Мне отмщение, и Аз воздам

Аркадий Кулиненко
     Я стоял на меновом рынке в Чите со своими чемоданами. С какими такими чемоданами? Я возил в Читу из Северодонецка пластиковые "дипломаты" с кодовым замком  и просто большие чемоданы из того же пластика, с теми же замками. "Дипломаты" с удовольствием брали китайцы, в основном в обмен на кожаные вещи, кроссовки и т. д. Кроссовки я не брал, хороших обычно не было, а кожаные куртки возил в Москву, таким образом зарабатывая на жизнь. Из Москвы и Питера я вез мелочевку на восток, и так круг за кругом, время не оставляло особого выбора.

     На Читинском меновом рынке я, конечно, был чужаком, но меня знали скажем, визуально, и, слава Богу, не трогали. Взять у меня было нечего, кроме чемоданов, ночевал я в аэропорту, и об этом местным тоже, наверное, было известно. Может быть, поэтому и рэкетиры меня обходили, может поэтому, а может потому, что в охране рынка главенствовал некто Шульц, мужчина решительный и крепкий. Уважать Шульца, на мой взгляд, было за что: его команда не давала послаблений ни ворам, ни тем, кто хотел поживиться за чужой счет, изобретая другие способы отъема денег.

     Главным для Шульца было, чтобы человек оплатил входной билет и, занимаясь своим делом, не мешал остальным. Ведь если бы китайцы боялись ворья, а остальные - рэкетиров, никакого менового рынка просто не было бы.

     Я  все время ломал голову над тем, что же еще можно привезти на обмен и просто на продажу. Выручали только чемоданы, поскольку я брал их прямо у завода, недорого. Связаться с другими производителями напрямую не получалось, и иногда я возил на пробу то одно, то другое.

     В этот раз я взял где-то на Западе, походя, блок сигарет "Мальборо-лайт", и теперь они лежали передо мной на металлическом столе рядом с "дипломатами". Стоял гомон, люди входили и выходили, появлялись новые, и можно было почти без ошибки определить, кто за чем пришел. Я, конечно, ждал своих китайцев, и не отказался бы, если кто-нибудь купил сигареты.

     Так я и заметил его, его не заметить было трудно, до этого я его не видел. Это был крупный и, очевидно очень сильный мужчина лет 30-ти, он неторопливо перемещался вдоль рядов, приближаясь ко мне.

     Каждый из нас, на основании своего опыта и интуиции может дать оценку встретившемуся человеку, пожалуй быстрее, чем мы привыкли полагать. Мужчина оценивает физические кондиции другого мужчины, а тем более потенциального соперника, за секунды, а может меньше. Мы оцениваем взгляд и манеру говорить, язык, жесты и движения, походку, и обычно, чем серьезнее наш опыт, тем вернее вывод, сделанный о человеке.

     Парень, приближающийся к моему месту, не был ни покупателем, ни зевакой. Мягкая походка говорила о близком знакомстве со спортом, плавные, неторопливые движения - об уверенности и силе. Во взгляде не было желания понимать и искать компромисс. Человек привык подчинять, привык использовать в это смутное время только свою мощь и отсутствие моральных ориентиров.

     Я же, конечно, как и большинство из нас, пытался выдать желаемое за действительное, надеялся, что ошибся. Он легко подошел и, заметив блок, взял его, на меня он не смотрел. Промяв весь блок пальцами, проверяя не пустой ли, спрятал за пазуху. На стол он положил купюру, в два раза меньше той, что я за сигареты заплатил. - Хватит? - спросил "покупатель". - Ты что делаешь? - спросил я. - Поднимешь хай, до остановки не дойдешь, - ответил он и посмотрел мне в глаза. Я понял, что такое окончание торговли для меня на сегодня вполне вероятно. Во мне 180см росту, но оппонент минимум на полголовы выше и гораздо сильнее, он дома, а я?

     Меня начало колотить, я проглотил обиду, но она не исчезла. Я понял, что это только начало, что он придет снова и снова захочет поизмываться. Вопрос - дам ли я ему это сделать?

     Назавтра он не пришел, но это не значило ничего. Через день я уезжал в Москву, билет уже был в кармане. Я ехал в своем плацкартном вагоне и думал, что в московском магазине, где я брал перцовые баллончики от собак и баллончики со слезоточивым газом, на витрине лежала армейская ракетница и продавалась свободно. Выпросить или купить у военных пару-тройку сигнальных ракет разве проблема? Ну а заменить в гильзе ракеты сигнал на подшипники или картечь - дело техники.

     Да, гнев толкает человека на глупость, разве я исключение? Каждый человек в критической ситуации принимает решение, да вот только советчик ли гнев? Но он, этот гнев, в моем плацкартном вагоне меня не отпускал. Слава Богу, ехать почти пять суток.

     В Москве я смотрел на ракетницу и отходил, а потом смотрел снова. И все-таки меня отпустило, я вспомнил слова Господа: "Мне отмщение, и Аз воздам" - и стал думать только о них.

     На ракетнице я сэкономил. Я, конечно, думал, что будет на рынке в Чите, и мысли были невеселыми. Приехав, я простоял 4 дня, его не было. Я снова уехал - Москва, Северодонецк, Чита - снова несколько дней и снова его не было.

     Не знаю, что произошло, потом я просто жил в Чите несколько лет, но "покупателя" моего, как я его окрестил, больше не видел ни разу.

     Разве Господь обманет? Нет.