Эссе о фотографии Аргентум-14

Сергей Романов 4
ПУСТЫЕ ХЛОПОТЫ

Когда возник кинематограф, у некоторых фотографов, осознавших сокровенную суть своего искусства, возникло искушение выискивать мгновенья истины среди кинокадриков, которые рождаются, как известно, 24 раза в секунду.

Казалось, что такое частое членение Времени не может хотя бы изредка не попадать на какую-либо кульминацию в развитии снимаемого события. Значит, стоит найти и взять стоп-кадр именно с этой долей мгновенья – и фотообраз «в кармане» ищущего.

Оказалось, однако, что это абсолютно пустые хлопоты. Как бы ни был хорош и выразителен кинокадр как иллюзия движения в целом, истина его кульминации всегда приходится на временную щель между двумя кадриками.

По какому-то абсолютно незыблемому закону она попадает именно на ту засвеченную полосочку абсолютной черноты, которая рассекает непрерывный поток изображения, при создании  феномена кино.

Причем особенно интересно, что сколько бы ни увеличивалась частота съемки: хоть 100, хоть 500 кадров в секунду – фотообраз все равно будет «прятаться» во тьму между двумя оборотами кинообтюратора.

                ***

КОГДА-НИБУДЬ…

Когда-нибудь человечество породит удивительное панискусство, которое можно описать так: закрыл глаза художник и представил свой мир, а когда открыл – вот он, в яви перед ним, реальный, объемный, движущийся, и в то самое мгновенье, что отметила душа в абсолютной полноте и гармонии форм, цветов, звуков и запахов…

Фотография – первенький, крошечный шажок к этой мечте. Она научилась аутентично плющить реальный мир и раскрашивать это плоское подобие, правда, пока еще в довольно неестественные цвета.

Кинематограф со своей иллюзией движения сделал шажок второй. (Телевидение добавило возможность практически мгновенной переброски кинокартинок в пространстве).

Голография сейчас пытается технически подготовить третий – ввести иллюзию трехмерности.

Панискусство ваяется…