Караваджо. Картина с чердака

Алина Алексеева-Маркезин
          Картина Караваджо.«Юдифь и  Олоферн»,найденная на чердаке в Тулузе в 2014 году.Полотно ,проданное за 137 миллионов,пролежало на чердаке 150 лет.

      В 2014 году французский аукционер Марк Лабарб узнал от своего друга о  неизвестной картине, обнаруженной на чердаке старинного дома в Тулузе.  Полотно было неузнаваемым из-за толстого слоя пыли и водяных подтёков.  Лабарб осторожно очистил лицо одного из персонажей картины и отправил  фото искусствоведу Эрику Туркуину. Полотно, случайно найденное новым  хозяином дома во время ремонта на чердаке, оказалось давно утерянной  картиной итальянского художника Микеланджело Меризи де Караваджо «Юдифь и  Олоферн».
      
      До обнаружения картины в Тулузе искусствоведы догадывались о её  существовании из-за копии фламандского художника Луи Финсона. Финсон был  одним из первых верных последователей Караваджо и потому не раз  копировал его работы, чтобы лучше понять стиль и технику.
 
       В 2014 году  эксперты опасались, что новообретённая картина «Юдифь и Олоферн» может  оказаться лишь искусной копией. При дальнейшем изучении полотна под  верхним слоем краски им удалось обнаружить следы исправлений поз и  выражений лиц персонажей. Подобные исправления свидетельствуют об  оригинальности картины, так как копиисты, как правило, просто  воспроизводят изображение, не внося никаких изменений.
    
      Сегодня новообретённый шедевр руки итальянского реформатора живописи  XVII века Караваджо находится в галерее Колнаги в Лондоне. Судя по  историческим заметкам, Караваджо написал картину «Юдифь и Олоферн» в  1607 году. Об этом свидетельствуют несколько письменных документов: два  письма 1607 года, адресованные графу Мантуи, в которых описаны детали  картины, завещание фламандского художника Луи Финсона 1617 года и  перепись имущества его товарища Абрахама Винка, датированная 1619-м  годом.
 
         Никаких данных о судьбе картины после 1619 года обнаружено не  было, однако предполагают, что Винк передал её одной из галерей  бельгийского города Антверпена, где она находилась примерно до 1689  года. Специалисты предполагают, что на чердаке частного дома в Тулузе  полотно хранилось на протяжении ста — ста пятидесяти лет.
         
       Караваджо написал «Юдифь и Олоферн» на закате своей жизни, когда  вынужден был бежать из Рима из-за обвинения в убийстве. Эти тёмные  времена отразились в более угрюмом настроении картины по сравнению с  другим полотном, написанным по тому же сюжету. Картина отображает мотивы  ветхозаветной книги Иудифи. Олоферн был полководцем армии  Навуходоносора II, которая вторглась в Иудею. Иудейская вдова Юдифь  завоевала его доверие и лишила армию начальника, обезглавив Олоферна.
      
   По сравнению с первой картиной по сюжету книги Юдифи, написанной  Караваджо в 1599 году, полотно 1607 года более грубое и мрачное. При  написании поздней картины художник использовал более жёсткие мазки.  Выражение лица Юдифи сменилось с тревожного на решительное и  отвращённое, а её светлым одеждам пришло на смену тёмное платье  вдовствующей молодой женщины.

      Предположительно, до наших дней дошли лишь 79 полотен, но авторство  Караваджо подтверждено в отношении только 66-ти из них.
     После обнаружения картины власти Франции объявили ее национальным  достоянием, препятствуя ее продаже за границу. Однако в ноябре 2018 года  запрет не был продлен из-за сомнения в надежности атрибутирования.

           Торги  состоялись  в Тулузе в 2019 году.  Минимальная цена картины составляла 30 миллионов евро, но специалисты полагали,  что картину купят за 120-150 миллионов евро.
      
      В  последний момент картина была продана иностранному коллекционеру, его  имя и сумма сделки не разглашаются. По данным издания, покупатель  намерен в течение полутора лет передать произведение в один из  крупнейших мировых музеев за пределами Франции.