Петровские реформы в области культуры

Равиль Байбурин
• Современник А. С. Пушкина историк Михаил Погодин когда-то писал:

«Мы просыпаемся. Какой нынче день? - 18 сентября 1840 года. Пётр велел считать годы от Рождества Христова, Пётр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться  - наше платье сшито по фасону, данному первоначально Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завёл он, шерсть настрижена с овец, которых он развёл. Попадается на глаза книга  - Пётр Великий ввёл в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнёте читать её - этот язык при Петре сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят вам газеты  - Пётр Великий начал их издание. Вам нужно купить разные вещи  - все они, от шейного платка до сапожной подо¬швы, будут напоминать вам о Петре Великом. Одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле, в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом, от солёных сельдей до картофеля, который сенатским указом указал он сеять, до виноградного вина, им разведённого, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдём в университет  - первое светское училище учреждено Петром Великим. <…> Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться, не можем оборотиться ни в одну из сторон без того, чтобы не встретился с нами Пётр: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!»

Ни об одном позднейшем правителе России нельзя сказать ничего подобного.
 Даже теперь - в XXI веке (!) - мы не можем опровергнуть Погодина.
И мы до сих пор находим начала, истоки, причины, уводящие нас к Петру…

* * *

Петровская эпоха известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России.
Эпитеты «первый», «впервые» часто употребляют по отношению именно к этой эпохе.
Как мы знаем из истории, детство и юность Петра прошли среди иноземцев. А у них в то время было чему поучиться. Тем более, что Пётр был чрезвычайно любознателен. И за какое бы дело ни брался, он вникал во все его тонкости.
 В первой своей заграничной поездке в 1697-1698 гг., царь сумел увидеть многое. И увиденное это чрезвычайно поразило его.
Ведь Европа и Россия конца 17 века разительно отличались во многих областях науки,  культуры, искусства, военного дела:
-    Российская армия состояла из неграмотных крестьян.
 -   Искусство развивалось под большим влиянием церкви: в архитектуре в основном преобладали церкви, в живописи – иконы.
-    В ремёслах и науке также велико было влияние церкви.
«Ревнители древнего благочестия» всячески противились всему новому.
 И поэтому Россия отставала по многим показателям от ряда стран Западной Европы.               
   Во время этой заграничной поездки в Голландии царь побывал в музеях, госпиталях, воспитательных домах, театрах.
 В Англии он осмотрел лондонский Тауэр, Гринвичскую обсерваторию, посетил Английскую королевскую академию наук и Оксфордский университет.
В Дрездене ему показали королевскую кунсткамеру.
 В Вене - кунсткамеру и библиотеку.
И тогда же – будучи за границей - Пётр начал собирать различные произведения искусства и раритеты.

* * *

Пётр с большим уважением относился как к знаниям, так и к знающим людям.
Царь прекрасно понимал, что без знаний, опыта и помощи Европы никак не обойтись. Поэтому всячески старался привлечь западных специалистов для работы в России. И при этом  он не поскупился ни на деньги, ни на щедрые посулы.
Пётр приглашал множество иностранных мастеров и учёных в Россию. Были целые, как писали в литературе, «десанты» — французские, голландские, немецкие.
Великий математик Леонард Эйлер писал, что если бы не Петербургская академия наук, в которую его пригласили, то на Западе он бы так и остался кропателем.
На тот момент Россия — это была terra incognita, неизведанная земля, о которой никто не знал — ни географических карт тебе, ни коллекций.
 И множество учёных поехали сюда так, как они ехали в Америку.
 И это всё благодаря Петру.
Приглашая на службу иностранных специалистов и учёных, не скупясь на жалованье им, Пётр, прежде всего, преследовал цель обучения русских людей.
Ведь работа рука об руку с опытными иностранными мастерами была отличной школой для русских военных, учёных, архитекторов, скульпторов и живописцев.
Россия конца 17-го - начала 18-го веков - вожделенна была для многих иностранцев.
 Сотнями и тысячами стремились они сюда в надежде разбогатеть, сделать карьеру, реализовать свои творческие способности.
Кто только не ехал тогда в Россию. Тут тебе и архитекторы, и художники, и скульпторы, и ювелиры, и военные, и инженеры, и учёные, и просто мастеровые.
Приезжали из Швейцарии, Германии, Англии, Голландии, Франции, Италии.
И надо сказать, что многие из них  находили в России свою  2-ю родину. Они заводили семьи. А главное – трудились на благо России.
Наверное,  не было в те годы во всей Европе места более благодатного для творчества, чем Россия.
Приглашая иноземцев в Россию, царь-реформатор надеялся осуществить дерзкие планы:
 -   расширить границы присоединением Сибири, подойдя к  побережью Ледовитого и Тихого океанов, и
-    завоевать выход к Балтийскому морю.
 Как показало время, генетический сплав русского и иноземного на российской почве дал удивительный результат, изменил развитие России и породил впоследствии целую плеяду талантливых людей.
Изменение Петром I внутренней и внешней политики повлекло за собой колоссальные изменения во внутренней жизни России.  И  затронуло все области  культуры, а также  быт всех без исключения слоёв населения…      
            
