Попытка решения вопроса теодицеи

Алексей Пастушков
Пытаясь найти решение вопроса теодицеи - почему всемогущий всеблагой БОГ допускает зло, я пришёл к мысли, что просто природа зла в том, что даже БОГ не может со злом ничего поделать.

Но тогда получается, что БОГ не всемогущ, а значит, ответ неверный. Однако всё же имеет смысл изложить ход мыслей подробнее, так как первоначальная постановка вопроса предполагает только такой ответ, как мне кажется.

Правильный же ответ, как мне представляется, в том, что БОГ просто не является всеблагим - тогда нет вопроса, почему Он допускает зло. Если бы БОГ был всеблагим, БОГОМ в действительности было было Благо, Добро, но у добра есть противоположность - зло, а потому добро не может быть БОГОМ. БОГ не является и злом. БОГ абсолютен, это значит, что у Него нет противоположности. Всё в мире можно отнести либо к добру, либо к злу, но БОГ - вне того и другого.

Более того - БОГ не только не есть высшее добро, но ОН и не подчиняется логике. Это значит, что нет никакой изначальной, вечносущей логики, которой ОН должен бы подчиняться. Потому что тогда логика была бы БОГОМ. Образно говоря, БОГ не сверяет СВОИ действия ни по какому учебнику логики, где написано, что возможно, что невозможно, что правильно, что неправильно. Например, если архитектор проектирует здание, он руководствуется знаниями, специальными книгами и т. п. Он ограничен пределами возможного. Но для БОГА нет ничего невозможного, поэтому ЕГО не познать таким же путем, каким мы познаем многое в жизни. Мы не можем, логически рассуждая, прийти к выводу, каков БОГ. Вернее, придти-то мы можем, но БОГ вовсе не обязан быть таким.

Единственный путь познания БОГА - это когда БОГ САМ открывается.

Итак, вот ход мыслей, приведший к выводу, что зло по сути вне компетенции БОГА. Попутно возникли и некоторые другие соображения, которые тоже изложу.

Почему Всеблагой Всемогущий БОГ допускает зло?.. Вслушаемся в сам вопрос.

ПОЧЕМУ

ВСЕБЛАГОЙ

ВСЕМОГУЩИЙ

БОГ

ДОПУСКАЕТ

ЗЛО?..

Мы видим, что БОГ не должен допускать зла, если ОН всеблаг и всемогущ, а если допускает, то ОН или не всеблаг, или не всемогущ. Но мы понимаем, что ОН и всемогущ, и всеблаг. Так почему же ОН допускает зло?..

Но, исходя из самого же вопроса, зло - это то, что вне компетенции БОГА, ведь всеблагой всемогущий БОГ не может допустить никакого зла. Сам вопрос подразумевает такой ответ. Вслушаемся ещё раз:

ПОЧЕМУ

ВСЕБЛАГОЙ

ВСЕМОГУЩИЙ

БОГ

ДОПУСКАЕТ

ЗЛО?..

Сам вопрос подразумевает, что зло - это то, что способно быть независимо от воли БОГА. Да, БОГ всемогущ и всеблаг, но но ОН всемогущ только в пределах СВОЕЙ сферы. БОГ ничего САМ не допускает происходить вне СВОЕЙ воли, но зло по самой природе своей таково, что оно способно быть даже несмотря на запрет своего существования со стороны БОГА.

Мы видим, что это нелогично, ведь если БОГ всемогущ, ОН должен быть способен не допустить ничего не по СВОЕЙ воле, но нелогично это лишь для поверхностного взгляда. Вслушаемся ещё раз в сам вопрос:

ПОЧЕМУ

ВСЕБЛАГОЙ

ВСЕМОГУЩИЙ

БОГ

ДОПУСКАЕТ

ЗЛО?..

Задавая этот вопрос, мы сами подразумеваем, что зло по самой своей природе таково, что не зависит от воли БОГА. И здесь нет на самом деле никакого противоречия. Противоречие было бы, если бы не было такого понимания зла.

