Кубанцы на фронтах ПМВ ч. 17

Николай Мринский
У него я должен отдохнуть душою от постигшей меня неприятности и, конечно, рассказать ему всё, как «защитнику обездоленных», каким он прослыл в военном училище среди нас, младших юнкеров, будучи тогда портупей-юнкером». «Красивый, высокий, крепкий, здоровый мужчина - кровь с молоком. Очень стройный. Крепко скроенный и красиво сшитый. С могучими плечами и легкой походкой. На светлой широкой гимнастерке - офицерский Георгиевский крест и английский орден. Своим внешним видом Гамалий представлял классическую красоту казака-черноморца. Ему тогда было чуть свыше 35 лет. Этой атлетической фигуре, казалось, не только было тесно сидеть в этой небольшой его комнатке-канцелярии, но и - неуместно. Его крупное тело требовало простора, степи, именно степи, а не гор и леса! И требовало той работы, которую нужно было держать ему на этих могучих плечах, как что-то особенное на своём гранитном фундаменте. Это была «махина», требующая физической работы, и, мощи, может быть, безудержного разгула, и вот он - молодой и заслуженный полковник и герой - формирует в глубоком тылу полк из старых казаков и полк пеший...» (30). Далее отметим, что, в то время, когда сотня Гамалия находилась на обратном пути следования, части Баратова вели бои с 6-й турецкой пехотной дивизией, занимавшей укреплённые позиции у Ханекина. Туда же подошли и другие части 13-го пехотного корпуса турок. Русские войска успешно отражали натиск. Турки стали окапываться у Керманшаха. На фронте наступило месячное затишье.

21 июля (3 августа) турки снова переходят в наступление, имея 4-х кратное превосходство. Конный корпус Баратова (до 7 тыс. чел.) продолжает отступать на Керманшахском направлении и это приводит в движение мятежные кочевые племена в тылу. Особенно беспокойно было в районе г. Исфагана. Там стоял всего один – 4-й Сводно-Кубанский казачий полк с двумя орудиями во главе с войсковым старшиной П. Беломестновым. Лошади и люди падали от жары. На исходе были продукты. 20 августа казаки вступили в бой у с. Азизабад и обратили в бегство двухтысячную колонну турок. Угроза тылу корпуса ген. Николая Баратова была ликвидирована. На Керманшахском направлении противоборствующие стороны удерживали занятые позиции до конца 1916 г. Русские войска получали пополнения, приводили себя в порядок. Переход к позиционной войне не означал прекращения военных действий. Осень-зима 1916 г. в корпусе Баратова были временем активной работы партизанских отрядов. Но вернемся к Кавказской армии, которая нацелилась на крепость Эрзурум. Уже 5 января 1916 г. Сибирская казачья бригада и 3-й Черноморский казачий полк подошли и решительно атаковали турецкий аръергард на ближних подступах к фортам Эрзурума. Было взято в плен около 2 тыс. аскеров из 14-ти полков, входящих в состав 8-ми различных вражеских дивизий. В период с 11 января по 18 февраля 1916 г. отличился своими боевыми делами 1-й Лабинский ген. Засса полк. У сел. Кетрикей он совершил налёт на турецкую пехоту в окопах. Ближайшая рота была изрублена, а один батальон вместе с командиром сложил оружие.

13 января две сотни полка атаковали турецкую кавалерию, уничтожив её вместе с командиром бригады. 18 февраля одна сотня полка вступила в бой с турецким батальоном при выходе его из г. Битлис. Батальон был разгромлен и взяты пленные. В конце февраля 1916 г. была полностью завершена Эрзурумская наступательная операция Кавказского фронта, начатая 29 декабря 1915 г. Она проводилась на широком фронте в 300 км и стала одной из самых умело организованных и проведённых операций в труднейших зимних горных условиях. В плен было взято 13 тыс. солдат и офицеров, 315 орудий, 9 знамен, большие запасы боеприпасов и продовольствия. Кавалерами Георгиевского ордена, который лично вручал ген. от инфантерии Н.Н. Юденич стали более 100 рядовых солдат, казаков, младших и старших офицеров. Сам командующий Кавказской армией был удостоен полководческой награды – ордена Св. Георгия 2-й ст. В российской армии в годы ПМВ это было последним награждением столь высоким орденом, носившим ещё название императорского Военного ордена. Солдатский знак отличия ордена Св. Георгия был учреждён в 1807 г и предназначался для награждения солдат, матросов и унтер-офицеров, которые «действительно выкажут свою отменную храбрость в борьбе с неприятелем». Для того, чтобы стать кавалером солдатского Георгиевского креста нужно было совершить боевой подвиг. Захватить неприятельское знамя, пленить вражеского офицера или генерала, первым ворваться во время штурма в крепость противника или на борт его корабля, а также спасти в бою знамя или жизнь своего командира.

