Карл Густав Юнг Наставление I - рифмовка

Лариса Баграмова
Наставление I

И покинули мёртвые город тот Ерусалим,
Где они не нашли, что искали, и жаждали снова,
Дабы я их наставил и [снова] к себе допустил,
Пояснив им [незримого мира Устав и основы].
 
Так послушайте: Я начинаю рассказ свой с Ничто.
В сути это Ничто – то же, что Полнота. Бесконечность
Нам возможность даёт полагать, что полно и пусто
Оно в сути своей и по свойствам похоже на вечность:

Как и вечность, оно не имеет каких-либо свойств,
И все свойства имеет. Сказать о нём можем мы также,
Что оно и бело, [как молочный кувшин разлитой],
И черно, [как на трубах весенних осевшая сажа].

Или что его нет. Наречём мы Плеромой его.
В ней свой путь прекращает и всё бытие, и мышленье,
Так как вечное и бесконечное здесь ничего
Из возможных им свойств не имеют [в своём проявленье].

Также нет никого там, иначе бы Некто возник
И отличен собой стал от свойств этой самой Плеромы:
Он имел бы те свойства, какие создали бы лик,
Отличающий их друг от друга [сейчас и в эонах].

Так же всё есть в Плероме, как есть в Ней совсем ничего:
Не помысли о Ней, а иначе придёт растворенье.
Знай: Творенье не в Ней обнаружит себя самого,
Но в себе же самом. Она есть и начало Творенья,

И его же конец. Так, Плерома подобна лучу:
Словно солнечный луч, проницает она атмосферу.
[Удивительной оптике я вас сейчас научу,
Показав, что] Плерома глобальным проходит манером

Через всё, но ничто на пути так и не создаёт:
Не становится цельнопрозрачное тело ни тёмным,
И ни светлым – Плерома транзитом сквозь тело идёт.
[Но возможность даёт мысль о Ней побывать «просветлённым»…]

Мы Плерома и есть, ибо часть мы [вселенского «всё»]:
Бесконечного, вечного [Нечто – её сотворенья].
Но, однако, в Плероме самой не имеем паёв –
[Равнозначного Ей и тождественного проявленья].

Ибо мы бесконечно с Ней сущностно отдалены –
Не пространственно или во времени, но в самой сути:
Мы границами c разных сторон навсегда  стеснены,
Мы всего лишь Творенье – [и только Твореньем пребудем].

Но поскольку Плеромы мы часть, нам присуща Она.
Даже в крапине малой Плерома своей бесконечна,
Нерушима, [тонка], преогромна [и крайне мала] –
Она в сути Ничто, кое Всё – повсеместно и вечно.

Оттого-то я и говорю о Творении как
Элементе Плеромы лишь методом иносказанья,
Что Плерома повсюду едина и цельна – и так
Она есть и Ничто, [и мельчайшая пыль мирозданья].   

Но мы суть и Плерома, что цельна, [крепка и сильна] –
Ведь о Ней лишь метафорой бледной сказать мы могли бы,
Будто это всего лишь песчинка [с вселенского дна] –
Но Она свод небесный, объемлющий нас своей глыбой,

Сущий в нас [так же, как и частица мельчайшей пыли].
Так зачем эту речь мы ведём [очень замысловато] –
Мол, Плерома и Всё, и Ничто, [чтоб мы видеть могли,
Что Она столь несхожими свойствами в сути богата]?

А затем, говорю я, что надо с чего-то начать,
Чтоб избавить вас всех от химеры [подложного знанья],
Будто где-то извне или сами в себе можем взять
Мы хоть что-нибудь определённое [в нашем познанье].

Всё, что можем назвать установленным мы [наперёд],
Всё, что кажется определённым, [конкретным и точным], –
Относительно всё [и изменчиво], и, в свой черёд,
[Только то, что изменчиво, может считаться и прочным].

Только то, что изменчиво, определённым сочтём,
Ведь оно установлено [в свойствах своих и причинах].
Изменяемо только Творение, – стало быть, в нём
Есть, в единственном, определённость как свойств величины,

И само его установить можно свойством [Её].
Вопрошаем мы: Как [и откуда] явилось Творенье?
Не отдельные Произведенья, но То, в чём своё
Лишь Плерома имеет [как в свойстве] самопроявленье.

Равно как Нетворенье – [всесущая], вечная Смерть.
Ведь всегда и везде есть Творенье и Смерть – они всюду.
Отличи;мости и неотли;чимости круговерть
Как Плероме присущие [свойства являть вам я буду].

Отличимость – природа Творенья. Творенье всегда
Отличимо, и в том его суть. Человек отличает,
Потому что в том сущность его. Потому иногда
[Отличает и то, чего нет, то, чего не бывает].

Отличает он свойства Плеромы, хотя их и нет.
Его сущность его заставляет искать отличенье.
Оттого [пред собой и другими] он держит ответ,
Что за свойства в Плероме, [давая им всем заключенье].

Вопрошаете вы: А что толку о том говорить?
Ты же сам говорил, что не стоит судить про Неё нам.
Я сказал это вам, от ошибок чтоб освободить,
Будто можно помыслить о Ней, [как о чём-то знакомом].

Когда мы отличаем плеромные свойства, то речь
Не о Ней мы ведём, а о свойствах, по сути, своих же –
Применительно к нашей природе о нас. [И сиречь,
Как о нас, о Плероме и будет рассказано ниже.]

