Дорога Диких лебедей, вольный пересказ

Марина Никитина 2
  Друзья мои, вы конечно же, знаете, что у каждого народа есть свои старинные предания. В чувашских поселениях бытовало много разных легенд, волнующих воображение. Я перескажу вам легенду чувашского народа о Хургайк-Сюле*, в которой говорится о появлении Млечного пути.

                Через звезды путь лежит
                Не нам ли он назначен

                Из чувашской песни.

    В Чувашии есть одно из сельских поселений, которое имеет свой, очень интересный герб. Он представляет собой геральдический зеленый щит, увенчанный короной, в центре его композиции - крест из золотых цветущих ветвей черёмухи с серебряными цветами, с круглой  серединой, украшенной золотым следом медвежьей лапы.  Навстречу друг другу - летят два лебедя с опущенными вниз крыльями.Мне рассказывали, что они символизируют образ военного летчика, героя Советского Союза - Васильева Бориса Михайловича, командира авиационного полка, уроженца деревни Лебедкино Ярославского сельского поселения Моргаушского района.

   Вернемся к доброй легенде. Это было давно, в древние времена, когда светлые волны реки Камы и Свияги омывали пышные, плодородные земли Волжской Булгарии* и их берега покрывали высокие, дремучие леса.

    На краю леса, вдоль туманных берегов, покрытых изобилием густой растительности, раскинулось глубокое синее озеро. В его девственно-чистой водной глади, сверкающей золотыми бликами, плавали шустрые рыбки. Распускались нежные лилии. В голубых ветвях витали грезы...

   Там однажды весной поселились белые лебеди. Они жили небольшими семьями на берегу тихого озера - дикая стая, поселившаяся вдали от жилища  людей.
   Пара лебедей закружилась в величавом танце, их изящные, тонкие шеи перекрещивались между собой и они склонялись друг к другу головками. Лебедь с нежностью смотрел на  подругу: что на свете может быть сильнее их любви? Да и разве можно разлучить двух влюбленных? Нет, потому что лебеди хранят друг другу верность. Лебедям хорошо было вместе в их лесном доме.

   Но лето сменяла осень,  за погожими осенними деньками наступала унылая пора, а следом за ней приходила Зима. И она не щадила ни унылых озер, ни тонких деревьев, ни прекрасных птиц.

    Каждый год лебеди улетали на юг, их вел храбрый и сильный вожак стаи - Евсей.  Небо дышало осенью. Проглядывало солнышко, но все чаще  в утренних сумерках бледный лучик света быстро таял в облаках, покрытых волнистой мглой. Становилось прохладно.  Евсей со своей подругой Илемпи* начали готовиться в дальний путь, собираясь вместе с другими птицами.

     Птицы плавали, грустно опустив свои головки. Думы занимали вожака стаи: ему показалось, что где-то рядом за деревьями незаметно шла Зима. И своим холодным дыханием она едва не сковала синюю заводь тонким льдом.

  "По небу, кажется, стягиваются снежные облака"- сказала Илемпи. -"Злая зима не успеет нас застать и засыпать холодными, колкими хлопьями. Утром мы полетим на юг". -"Навстречу теплому лету и жаркому солнцу! Она не догонит нас?" -"Нет, но надо торопиться, мы опережаем Зиму  лишь на один рассвет".
   Утром лебеди стройным клином потянулись на юг. С печальными криками они покидали озеро, облетев несколько раз его берега, словно прощаясь с родными местами. И в небе еще долго были слышны грустные птичьи голоса...

    След птичьей стаи тянулся на юг. Мудрый вожак часто делал остановки, потому что молодые птицы, не привыкшие к дальним перелетам, быстрее остальных теряли силы. Когда он уставал, его заменяли другие. Время шло, дни сменялись днями, тихие вечера - холодными осенними ночами.Приходил рассвет.