I.  Реформы в сфере просвещения.

Среди всех изменений, которыми так богата была эпоха Петра, пожалуй, одно из наибольших значений имеют изменения, связанные с областью образования и просвещения.
Пётр прекрасно понимал, что без просвещения Россия долго будет оставаться варварской страной.
 Нужно было многому учиться и учить других.
 Недаром Пётр носил перстень с надписью: «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую».
Он подавал личный пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других.

* * *

Следует отметить, что при Петре учёба приравнивалась к государственной службе и становилась обязательной для дворян.

С конца XVII века детей дворян стали посылать для обучения за границу.
Там они пытались «грызть гранит науки».
 Кто-то лучше.
Кто-то хуже.
А одна группа так вообще боялась возвращаться из Англии, потому как, большую часть времени потратила на всякие развлечения. Их пришлось возвращать лично Петру I.
Для многих дворян учёба за границей была тяжёлым испытанием.
 К примеру, будущий известный дипломат Пётр Толстой отправился учиться в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой и имея внуков.
Во Франции русские гардемарины голодали, т. к. жалованье приходило с большим опозданием.
Кстати, среди обучавшихся за границей был и предок А. С. Пушкина А. Ганнибал («Арап Петра Великого»).
По возвращении на родину всех их ждал строгий экзамен.
Причём Пётр не раз сам лично исполнял роль экзаменатора.
Понятное дело, что далеко не всем дворянским сынкам это нравилось. Иные недоросли, привыкнув к привольной, ленивой жизни в отцовских поместьях, роптали на свою судьбу. И пытались было  уклониться от учёбы. Да только это редко кому удавалось.
Царь был твёрд в своем намерении заставить дворян учиться.
Пётр даже издал в 1714 году указ о запрещении молодым дворянам жениться, если  они не получили хотя бы начального образования.
Как говорится: не знаешь арифметики – не смей жениться.
Попам запретили венчать дворянских сынков, не окончивших «цифирную» школу.
В петровское время юноши, закончив учебу к 15-ти годам, обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с «фундаменту», то есть в армии и на флоте - рядовыми, в гражданском учреждении - низшими чиновниками.

По возвращении из-за границы образованные русские специалисты (инженеры, архитекторы, кораблестроители и др.) получали классные чины. И  это обеспечивало им высокое положение в государственном аппарате. А, следовательно, и в российском обществе.
Они помогали царю-реформатору европеизировать общество уже у себя на родине…

1. Появление светских школ.

До Петра светское образование получали почти исключительно путём домашних занятий.
Да и они ограничивались элементарной грамотой и счётом.
Именно при Петре Великом была создана светская система образования.
И появились светские школы.
 Самые-самые разные:
 
-   В 1699 году царь основал Пушкарскую (артиллерийскую) школу в Москве.

 -   В 1701 году в Сухаревой башне в Москве была организована Навигацкая школа (школа математических и навигационных наук).
Надо сказать, что в составлении программы принимал участие лично сам царь-батюшка.
 Упор в этой школе делался на математические и морские науки - арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация.
Во главе школы стал профессор Абердинского университета шотландец Форварсон.
Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор «Арифметики...».
 Надо сказать, что дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно. И  поэтому приходилось их брать «с принуждением».
Около 500 учеников школы получали «кормовые деньги». А те, кто был  победнее, вдобавок ещё и одежду. 
Занятия здесь продолжались почти весь день.
Дисциплина была строгая-престрогая. За непосещение уроков наказывали палками или взыскивали большой денежный штраф.
К слову. В Навигацкой московской школе поступали достаточно часто жалобы на имя Петра о том, что директор данного учебного заведения имеет нехорошую привычку бить своих учеников по лицу. И, даже, палкой…

Выпускники этой школы нередко назначались преподавателями в другие училища.

«Навигацкие» школы открыли также в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани.

-   В 1703 году открылась Немецкая школа.
Её можно считать 1-й российской гимназией.
Обучались в ней дети мелких царских чиновников.
 Возглавил школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время Северной войны.
Любопытно, что до его пленения в его доме в Мариенбурге воспитывалась Марта Скавронская, будущая русская императрица Екатерина 1 - жена Петра.