Главным для понимания этого вопроса является понимание, что такое зло. Бывает зло самых разных видов, но что есть зло по самой своей сути?.. Мы поймем это, выслушавшись в сам вопрос:

ПОЧЕМУ

ВСЕБЛАГОЙ

ВСЕМОГУЩИЙ

БОГ

ДОПУСКАЕТ

ЗЛО?..

Потому что оно имеет совершенно иную природу с НИМ. Мы живём в мире, где есть и добро, и зло, поэтому с рождения привыкли, что вроде бы это как свет и тень - две стороны одного явления, но это не так. Зло другое. Оно другое, не такое, как БОГ.

Все творения БОГА несут в себе ЕГО красоту. Зло же совершенно отлично. Зло - это не второй изначально существующий, но злой, БОГ. Нет, это не БОГ, но это самостоятельно существующая независимая от БОГА данность, с которой ОН ничего не может поделать. Вслушаемся:

ПОЧЕМУ

ВСЕБЛАГОЙ

ВСЕМОГУЩИЙ

БОГ

ДОПУСКАЕТ

ЗЛО?..

Что подразумевает вопрос?.. Мы просто не признаемся в том, как сами на самом деле мыслим. И это понятно, ведь мы просто не хотим верить, что кроме БОГА может существовать какая-то ещё данность, не подчиняющаяся ЕГО воле. Это можно понять: действительно страшно, если такая данность есть, ведь даже БОГ не может от неё защитить... Да, это понятно тебя, но именно в этом и состоит ответ. Такая данность действительно существует. Вслушаемся:

ПОЧЕМУ

ВСЕБЛАГОЙ

ВСЕМОГУЩИЙ

БОГ

ДОПУСКАЕТ

ЗЛО?..



ПОЧЕМУ

ВСЕБЛАГОЙ

ВСЕМОГУЩИЙ

БОГ

ДОПУСКАЕТ

ЗЛО?..



ПОЧЕМУ

ВСЕБЛАГОЙ

ВСЕМОГУЩИЙ

БОГ

ДОПУСКАЕТ

ЗЛО?..


...


Нужно подумать об этом.

Теперь, что же делать, как быть?.. И это опять будет то, что следует из самого же вопроса.

Сделать ничего нельзя. Но это не пессимизм. Это оптимизм потому, что БОГ бесконечно любит, любит всех, весь мир. И как творение БОЖЬЕ, каждый человек - самый прекрасный, какой только может быть. И мир - воистину рай. Зло же - это просто болезнь.

А теперь вдумаемся в само понятие зла. Зло - настоящее зло - не является злом до конца. Оно содержит то зло, что никогда не бывает абсолютным.

Мир подобен битве двух армий: на стороне БОГА сражаются ангелы, на стороне дьявола - бесы. Но если в стане БОГА царит порядок, ангелы всегда беспрекословно выполняют приказы БОГА, если БОГ всегда последовательно ведёт борьбу со злом, то в стане дьявола царит беспорядок: бесы не слушаются дьявола, дьявол и сам не стремится составить действительно настоящий план по борьбе с добром, он не даёт бесам указаний, следуя которым они действительно могли бы нанести вред. Силы зла сражаются спустя рукава, им на самом деле просто наплевать, победят ли они. То есть у БОГА совершенно недостойный противник. И недостоин он потому, что недостоинство есть часть его природы: будь зло действительно злом, оно наносило бы всем равный вред, в мире не было бы ничего хорошего. Но мы видим, что добро в мире есть, и не малое, есть даже святые, есть моменты истинного счастья, есть прекрасное. А есть оно потому, что зло не выполняет свою задачу по нанесению вреда серьезно. Например, если есть десять человек, то настоящее зло должно было бы равномерно нанести вред каждому, и притом вред наибольший. Но зло не действует так: оно наносит вред, например, шести, а на остальных махает рукой. Причём на самом деле неверно, что так действовало бы совершенное зло, ведь зло по своей природе несовершенно. Совершенство и зло несовместимы. Совершенство - атрибут БОГА.

