Умная шапка

Татьяна Сарбаева
Жил-был Иванушка-дурачок, и всё время печалился он по поводу того, что это не так сделает, да то не так скажет. Да и мать его бывало не редко бранила за глупость его. И вот пошёл однажды он на рынок, а там какой-то мужик шапку продавал, да не простую, а ума прибавляющую.
Обрадовался Иван и говорит:
«Так это именно то, что мне нужно! По чём продашь мне?»
«За пятак отдам», - ответил торговец.
На том и сошлись.
Купил Иван шапку, в газетку завернул её, идёт домой, а сам предвкушает, как он матери свою умную обновку покажет, да каким он теперь образованным парнем станет, почитай умнее всех в деревне.
И Марья-искусница его сразу зауважает и вот тогда он её замуж позовёт. А может и не её, а Василису-премудрую? Или саму Царевну Лебедь белую под ручку поведёт под венец.
Размечтался Иван, о ту пору он через мост переходил и случайно свой свёрток с шапкой в речку уронил.
Расстроился Иван, сидит на берегу и плачет, приговаривая:
- Эх! Дурачина-я, простофиля! Как же я мог такую ценную вещь в реке утопить?! Что же теперь матушка моя скажет?! Ведь и пяти рублев нет и шапки нет. Как я ей на глаза покажусь? Эх, одно огорченье ей от меня, да и только.
А на том берегу сидела зелёненькая Лягушка-квакушка, услыхала она про Иванины страдания, да и говорит:
- Не печалься, Иванушка, я твою шапку вытащу, только ты на мне за то женится должен будешь!
- Как же я на тебе женюсь? На лягушке то безобразной? – испугался Иван.
- Дурак ты Иван, - квакнула Лягушка и в речку нырнула, да уплыла прочь.
Сидит Иванушка и ещё горше плачет.
Вдруг смотрит, прилетела Лебедь белая, да у бережка ровно плавает.
Удивился Иван, на неё загляделся, а Лебедь его человеческим голосом спрашивает:
- Отчего, Иван, пригорюнился?
- Потерял я шапку волшебную, шёл по мосту, да уронил в воду, а река течением унесла, - посетовал Иван.
- Не печалься, не горюй, Иванушка! Разыщу твою шапку волшебную, но взамен обещай, что на мне ты женишься! – так ему Лебедь отвечала.
- Нет, ты Лебедь белая, птица статная, но женится мне на тебе не гоже. Меня же люди засмеют, что с гусыней связался я.
- Ах! Ну и глупый же ты, Иванушка! – и взмахнула крылами Лебедь белая, да в небо светлое улетела высоко-высоко.
Грустно вздохнул Иван и пошёл вдоль берега, в надежде, что может и прибило его шапку где-нибудь течением к берегу.
Да по пути встретил он девицу, ростом невысокую, станом тонкую, в сарафанчике голубом, с алой лентою в волосах. И такой пригожей и милою показалась она в его глазах.
Смотрит Иван, а в руках у той девицы его шапка заветная. Обрадовался Иван и говорит:
- Ах ты, девица-милая, спасибо тебе, что мою шапку нашла! Я же по мосту шёл, да и обронил её в воду нечаянно! Как же рад я, что именно тебе она в руки попалась, быть тебе теперь ведь моей женой. Скажи нравлюсь ли?
Рассмеялась та девица, отдала ему в руки шапку, да и убежала.
Бросился Иван было за ней, да деревья ему дорогу запутали, под ноги густые травы кинулись, да ручей разлился рекой, чуть ли не под его ногой.
Удивился Иван, и домой поворотил, шапку на голову надел, чтоб не потерять, а сам думает: «Как так вышло то? Что за девица? Отчего её прячет лес, и река, и травы кудрявые?»
(продолжение следует)