-   К 1707 году относится основание Медицинской школы в Москве.
 Через несколько лет такая же школа стала действовать и в Петербурге.

-   В 1711 году в Москве появилась инженерная школа.

-   Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года «цифирные» школы в провинциальных городах.
Они призваны были «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии».
В этих школах помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей.

Предполагалось создать по 2 такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным.
«Цифирные» школы открылись в 42-х городах России.
Надо сказать, что вновь образуемые школы встречались со многими трудностями.
Прежде всего, народ не хотел учиться. В эти школы дворянские дети шли не очень охотно.
 К примеру:
 Из Рязанской «Цифирной» школы сбежало больше половины учащихся (из 96-ти  пятьдесят с лишним убежало).
 Вятский воевода разыскивал учеников для своей «Цифирной»  школы при помощи солдат.
Подходящих детей буквально сгоняли в учебные классы.

-   В 1715 году в Петербурге появилась Морская академия.
Её воспитанниками стали многие выдающиеся русские мореходы. И среди них знаменитые полярные исследователи Г. Малыгин и С. Челюскин.
 Кстати. В Морской академии в каждом классе, кроме учителя, сидел матрос с длинным хлыстом в руке. Ленивых или непослушных учеников пороли тут же, в классе.
Надо ли удивляться тому, что в 1722 году появился очень интересный указ Петра I о розыске 127 беглых учащихся из Петербургской Морской академии. Не выдержали, видно, тягот жизни и тягот обучения…

-   Для подготовки священников, начиная с 1721 года, создавалась сеть духовных школ -  епархиальные школы (всего 46).
Там готовили, как тогда выражались, «лучшее и исправное» духовенство.

-   Император приказал основать в Москве и Петербурге семинарии для обучения священников.

Возникли также школы:
-    для детей мастеровых – ремесленные школы.
-    для детей горнорабочих - горные училища (на Урале и Карелии).
-   для солдатских детей - гарнизонные школы.
 -   для детей матросов - адмиралтейские школы.

* * *

 В целом, следует сказать, что образование при Петре I претерпело существенные изменения.
Богословские дисциплины отошли на второй план.
А на первый план вышли арифметика, физика и астрономия.

* * *

Среди прочих мер, которые способствовали развитию просвещения при Петре I, следует упомянуть и введение гражданского шрифта (1708-1710 годы).
Пётр I лично отобрал окончательный вариант нового шрифта. Вспомним, к примеру, ту памятную страничку, исчерканную резким пером Петра. Из многочисленных написаний букв русского алфавита XVII века он вычеркнул все те, которые были сложны, требовали усилий при воспроизведении. И оставил лишь те, что были просты, удобны в повседневной жизни.
Витиеватые церковнославянские буквы, трудные для чтения, изъяли из типографского шрифта, заменив их более простым по начертанию.
 Это существенным образом облегчало чтение.
К слову. Этот шрифт с некоторыми изменениями и по сей день используется.

* * *

Нововведения коснулись также  и правописания.
Из алфавита были изъяты некоторые буквы - омега, пси, ижица и другие.
Сложные буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами.
 Уже в 1703 году вышли 1-е книги с арабскими цифрами.

* * *

Для школ были созданы и новые учебники:
 -   «Букварь», «Грамматика Славянская» и славяно-греко-латинский «Лексикон»  Фёдора Поликарпова.
-   Знаменитая «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия  Магницкого.
В этом учебнике не только излагался теоретический материал, но и давались практические советы относительно того, как определить высоту стен, глубину колодца и т. п.
«Арифметика» в течение полувека являлась основным учебным пособием по математике.
-    «Первое учение отрокам» Феофана  Прокоповича.
Эти книги, как и 1-я ;ечатная грамматика Смотрицкого Мелетия, были названы М. В. Ломоносовым «вратами учёности».

* * *

В итоге, в 1-й четверти XVIII века возникла сеть организованных за казённый счёт общеобразовательных и специальных учебных заведений.
А слово «учиться» стало лейтмотивом всех петровских преобразований.

2. Академия наук.

Во время 2-го заграничного путешествия в 1717 году Петру было присвоено звание почётного члена французской Академии наук.
После возвращения домой задумал Пётр создать и Российскую академию.

• В 1724 году он подписал указ о её основании:
 
«…Учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги».

