Спорт помог детдомовцам...

Роза Салах
Спорт помог детдомовцам стать сильным, выдержанным человеком, воспитать волю, характер. Они научились разбираться в людях, искать и находить выходы из сложнейших жизненных ситуаций. Лёша Лежнин серьёзно занимался лыжами. В свободное от уроков и производственной практики время он брал лыжи и бежал за город, тренировался, взбирался на высокую гору у леса, прокладывал лыжню. Выбирал подъёмы покруче, делал крутые повороты, бесстрашные спуски-трюки. Алексей добирался и до известного пугачёвского дуба, с вершины которого якобы полководец крестьянского восстания и его сподвижники наблюдали за правительственными войсками в Казани. Исторический дуб с надписями посетителей и цепью, оставленной Емельяном Пугачёвым, рос и продолжал жить.
Алексей лыжные вылазки совершал каждый день. Имел спортивные разряды по лыжам, плаванию, по некоторым видам лёгкой атлетики.
Прошли два года. Тринадцать человек направили на работу в Братск. В поезде на питание выдавали по рублю в сутки. До Братска добирались долго. Привезли в трест «Ангардоржил строй» все тринадцать электромехаников вместе.
- Борис Всеволодович, - обращается Гасим к начальнику, - мы целую неделю не ели, выдайте нам денег. Он подозвал бухгалтера, тут же написал приказ о выдаче каждому по 600 рублей.
- Завтра отъезжаем, баржа стоит на причале, отплываем вечером. Это там, где сливается Ангара с Окой. Осмотрев с ног до головы своих будущих рабочих, спросил: «Неужели все тринадцать детдомовские?»
- Да, - дружно ответили юноши, выпускники ремесленного училища, тут же побежали в магазин. Набрали еды: колбасы, хлеба, масла, впервые в жизни наелись по-настоящему.
Вчетвером: Лежнины, Мергасим Диастинов, Анатолий Его- шин, детдомовцы из Вятского, - несколько месяцев жили в лесу, работали на подстанции недалеко от Братска. Всё делили пополам, жили по детдомовским законам. Была детдомовская семья. Миша Лежнин с первой получки, по разрешению семьи, приобрёл охотничье ружьё. Все четверо не забывали о рыбалке. Продукты питания добывали сами.
- Не съездить ли кому-то из нас в Заярск за некоторыми деликатесами? Мясо, рыба - у нас одно и то же. Можно на лодке переплыть Ангару. Хлеб нам привозят, надо купить, допустим, масло, фрукты, - предложил самый скромный из всех Анатолий Егошин.
- Кому?
- Сбросим спички.
- Миша Лежнин и ты, Диастинов. Диастинова нельзя. Он у нас самый умный, поэтому завтра, то есть в понедельник, насчёт жилья к начальнику идёт именно Мергасим Диастинов. Пожили в бараках - хватит! В детдоме и ремесленном условия жизни были гораздо лучше. Понастроили тут бараки для политзаключённых. Мы - детдомовцы.
- Нет уж, Алексей, идите вы с Толиком. Раз пустой конец спичек попался нам с Мишей, значит, за продуктами едем мы. Ангару до острова переплывём на лодке, затем до протоки пешком. Снова - на лодке. От берега до Заярска близко. К утру вернёмся, успеем на работу.
Действительно, до Заярска Гасим Диастинов и Миша Лежнин добрались быстро, как и запланировали. Закупили буженины, много яблок, три чекушки водки. Обратный путь оказался сложнее. До острова на катере парней довёз мужчина лет пятидесяти. Он предупредил, что лучше им переночевать в Заярске - утро вечера мудренее. Вечером лодки может и не быть. Пасмурнеет, ветер усиливается. В такую погоду на Ангару даже на катере никто не посмеет выйти. Диастинов и Лежнин посидели на берегу, покричали лодочникам - ответа не последовало. Уже стемнело. Развели костёр, достали провизию: буженины, по одному яблоку, а хлеба нет. Есть печенье.
- Замёрз даже у костра. Давай попробуем водки, - предложил Лежнин, - может согреемся.
Им обоим по восемнадцать лет, оба раньше не пили. Миша открыл водку, с горлышка, как воду, за раз проглотил. Гасим смотрит на друга - что же с ним будет? «Я так не смогу», - подумал Гасим. - Смотри, Миша, дыня! Кто-то оставил, давай почистим, сделаем чашку, и я выпью, смогу - замёрз. Вторую бутылку выпили вдвоём. Согрелись, стало веселее. Залезли в стог сена и проспали до утра. Снова на берег, но опять никого. Вода холодная. Что делать? В восемь утра надо быть на работе. Тогда Лежнин снял с себя верхнее бельё, сложил вместе с яблоками и бужениной в рюкзак, поплыл по реке. Двести метров до следующего берега. Мергасиму ничего не оставалось, как поплыть за товарищем. В ста метрах от себя мальчики увидели моторную лодку.
- Эй, смотри, перевези нас! - подняв вверх чекушку водки, кричит Мишка.
Мужик пловцов перевёз на другой берег.        ПОВЕСТЬ "ДЕТДОМОВЕЦ", ГЛАВА 16.