И поэтому добро победит. Будь добро и зло просто равными противоположностями, БОГ и дьявол бились бы вечно. Но зло само сдастся. Зло содержит всё возможное зло в самом себе, оно само больно, а больной противник долго не протянет. Поэтому благая весть в том, что, хотя БОГ и не может ничего сделать со злом, но зло само сдастся. Однако грустная весть, что зло, хотя и больное, и слабое, и не являющееся злом действительно до конца, пока, до своей сдачи, не подвластно БОГУ. Но БОГ делает всё возможное. ОН действительно Всемогущ во всём, кроме зла. Зло по природе своей есть то, что может быть независимо даже от воли Всемогущего Всеблагого БОГА.

Сейчас это открывается потому, что хватка зла ослабла. Добрый человек - это человек, мимо которого дьявол просто прошел. Злой - которого он коснулся. Люди в разной степени поражены злом, но никто не виноват. Даже если человек искренне зол, на самом деле это дьявол просто наносит ему порчу, наносит порчу самой душе человека, разуму, свободной воле. БОГ делает всё со СВОЕЙ стороны для защиты человека, но зло по природе своей вне ЕГО власти.

Возможно, в будущем, хватка зла усилится, и всё это будет забыто, но ни в чьей власти и даже не во власти БОГА спасение от этого.

Всегда, что бы человек ни делал, он всегда действует наилучшим образом, ведь как творение БОЖЬЕ, он, хотя и обладает данной БОГОМ свободой выбора, никогда не пойдет путём зла. Это верно в отношении любого человека. Каждый человек - сын или дочь БОГА. Как БОГ всегда полностью Благ, так и ЕГО дети. Но зло и есть по самой своей сути то, что может наносить вред даже БОЖЬИМ творениям. Поэтому даже БОЖЬЕ дитя может совершать по-настоящему дьявольские вещи, если дьявол подействует.

Но это пройдет. Дьявол не будет вечно портить БОЖИЙ мир.

Поэтому ни у кого нет причин для гордости. Ведь совершенный человек - это просто человек, которого дьявол пропустил мимо.

Так же не следует никого и осуждать, ведь человек злой - это тоже совершенное творение БОГА, только на которое бес напал. И сделать ничего не мог даже БОГ, всеблагой и всемогущий. Жаль, но это факт. Ведь зло по природе своей есть то, что именно и способно быть независимо от воли БОГА. Зло и есть то, что по самой своей сути не может быть устранено БОГОМ. Зло именно и есть противоречие БОГУ. Зло и есть противоречие логике, смыслу. Зло и есть сама необъяснимость. Зло и есть то, что прекратить даже БОГ не может. Зло и есть само беззаконие. Зло и есть ошибка как таковая. Зло и есть само раздирающее душу явление, справиться с которым не может даже БОГ, всеблагой и всемогущий. Зло и есть то, что вызывает совершенно убийственный, мучительный вопрос:

ПОЧЕМУ

ВСЕБЛАГОЙ

ВСЕМОГУЩИЙ

БОГ

ДОПУСКАЕТ

ЗЛО?..

Это и есть сама вот эта выходящая за все мыслимые и немыслимые возможности понимания данность.

Итак, вопроса "Что делать?.." нет. БОГ всегда по САМОЙ СВОЕЙ Сути делает всё возможное для утверждения СВОЕЙ всеблагой власти. Все БОЖЬИ творения всегда и при всех обстоятельствах следуют наилучшим путём. Хотя они и имеют свободу выбора между добром и злом, данную БОГОМ, но всегда выбирают добро, и притом добро наилучшее. Вся природа прославляет Творца и являет собой воистину райский сад.

Но!..

