, и уговорил Виктор свою молодую жену ехать по переселению в Приморский край, но на этот раз уже не в Находку, а в село Виноградовку – совхоз «Женьшень» в то время как раз приглашал  на работу рабочие кадры самых разных профессий и специальностей. Приехали, получили жильё – большой панельный дом. Остались им недовольны, не было практически приусадебного участка, и потому быстренько купили приглянувшийся дом уже на свои собственные сбережения. Так и стали жить – поживать да добра наживать. Виктор недолгое время проработал на  пилораме и по направлению совхоза перешёл служить в милицию – участковым. Супруга Елена работала бухгалтером, заведующей столовой, позже - библиотекарем. Подрастала дочка Дарья. Этот период жизни стал для Виктора самым спокойным. Переехал и поселился рядом старший брат. Дочка отучилась и вышла замуж за военного. Жизнь текла размеренно и благополучно…

 Беда пришла в одночасье. Внезапно умерла жена, с которой на тот момент Виктор прожил вместе ни много ни мало – тридцать три года. Остался Виктор Григорьевич один в большом своём доме и, что греха таить, затосковал не на шутку… Жизнь казалась чьей-то странной и ненужной забавой, навязанной ему без права отказаться…
 
Однако оставим его ненадолго и вернёмся к нашей Зиночке, которая, впрочем, давно уже стала Зинаидой Максимовной. После своего отъезда со стройки ГЭС в 1975 году она недолгое время проработала у себя на родине, в Казахстане, школьной пионервожатой. Замужество. Переезд по переселению на Дальний Восток – в Хабаровский край, в деревню на границе с Китаем. Он как будто магнитом притягивал их – Дальний Восток. Зинаида и Виктор, сами того не зная, долгие периоды своей жизни в разлуке, оказывались в относительной близости друг от друга. В этой далёкой крохотной деревеньке Зина прожила с мужем с 1976-го по 1987-ой год. Работала на ферме дояркой. Родила троих детей. Дочку назвала Машей, сына – Максимом (взгляни, читатель, на заметочку выше), ещё одну дочку – Анечкой. С мужем отношения не складывались, и потому, когда пришла телеграмма о том, что погибла жена брата, оставив сиротами трёх детей, Зинаида решилась уехать от мужа. А тот и не расстраивался – ушёл к другой женщине через две недели после развода. Так Зина  вновь оказалась всё в той же Киргизии, рядом с той самой Токтогульской ГЭС, где некогда дружила она с Витей… В 1992 году, когда прекратил своё существование Советский Союз, русское население среднеазиатских республик потянулось на историческую родину. Со своей старенькой мамой и тремя детьми отправилась в путь-дорогу и Зинаида Максимовна. Совхоз  «Луч» в Саратовской области приглашал на работу скотников и доярок. Давали жильё. Вместе с Зинаидой в тот момент из городка гидростроителей переехали  26 семей. Кто бы мог подумать в то время, что самому «Лучу» осталось «светить» всего десять лет.

Как бы то ни было, а жизнь шла своим чередом. Работа для Зинаиды была знакомой и привычной. Жильё, предоставленное совхозом, очень хорошим, с полным благоустройством и, как это принято на западе, с подведённым и подключенным газовым отоплением. После развала совхоза, был в жизни Зинаиды ещё и московский этап – помогала дочке ухаживать за новорожденным внуком и сама работала в магазине. Жильё снимали в Подмосковье, на работу ездили в мегаполис. Сегодня её взрослые дети (старшая дочка – уже сама бабушка) все остались жить поближе к столице, а она вернулась к себе в село, в Саратовскую область.

Она предприняла ещё одну попытку создать новую семью. Но гражданский муж, после пяти с половиной лет совместной жизни умер. Осталась Зинаида Максимовна одна-одинёшенька в большом опустевшем доме. Затосковала не на шутку… Жизнь стала казаться никчёмной… Всё как у Виктора Григорьевича, который пребывал в том же состоянии на другом краю нашей большой страны. Вот и не верь после таких совпадений в гороскопы – ведь дни рождения у наших героев отстоят друг от друга всего на десять дней, оба они близнецы, а по году – обезьяны. Такие вот дела…

И вот мы приблизились, наконец-то к финальной части истории первой любви Виктора и Зинаиды, а заодно к логическому выводу о несомненной пользе Интернета и социальных сетей, в частности. Ведь именно с их помощью, через родственников, с которыми была знакома ещё на строительстве ГЭС, Зинаида Максимовна разыскала Виктора Григорьевича. В начале октября 2017 года он получил сообщение с вопросом о том жил ли он в городке строителей ГЭС. Он не сразу ответил на него, потому что в Приморском крае была ночь. Зинаида забыла про это обстоятельство и страшно переживала в те часы, когда не могла дождаться ответа.

И ответ всё-таки пришёл! Они сразу узнали друг друга. И с душевным трепетом узнали её – вернувшуюся к ним спустя сорок шесть лет первую любовь. Они встретили её с радостью и не стали от неё отрекаться, как тогда, в далёком-далёком прошлом. Они с благодарностью приняли драгоценный подарок, преподнесённый им судьбой. Через месяц переписки они были вместе.

На этом можно было бы и завершить нашу историю о первой любви длиной почти полвека. Осталось лишь добавить, что своих родителей без колебаний поддержали их дети – они поняли и приняли чувства старших и посоветовали им не затягивать с оформлением отношений. Наверняка, в будущем они будут ощущать себя единой, большой семьёй.

На регистрацию в Анучинский ЗАГС молодожёны прибыли на машине Виктора, своим ходом, ритуал был проведён хоть и скромно, но в атмосфере особенной значимости происходящего. Все присутствовавшие на этой необычной свадьбе ясно осознавали уникальность происходящего, поэтому и слова поздравлений были искренни и прочувствованы. А уж, когда молодые вернулись к себе в Виноградовку, их ждал настоящий пир. Все друзья и близкие молодожёнов с ликованием встретили чету Князевых и на славу отметили настоящий праздник торжествующей первой любви.

Воистину говорят: пути Господни неисповедимы! Чего только не случается с человеком в этой жизни!