    Идет вперед и моя история. В высоком небе вдаль плыли печально волнистые, седые облака.  На горизонте показалось большое, снежное, серебристо-синее облако, предзнаменовавшее ненастье. Оно приближалось очень быстро. Птицы встревоженно всматривались в вышину  и поднимались на крыло, вскрикивая и взлетая  высоко в небо.Они догадались, что это - Зима бросилась за ними в погоню и вот-вот настигнет... Небеса хмурились, серые тучи затягивали со всех сторон. Подул сильный ветер, бледный солнечный круг исчез в мутной мгле; мерцающие тени, возникающие в тусклых облаках, казалось, оживали и превращались в больших и крикливых птиц. А унылая земля словно застыла в ожидании надвигающейся стихии.

    Зима подула и завыла страшная метель, налетая на землю кольцами снежного вихря. Похлопала в ладоши - начали замерзать водоемы и деревья. Навеянные чарами коварной Зимы, таинственные тени обернулись черными коршунами с горбатыми, хищными клювами и стрелой налетели на молодую, белую лебедь. Неистово отбиваясь от хищников, она громкими криками призывала собратьев на помощь. Кружился снег, ничего не было видно, метель заглушала птичьи крики. Полетели перья, хищные клювы клевали бедняжку в голову, острые крючковатые когти впивались в нежную шею лебедушки...Стая улетала. Околдованная магией злой волшебницы Зимы, большая часть птиц в бессилии кружилась в полете. Но Евсей и его друзья, перекликаясь между собой, вернулись, ввязавшись в битву: храбрый вожак одним  взмахом сильного крыла ударил коршуна, клюнув его в голову. Лебеди отчаянно дрались, пытаясь выручить из беды подругу. Но бой был неравным, ведь на стороне зла была мистическая сила ... И тогда лебедь взмолилась: "Мать-природа, помоги нам, развей врагов лютых и злые тучи! О, выйди,солнышко!" Услышав это выглянуло ясное солнце, рассеяв тучи.

    В ту минуту вышел на лесную дорожку охотник и выпустил из лука стрелу, попав в коршуна. Не успел он запустить свои когти в тонкую шею лебединую.
    Раненую лебедушку унесли облака снежные... Стая искала ее, но и след простыл. Тогда одна из птиц, с приглушенными вздохами наблюдавшая за всем, предложила: "Давайте оставим, улетая, от каждого из нас по перу, может быть, наша бедная Илемпи сама найдет к нам дорогу". А Евсей добавил: "Пусть стаю пока поведет Юман". Птицы так и сделали, в поднебесье после их полета серебристой пылью светились оставленные в небе пушинки.

      Раненая Илемпи вырвалась из туч, но обессилев, летела низко-низко и упала на воду не замерзшего озера. Добравшись до камышей, она решила отдохнуть, но была очень слаба и еще долго лежала в воде у берега почти без чувств. Холодная вода вскоре отрезвила ее. Боль притупилась и лебедушка решилась продолжить путь. Мать-природа посылала ей силы.

    "Как же я теперь найду свою стаю? Неужели я так и останусь здесь, в холодной заводи с камышами, замерзать среди увядшей листвы"?

     Смеркалось. Грустно повесив головку, лебедь тихо плавала на участке не скованного льдом озера. На зеркально-синей глади отражалось звездное небо и она увидела след светящейся пыли - Дорогу Диких лебедей, оставленную ими в небесах из серебристо-снежных, мерцающих пушинок.

     Говорят, что так и появился Млечный путь. С тех пор и называется он у чуваш - "Дорога Диких лебедей", а по- чувашски - "Хургайк-Сюле".
   Произведение написано по мотивам поэмы о Хургайк-Сюле народного писателя Чувашии Мишши Юхма. В вольной трактовке.

  Примечания: хургайк - дикий гусь, дикий лебедь. Хургайк-Сюле - в переводе с чувашского - Дорога Диких лебедей.

    Волжская Булгария - историческое государство в Среднем Поволжье и бассейне Камы, существовашее c X по XV век. 

  Илемпи - в переводе с чувашского - "красивая девушка ". Это было дохристианское имя у чувашей, которое иногда применяется и сейчас.

  Юман - мужское дохристианское имя у чувашей, переводится как "дуб".