Дьявол, сущность которого в том, что он способен быть и действовать, нанося вред, независимо от воли БОГА, портит БОЖИЙ мир. И бывает, что портит до такой степени, что даже самые лучшие БОЖЬИ создания совершенно теряют разум и становятся сами чуть ли не воплощениями дьявола. Они не виноваты в этом.

Бывают моменты просветления, как сейчас, когда дьявол ослабляет хватку, и открывается что-то возвышенное.

Дьявол не является злом до конца. Будь он злом до конца, он был бы совершенен по крайней мере как дьявол. Но он ненавидит всякое совершенство как БОЖЕСТВЕННОЕ качество, поэтому он ненавидит даже и зло, если оно сделано, если можно так сказать, по-настоящему хорошо. Поэтому он не вредит БОЖЬЕМУ миру в полную силу, а в конце концов и вообще вредить перестанет, и даже самые злые люди преобразятся, освободившись от его хватки, так что собственное ужасное прошлое будет представляться им кошмарным сном.

Вот такова истина.

Итак, ни перед кем не стоит задача, как лучше жить, как улучшить мир и т. п. Каждый человек как творение БОЖЬЕ всегда ведёт себя соответственно. Но наводит порчу дьявол.

Итак, кончится всё хорошо, но возникает вопрос, почему же БОГ сотворил мир, если знал, что дьявол так будет мучить ЕГО творения.

Ведь БОГА более, чем достаточно, ОН САМ есть верх всех совершенств, мир ничего не прибавляет к ЕГО совершенству.

А сотворил ОН его потому, что иначе дьявол бы вечно существовал как нереализованный потенциал зла. Хотя это был бы и лишь потенциал, а не реальное зло, но и с потенциалом всеблагой БОГ смирится не может.

Сотворив мир, БОГ не создал какую-то отдельную от СЕБЯ сущность, которая должна теперь страдать. БОГ САМ воплотился в мире. Все страдания мира - ЕГО страдания. Творение несёт на себе печать Творца, поэтому БОГ на самом деле САМ в лице СВОИХ творений принял на СЕБЯ всё зло, причиняемое дьяволом.

По СВОЕЙ мудрости ОН знал всё это, потому и поступил так. И ЕМУ на самом деле ещё тяжелее, чем всем творениям, вместе взятым, ведь каждое творение переживает лишь собственную боль. Конечно, и чью-то в меру сочувствия, но боль всего мира переживается только САМИМ БОГОМ. Каждая клетка тела чувствует лишь себя, но всё тело как целое ощущает себя гораздо интенсивнее, чем просто сумма составляющих его клеток. Каждое творение - как клетка единого тела БОГА.

Так что же, мир перестанет существовать после победы БОГА над дьяволом, раз он был сотворен для борьбы с ним?.. Да, мир в таком виде, как мы сейчас видим, существовать перестанет. Но будет другой мир. Тот мир так же непостижим сейчас для нас, как для слепого от рождения непостижимо, что такое радуга.

Однако мы понимаем, что возможно какое-то существование, в котором нет никакого зла. И если мы воспринимаем то, что перестанем существовать после победы добра над злом, как зло, то мы существовать не перестанем, ведь само прекращение нашего существования было бы злом, а злу придёт конец. Мы воспринимаем идею, что нас когда-то вообще не будет, как зло. Поэтому мы и будем.

Но мы будем совсем другими. Наше тело не будет иметь никаких недостатков, никогда мы уже не будем уставать, болеть, никогда никакое безумие не найдет на нас, никогда мы не будем ни от чего мучиться.

И мир будет другим. Будет совершенный рай.

Кроме, того, мы просто по самой своей сути не можем перестать существовать, так как вечно содержимся в уме БОГА. Весь мир всегда в БОГЕ был, только мир совершенный, не такой, как этот. И поскольку это совершенный ум, то существовать в уме БОГА - совсем не то же, как если бы кто-то вечно о нас помнил. В сегодняшнем мире, если кто-то умирает, но его помнят, это ничего самому умершему не даёт. Но ум БОГА другой. Быть в уме БОГА - это полнота бытия.