Говорить о своей отличимости надобно нам,
Дабы тем мы сумели себя отличить [хоть немного].
Наша сущность и есть отличимость. Неверный ей – сам
И себя отличить не сумеет достаточно строго.

Потому и должны мы творить отличаемость свойств.
Вопрошать вы начнёте: Что станется [с нами] дурного,
Если мы не сумеем себя отличить? [Без геройств
Я отвечу]: Мы тем угодим за границу Иного,

За предел своей сущности, в неотличимость падём,
За пределы Творенья низвергнемся, в некое свойство,
Что присуще Плероме, – [но в нём мы себя не найдём],
Перестанем Творением быть, растворимся в ничтойстве.
 
А Ничто – это Смерть для Творенья, и, значит, умрём
Мы в той мере, в какой отличать стало нам неугодно.
Оттого наш единственный путь как Творения в том,
Чтоб избегнуть опасной тождественности – с чем угодно.

ПРИНЦИП этот есть сущность Творения, [это наш путь],
Представляет собой он ИНДИВИДУАЦИИ зренье.
Из него можно знание вам и о том почерпнуть,
Почему так опасно Творению неотличенье.

Потому мы плеромные свойства попарно сличим:
Так, Несущее с Сущим, как и Пустоту с Полнотою
Сочетаем мы парой, а Мёртвое – в паре с Живым,
Как Тождественное в сопряженье с Различным, пристроим;

Яркий Свет – с Темнотой, и с Холодной – Горячая суть,
А с Материей – Сила, как Время с Пространством, сольётся,   
Зло – с Добром, Красота пусть с Уродством отправится в путь,
И Единое парой со Множественным наречётся…

Этих свойств у Плеромы, попарно присущих ей, нет:
Их противоположность друг друга собой упраздняет.   
Так как мы суть Плерома, [то нам очевиден ответ],
Что все свойства Плеромы и в нас свою суть проявляют.

В основании сущности нашей [сейчас и всегда]
Отличимость как свойство Плеромы самой пребывает –
Потому и имеем мы свойства Плеромы, когда
Отличимость в себе признаём, и она означает:

Что, во-первых, присущие свойства нам различены,
Друг от друга отдельны – и лишь потому существуют.
Оттого мы быть жертвами парных усилий должны.
И Плерома разорвана в нас пополам [наживую].

Во-вторых, эти свойства причастны Плероме – а мы
Обладать ими можем лишь только признав отличимость,
И под знаком её от себя отличать их должны
[Так же, как должно нам отличать этих свойств величины].

Лишь в Плероме они упраздняют себя – в нас же нет.
Нас спасает от них отличаемость. Если стремленье
К Красоте и Добру наше тянется, [словно на свет],
Мы свою забываем природу как с Ней отличенье –

И себя обрекаем на свойства Плеромы самой,
А они суть попарные противорасположенья.
Мы стремимся постигнуть Добро, Красоту [и Покой],
Но и Зло обретаем, и Мерзость как к ним добавленья,

Потому как в Плероме они неразлучны собой.
А когда мы верны своей сущности, то есть отличью:
Отличаем себя от Добра, Красоты, – то такой
Путь ведёт прочь от Зла и Уродства, [поскольку наличье

Их лишь в паре возможно]. Тогда мы не падаем в ноль,
В пустоту и Ничто, в растворённость как свойство Плеромы.   
Тут начнёте упорствовать вы: Объяснить, мол, изволь,
Ведь ты нам говорил, [что с двумя сторонами знакомы

Мы в Плероме, и оба в Плероме те свойства равны]:
Различимое в паре с Тождественным – [грани аспектов].
И по-прежнему разве не будем себе мы верны,
Если стопы свои устремим к различенью объектов?

Разве нам не придётся, к различью всецело стремясь,
Обрести и тождественность? Но вы обязаны помнить:
Свойств в Плероме – каких бы то ни было – нет отродясь,
Свойства мы создаём помышлением. И на платформе

Устремлений своих: к различению, к тождеству – вы
Устремляетесь к помыслам, что к вам текут из Плеромы –
Только к помыслам о Её свойствах, какие, увы,
Только в помыслах этих как сущие нам и знакомы.

Но в погоне за помыслом этим вы [вскроете шлюз],
Погрузившись в пространство Плеромы, где сыщете разом
И различья, и тождество. [Их нерушимый союз
Вам предъявит всю суть вашу – бесповоротно и сразу.]   

Ваша сущность не есть помышление, [знать вы должны],
То, что сущность вся ваша – в том, что я зову «отличимость».
Потому не стремитесь к тому, в чём, как убеждены,
Вы могли бы найти и [тождественность], и различимость.

Только к сути своей – только к ней вам и должно идти.
Есть, по сути, одно лишь стремление – к сути себя же.
Если есть таковое – [ничто не свернёт вас с пути]
И о свойствах Плеромы прознать вас никто не обяжет.

Вы и так к правой цели придёте на этом пути –
Силой сущности вашей, которая вас и направит.
Но пока вы далёки от сущности вашей, прийти
Я вам к ней помогу, ведь я тот, кто вас в знанье наставит.


Автора подстрочного перевода, к сожалению, не знаю.
Рифмовка – Лариса Баграмова