Надо сказать, что особенно важным было то, что Российская академия находилась на полном содержании государства. Ведь в то время иностранные академии вынуждены были сами изыскивать средства для существования.
Пётр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год. И обещал академикам «довольное жалованье», квартиру, дрова, свечи.
 Самих же академиков приглашали из-за границы. В их числе были учёные с мировым именем - математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли.
Впоследствии Эйлер, автор более 800 работ, признавался:
«Я всем обязан своему пребыванию в Петербургской Академии».
 В состав Академии помимо научно-исследовательской части входили:
-   библиотека,
-   Кунсткамера,
 -   обсерватория,
-    типография,
-   анатомический театр,
-   ботанический сад и
-    гравёрная палата.
Академический университет явился первым светским учебным заведением с 3-мя факультетами:
-   юридическим,
 -   медицинским,
 -   философским.

Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России.

II. Книгоиздательское дело.

Пётр прекрасно понимал, что без книг невозможно распространение знаний. И поэтому всячески способствовал их печатанию.
В 1700 году им была выдвинута  целая программа издания книг.
Пётр часто сам указывал, какую книгу следует перевести на русский язык. При этом он давал такие рекомендации переводчикам: не столь важно придерживаться близости к тексту, сколь важно передать его главное содержание.
В петровское время книги даже стали оформлять по-новому: нумеровать страницы цифрами, ввели титульный лист, оглавление, предметный и именной указатели. В книгах появились чертежи и иллюстрации. Тексты стали разбивать на абзацы.
Изменился также и формат книг – книги нового времени были невелики по размеру.
В 1708 году по указанию Петра были напечатаны 1-е карманные книги.

В 1705 году открылась 1-я частная типография посадского человека Василия Киприянова.

Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. А при них – гравировальные мастерские.

Пётр имел даже походную типографию, где, кроме печатников, были и художники-гравёры.

* * *

 В типографиях за 1700—1725 годы было напечатано 1312 наименований книг (в 2 раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания).
 За первую четверть 18 века книг вышло больше,  чем за 150 предшествующих лет!

1. Библиотеки.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек.
В 1714 году была основана 1-я в России государственная публичная библиотека в Петербурге.
В 1725 году  библиотека насчитывала уже  11 тысяч книг, включая древние.

При частной типографии в Москве существовала бесплатная библиотека.

Существовало в Петровские времена и немало личных библиотек.
 Более 1,5 тысяч книг было и у самого Петра. В основном это были издания необходимые царю в повседневной работе. Три четверти собрания составляли книги нерелигиозного содержания. Большинство из них имели отношение к морскому делу, военному искусству, истории, архитектуре и  садово-парковому делу.

2. Газета.

В 1703 году в Москве вышла 1-я русская печатная газета «Ведомости».
Именно с неё началась русская периодическая печать.
Газета эта представляла собой 4 небольших листка бумаги, собранные в тетрадь,  размером чуть больше ладони взрослого человека.
1-й дошедший до нас номер был датирован 2 января 1703 года.
И вышел большим для своего времени  тиражом – около 1000 экземпляров.
Номер этот содержал немало информации о внутренней жизни России.
 Пётр сам выбрал известия для публикации в первом номере.
 
На Красной площади каждого прочитавшего номер  «Ведомостей» угощали бесплатным обедом.
Так власти пытались приобщить народ к чтению газет.

III.  Развитие науки и техники.


В конце XVII - 1-й четверти XVIII века больших успехов достигла молодая русская наука.

1. История.

В петровское время резко возрос интерес к истории России. Пётр понимал патриотическое, воспитательное значение истории родной страны.

По правительственным указам собирали вещественные и письменные памятники прошлого.
В это время в русской истории летописание уступает место историческим сочинениям.
Первыми из них, отразившими события современности, были:
 -    «История Свейской войны», написанная при участии самого Петра I.
Он сам участвовал в сборе и редактировании материала, писал отдельные разделы текста.
 -    «Ядро российской истории» А. И. Манкиева.
 -    «История о царе Петре Алексеевиче» князя Б. И. Куракина.
-   Дипломатическая история Северной войны содержалась в опубликованной в 1717 году книге вице-канцлера П. Н. Шафирова «Рассуждение, какие законные причины Петр Великий к начатию войны против Карла XII имел».
 По ;етровскому указу с 1722 года начался сбор материалов по истории России, в том числе В. Н. Татищевым.
 Он позже написал 5-ти томную «Историю Российскую с самых древнейших времен»
Среди предполагавшихся сочинений была также «Краткая история для внушения молодым о нынешних и старых делах».

2. География и геология.

Внушительными были результаты географических исследований юга России, Каспийского и Аральского морей, Сибири, Курильских островов.