Весь мир и сейчас находится в БОГЕ. Если же кажется, что существовать просто в БОГЕ, не будучи воплощенным, - зло, то это лишь потому, что дьявол такое внушает. Существовать как мысль БОГА - это полнота бытия. Однако эти слова подобны описанию радуги человеку, который ее никогда не видел.

Определённо - все зло перестанет существовать, поэтому нам ничего не грозит. Сейчас само наше существо поражено дьяволом, поэтому мы не понимаем даже себя вполне. Мы даже не вполне живы. Таково действие зла. Но зло пройдет, и тогда мы увидим нечто такое прекрасное, что не могли и помыслить. Только так и может быть, если зло исчезнет.

Зло не перейдет опять просто в непроявленное состояние. Если бы оно перешло в такое состояние, это значило бы, что оно ещё есть. Зла вообще не будет. Исчезнет сам его непроявленный корень.

А не будет ли эта история со злом повторяться опять, раз оно по природе своей независимо от воли БОГА?.. Но вслушаемся в сам вопрос. Сама вот эта сущность, способная быть без воли БОГА, и исчезнет. Ей неоткуда будет более возникать. Победа добра над злом и есть полная победа над вот этим, что может быть даже без воли БОГА. Само вот это, что может быть даже независимо от всеблагого всемогущего БОГА, и исчезнет.

Поэтому будущее нас ждёт воистину потрясающее!.. И оно ждёт весь мир!.. Все люди, когда-либо жившие, будут там. Не будет уже никаких разлук, слёз. И это навсегда!.. Окончательно и бесповоротно!..

Будет ли это мир воплощенный или мир только в уме БОГА?.. Но суть в том, что это будет мир абсолютно совершенный. Этот вопрос подразумевает, что если мир будет невоплощенный, то это не будем истинно мы в том мире. Так мы ощущаем. Но вдумаемся: в том мире не будет никакого зла, в том числе и зла ощущения прекращения нашего собственного существования. Поэтому мы, истинно мы, а не просто мысль о нас, будем там.

Нет разницы между воплощенным БОЖЕСТВЕННЫМ миром, не содержащим никакого зла, и тем же миром, существующим лишь в уме БОГА, невоплощенном. Эти два варианта - одно и то же, обозначенное разными словами. Кажущаяся разница возникает из-за того, что сейчас тот же самый БОЖЕСТВЕННЫЙ мир поражен злом.

Воплощение воспринимается как полнота бытия потому, что сейчас, в этом поражённом злом мире, переход в невоплощенном состояние воспринимается как зло. Но переходить некуда, так как мы всегда в БОГЕ.

Ум БОГА не аналогичен просто уму человека. Мы сейчас в уме БОГА. Мы и сейчас не воплощены. Воплощение - просто слово. Есть просто единый БОГ, содержащий в СЕБЕ все СВОЕ творение.

Возник ли этот поражённый злом мир или был поражен злом всегда, только в будущем совершенным станет?..

Зло несовершенно, поэтому до вечного, всегда Существующего БОГА ему далеко.

Поэтому поражённый БОГОМ мир не был всегда. Дьявол ненавидит вечность, ведь это атрибут БОГА, поэтому как у него будет конец в будущем, так же было начало и в прошлом.

Был ли дьявол всегда или возник?..

Всегда был его непроявленный потенциал. Причём этот потенциал не равен потенциалу БОГА. Он содержит в себе ущербность, как и всё дьявольское. БОГ знал в вечности в прошлом, что случится зло, поэтому потенциал зла был. Был непроявленный, непроросший злой корень. Но воплощаться зло начало в определённый момент. После же победы добра исчезнет и сам этот потенциал, ведь иначе это не была бы полная победа, потенциал - тоже зло.

Но к тому далёкому времени не применимо понятие времени. Это совершенно другое бытие.

