Как создается книга. Свидетельство очевидца

Сергей Избора
     Мы любим книгу, но не всегда представляем путь, который она проходит с момента написания до того как ее возьмет в руки читатель.
     А путь этот начинается с момента, когда перед автором лежит чистый лист бумаги (что теперь редкость), или когда автор замирает в раздумьях перед клавиатурой пишущей машинки (что тоже редкость), или когда он впивается взглядом в экран монитора – что и происходит чаще всего.
     Но не будем останавливаться на муках творчества, тем более ёрничать. Книга написана.
     И что дальше? Дальше поговорим о том, какие пути есть у автора для того, чтобы его долгий труд вышел в свет.
     Предположим, что автор мечтает увидеть свое детище в виде традиционной бумажной книги.
     Тогда ему необходимо обратиться в издательство. Именно в издательство. В моей практике очевидца создания книги были случаи, когда авторы напрямую обращались в типографию, наивно полагая, что их книга будет сразу напечатана. Но даже за счет автора, типография, не имеющая редакционно-издательского отдела, этого не сделает: нужна допечатная подготовка.
     За счет автора… В современном книгоиздательском деле это очень важный момент. Сейчас крайне редко издатели включают в свой тематический план книги «нераскрученных» авторов. Тем более начинающих. Понятие «коммерческий риск», к сожалению, перешло и в область культуры.
     И только явная уверенность в том, что книга принесет издателю финансовую выгоду, позволяет ее безбоязненно издать и даже выплатить гонорар автору.
     Но предположим, что автор имеет средства для издания своей книги, пусть даже самым маленьким тиражом. Все равно ему прямой путь в издательство, где книгу квалифицированно подготовят к печати.
     И первый, с кем автор сталкивается на своей нелегкой писательской стезе – это редактор.
     Издание книги – процесс коллегиальный, и никогда не получится законченное художественное произведение, как на литературном, так и на полиграфическом уровне без участия многих людей: редакторов, корректоров, верстальщиков, художников и печатников.
     Когда-то редактора называли «директором книги». И это правильно. Автор этих строк на собственном опыте убедился в том, что, даже многократно прочитанный его создателем текст страдает повторами, нестыковками в описаниях персонажей и множеством других огрехов.
     Конечно, если личностные отношения автора и редактора не сложились, если редактор считает, что произведение слишком сырое и требует серьезной переделки, если автору кажется, что его труд не воспринят должным образом, если автор сомневается в профессиональной компетенции самого редактора – тогда можно подумать и о другом издательстве. Тем более, что автор издается за свой счет.
     Правда, нужно оговориться, что даже за достаточно большие деньги не все издательства возьмутся издавать явный графоманский бред. Издательства с традициями не станут портить свой имидж в книжном мире.
     Но если редактирование прошло успешно для обеих сторон, тогда наступает следующий этап: создание макета книги. И здесь уже работают художники-иллюстраторы, дизайнеры, верстальщики, корректоры и препресс-инженеры.
     Предположим, что книга нашего автора простая по тексту, не требует особо сложной верстки, без иллюстраций и декоративных элементов в тексте. Задача упрощается и для верстальщика, и для  дизайнера, все усилия которого сводятся к созданию обложки, которая наиболее полно выражала бы суть книги и ее литературный стиль.
     Но и в этом случае дизайнер работает с автором и редактором. «Бедные, бедные дизайнёры…» – так говаривал когда-то главный художник одного достаточно крупного издательства.
     Действительно. Терпеть авторские капризы и капризы редакторские – одна из негативных составляющих профессии художника книги.
Вспоминается случай, когда редактор – миловидная блондинка – рассуждала по поводу цвета эскиза простейшей шрифтовой обложки: «Мне вообще такой цвет не нравиться! Он мне не идет. Я принесу Вам из дома баночку из-под крема – сиреневенькую-сиреневенькую (тут она складывала ладошки и закатывала глаза) – вот такой цвет и сделайте».
     Пройдя и этот этап: редактирования, верстки, художественного оформления, автор уже может спокойно (какое там спокойно!) ждать выхода сигнального экземпляра из типографии. Все современные издательства имеют устоявшиеся связи с полиграфическими производствами – и крупными и совсем небольшими. Поэтому автору не надо ломать голову о печати своей книги.
     А вот ломать голову о распространении тиража придется. Тем более, что издание за счет автора не предполагает реализацию тиража через отдел сбыта самого издательства.
     Итак, долгожданный тираж получен. Что делать?
     Решение первое – дарить.
     Решение второе – распродавать самому. На встречах в библиотеках, которые самому же и придется организовывать, на различных выставках, на… да в общем-то варианты есть.
     Решение третье – отдать на реализацию людям, которые хорошо знакомы с системой сбыта книг. Естественно в этом случае им полагается процент от реализации.
     Мы рассмотрели вариант, в котором автор издает книгу за свой счет через издательство. А что если автору совсем не связываться с издателями, а попробовать все организовать самому? То есть привлечь к изданию книги специалистов со стороны.
     Сейчас это вполне возможно: многие высокопрофессиональные редакторы, корректоры, дизайнеры и верстальщики ушли в область деятельности, которая именуется «фриланс» или «самозанятые».
     И автор уже выступает здесь в роли организатора книжного проекта. Ему необходимо подобрать специалистов, определить смету на издание книги, решить проблему с распространением тиража.
     Еще нужен ISBN – уникальный номер книжного издания, который требуется для распространения книги в торговых сетях и автоматизации работы с конкретным изданием. Его можно купить или в издательствах, или в Книжной палате – сейчас его продают даже частным лицам.
     В общем, задача не из простых, поэтому этот вариант больше подходит тем, кто имеет какие-то знакомства в мире полиграфии. Ведь еще нужно оценить качество работы того или иного редактора, определится со стоимостью работы дизайнера, верстальщика и т. п.
     Но и в этом случае не нужно опускать руки – вся необходимая информация о книгоиздании есть в сети, включая ГОСТы на книжную продукцию.
В сети несложно найти и предложения фрилансеров по редактированию, верстке и художественному оформлению изданий.
     Можно, на начальном этапе своего творчества, попробовать и другой вариант – разместить свое произведение в сети. Сейчас существует много сайтов и порталов, где можно бесплатно опубликовать свои труды. И лучше найти такой сайт, где сразу появится возможность получить читательский отклик. Если он будет достаточно продуманным и аргументированным – это только на пользу автору.