Не случайно Георгиевскими крестами, дававшимися исключительно за боевые подвиги и отличия «в поле сражения, при обороне крепостей и в битвах морских», гордились больше, чем любыми другими наградами. В русско-японскую войну солдатскими Георгиевскими крестами разных степеней было награждено около 87 тыс. чел. В Первую мировую (к 1917 г.) 1-ю степень ордена получили (т. е. стали полными Георгиевскими кавалерами) - около 30 тыс. чел., а 4-й степенью было награждено более 1 млн. чел. 10 августа 1913 г. был введён новый статут русского военного ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия, где записано: «Ни высокий ранг, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги. Удостаивается оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя в пользу и славу Российского оружия особым отличием». «Трудно представить, что такое был Кавказский фронт. Его нельзя было сравнить ни с каким другим. Зимой – дикая стужа. Снег в три сажени высотой. Каменные норы курдов, без окон и дверей, топить нечем. Обозы стоят где-то, занесённые снегом. Тропа в один конь... Весной, когда в долинах цвели уже абрикосы, казачьи полки рубили просеки в снежных заносах и с боями занимали перевалы. От бескормицы конский состав полков погибал на глазах. Летом – раскалённая жара: ни деревца, ни воды. Всё это – на высоте порядка 3000 метров и казаки побеждали...

Пластуны ползали на локтях, подходили без выстрела, а потом в штыки. «Тактика, говорили они, - у нас простая: в нас стреляют – мы идём вперед; подошли – враг отступает...» Турки называли их «шайтанами в юбках» (черкесках)» (31). После разгрома Эрзурумской турецкой группировки русская армия повела преследование остатков и здесь отличилась 1-я сотня 1-го Кавказского полка, которая 4 марта 1916 г. у горы Губан-Дага атаковала турецкую пехоту. Взяв в плен тысячу турок и два горных орудия на вьюках. В первых числах марта из Петрограда возвратился царский наместник на Кавказе великий князь Николай Николаевич – младший. Он передал ген. Юденичу глубокую благодарность Николая II, а также его пожелание дополнить достигнутый успех не менее успешным ударом на турецкий порт Трапезунд. Пожелание Государя было мнением его Ставки из Могилева. И снова закипела работа по подготовке к Трапезундской наступательной операции. Успешное наступление Приморского отряда Кавказской армии в начале 1916 г. по турецкому побережью Чёрного моря, которое проводилось в тесном взаимодействии с кораблями ЧФ: линкор, 2 эсминца, 2 миноносца и несколько канонерских лодок приостановилось. Отсутствие железных дорог, тяжёлые горные условия исключали быструю доставку подкреплений сухопутным путём. Но 24 февраля (9 марта) части Приморского отряда заняли порт Ризе, что и определило вариант доставки свежих военных сил морем из Новороссийска. Поскольку Ставка Верховного командования отказала в выделении войск с западного театра военных действий, то штабом Кавказской армии решено было направить в десант 2 казачьи пластунские бригады.

Они уже направлялись с Западного фронта на Кубань с целью отдыха и пополнения. К 16 марта перевозка войск в Новороссийск закончилась, а до 20 марта были переброшены конский состав и другие грузы. Готовились к десантной операции и корабли ЧФ во главе с его командующим адмиралом А.А. Эбергардом с флагом на линкоре «Императрица Мария» (32). Утром 14 марта из Одессы вышла транспортная флотилия под командой контр-адмирала Хоменко, а в 15 час. 30 мин. из Севастополя - отряд прикрытия будущего десанта под флагом контр-адмирала С.С. Погуляева, состоящий из 1-й бригады линкоров, шести новейших эсминцев типа «Новик». После сложного плавания в тумане днём 16 марта отряды соединились с транспортной флотилией, шедшей под охраной крейсеров «Прут», «Алмаз», гидрокрейсеров «Александр I», «Николай I», оба с самолётами и минной бригадой. Вся эта армада кораблей 17 марта в 15 час. 20 мин. прибыла на Новороссийский рейд. Погрузка войск на выделенные 27 судов затягивалась вначале из-за шторма, затем по причине безопасности. Дело в том, что в Новороссийской бухте не были выставлены боновые заграждения и противолодочные сети. Немецкие подлодки, курсируя в Чёрном море, проявляли в марте 1916 г. повышенную активность и смогли потопить несколько кораблей. Так 17 марта большая германская подлодка U-33 потопила торпедой госпитальное судно ЧФ «Португаль», а на следующий день атаковала в надводном положении транспорт «Король Альберт», который выбросился на берег.

Продолжение следует в части  18                http://proza.ru/2020/08/16/1855