Зло было в том смысле, что БОГ знал, что оно появится в определённый момент. Зло само, по сути своей ущербно, поэтому не может быть понято так же, как мы привыкли всё понимать. Мы привыкли, что понять - значит определить смысл понимаемого. Но зло по сути своей бессмыслица, поэтому его не понять таким же образом.

Понимая это, мы можем видеть, что потенциал зла - лишь фигура речи. Как входящее в противоречие со всем БОЖЕСТВЕННЫМ, зло не было в том числе и всегда, подобно БОГУ. Оно возникло. Возник потенциал зла. БОГ знал, что потенциал возникнет - в этом смысле потенциал был всегда, но потенциал, все же, возник, поэтому был не всегда.

Потенциал возник из ничего. Именно в соответствии с идеей, что просто так, из ничего, ничего не возникает. Но суть зла в том и состоит, чтобы возникнуть из ничего. Зло алогично.

Слишком много чести было бы для зла быть извечно в прошлом, подобно БОГУ. Зло есть бесчестие, поэтому вечно в прошлом его не было.

Если оно возникло один раз из ничего, не возникнет ли оно и другой раз так же?..

Нет, ведь это означало бы не полную победу над злом.

Зло зла ещё и в том, что его не вполне в далёком прошлом не было. Оно не было совершенным даже в своём небытии. До возникновения потенциала зла было нечто среднее между существованием потенциала зла и несуществованием того же потенциала. Это кажется абсурдом, но ведь зло содержит в себе абсурд. Зло и есть абсурд. И вот эта абсурдная данность между собственным бытием и небытием и была. Хотя "была" - не точное слово для обозначения среднего между "быть" и "не быть".

Существование - атрибут БОГА. Поэтому зла и сейчас вполне нет.  Непонятность, нелепость, глупость и есть сущность зла.

Поскольку зло по сути своей есть непонятность, то и понять его невозможно. Но поскольку оно ни в чем не является совершенным - даже в своей непонятности, то до определённой степени подвергается пониманию. Вот такая абсурдная, нелепая сущность и есть зло.

Как бы ни было, злу придёт конец, не останется даже его потенциала.

Главное же - БОГ бесконечно любит нас, всех СВОИХ творений, всё СВОЕ творение. Каждое мгновение во всех точках пространства ОН изливает бесконечную любовь. Каждый человек - самое лучшее существо, какое только может быть, а зло - лишь временная болезнь, которая пройдет и никогда не вернётся. Никто из БОЖЬИХ творений ни в чем никогда не виноват. Мир ждёт прекрасное преображение, вечное бытие, в котором в полную меру будет реализовано всё лучшее, что только может быть.

Нас ждёт необыкновенное будущее, нечто такое, что никакими словами не описать...

Итак, ход мыслей, приведший к заключению, что зло по самой сути своей вне компетенции БОГА, изложен. Изложены и некоторые сопутствующие соображения.

Получается, что БОГ не всемогущ. Или не всеблаг, как было сказано в самом начале.

Однако в начале было сказано, и что БОГ вне логики. Тогда, может, ОН может быть и всеблагим, и всемогущим, несмотря на зло?.. Любое явление в мире подчиняется каким-то законам. Например, если сложить два и два, то получится четыре. И только четыре. Таким же образом мы пытаемся понять и Бога. Мы складываем это, это, это явление и приходим к выводу - БОГ такой-то. Например, что ОН не всемогущ или не всеблаг. Но ОН не обязан подчиняться этой причинно-следственной цепочке во что бы то ни стало. БОГ за пределами мира, поэтому может быть любым. ЕГО невозможно вычислить.

Только если БОГ откроется САМ, о НЕМ может быть получено верное представление. И даже если ОН откроет что-то совершенно непостижимое, это нужно принять, иначе - подчинять БОГА своим представлениям о том, что может быть, а что нет. Но не ОН должен подчиняться нашим представлениям, а наши представления должны подчиняться ЕМУ. Если БОГ открывает что-то кажущееся совершенно невразумительным, это не причина, чтобы это отвергнуть. Нужно просто это принять.