-   При Петре были организованы 1-е научные экспедиции В. Атласова, Ф. Саймонова и К. Вердена, Ф. Лужина и других для картографирования и изучения России.
 
-   Были изданы карты ряда районов России и сопредельных стран.  Они были подготовлены на научной основе русскими геодезистами.
На картах появились области, ранее на них не нанесённые.
 В частности, речь идёт об Аральском море, которое не было известно в Европе.
Появились на картах и Прикаспийская область, бассейн Дона, Азовское море.

-   В. Атласов составил 1-е географическое и этнографическое описание Камчатки.

-    В 1713-1714 гг. русские землепроходцы побывали на Курильских островах.

-   В 1720 году правительство организовало 1-ю в России экс;едицию в Сибирь под руководством Даниила Мессершмидта.
Она  открыла много нового в познании природы края и культуры сибирских племен.

-   В результате геологических изысканий нашли каменный уголь Донецкого и Кузнецкого бассейнов, нефть Поволжья и Коми края.

-   В январе 1725 года, незадолго до своей смерти, Пётр I подписал указ об отправке 1-й морской Камчатской экс;едиции.
Она возглавлялась известными мореплавателями А. И. Чириковым и В. И. Берингом.
Итогом этой экс;едиции стало открытие в 1741 году пролива, разделяющего Азию и Америку.
Его назвали Беринговым проливом.
Члены экс;едиции нанесли на карту и описали почти все побережье Сибири.

-   Ботаник Гмелин, входивший в сухопутный отряд второй экс;едиции, по результатам исследований написал труд «Флора Сибири», описав 1200 видов растений.

-  С. П. Крашенинников же составил и издал «Описание земли Камчатки» и стал основоположником русской этнографии.
Его труд был ;ереведён на многие языки мира и не утратил своего значения до сих пор.

3. Экономика.

В России развивалась и экономическая мысль.
1-м русским экономистом-теоретиком был Иван Тихонович Посошков.
Он в своей книге «О скудости и богатстве» (1724 год) обосновывал необходимость развития свободного предпринимательства.

4. Астрономия.

Стали проводиться астрономические наблюдения. 
Для преодоления суеверий и предрассудков, связанных с солнечными затмениями, публиковались научные объяснения этих явлений.
«Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума пуста», - говорил Пётр.

5. Техника.

 Используя опыт передовых стран Западной Европы, русские механики внесли много усовершенствований и предложили свои оригинальные конструкции механизмов. Здесь особенно отличились тульские мастера.
На Урале стали строить домны таких размеров, которых не знала металлургия других стран.
Прославились такие  русские изобретатели, как:
 -   Я. Батищев.
Он изобрёл машину для водяной обточки ружейных стволов.
-    И. Беляев.
Он  создавал оптические приборы - подзорные трубы, микроскопы и т. д.
-   А. Нартов.
Этот замечательный русский механик изобрёл и изготовил токарные, винторезные и токарно-копировальные станки, которые явились новинкой и для заграницы.
-   М. Сердюков.
Он отличился как гидротехник.
 
Сам Пётр I имел коллекцию из 57-ми станков.

Самое основное, что требовалось от учёных — это делать доклады, совершать открытия, ну и за всё это получать жалованье из казны.

* * *

При Петре I появился и 1-й русский музей – Петербургская Кунсткамера  с публичной библиотекой.
Её экспонатами поначалу служили различные древние предметы и редкости, собранные царём во время заграничного путешествия.
Во время 2-го путешествия царь приобрёл в Данциге  для Кунсткамеры коллекцию минералов и раковин. В Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей  и насекомых. Там же он приобрёл уникальную анатомическую коллекцию.
Собрание Кунсткамеры пополнялось также и отечественными редкостями.
 Пётр издал указ с призывами к населению доставлять «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотския, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть… старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружьё, посуду и прочее всё, что зело старо и необыкновенно…».
 Присылавших диковины для музея людей поощряли солидным вознаграждением.

Название музея неслучайно. «Kunstkammer» переводится с немецкого как «собрание диковинок».

Согласно легенде, однажды Пётр I случайно заметил берёзу, ствол которой врастал в основание другого дерева. И вот эта природная аномалия натолкнула правителя на идею создания музея.
Но более реальная версия заключается в том, что идею таких хранилищ ценностей правитель подсмотрел во время своего путешествия в Европу в 1697-1698 году. Тогда он приобрёл в Голландии несколько экспонатов, которые показались ему уместными – чучела птиц, скелеты рыб и несколько анатомических препаратов – заспиртованных уродцев. Вместе с секретными рецептами бальзамирования тел, Пётр Первый привёз в Россию «Кабинет Фредерика Рюйша», который поражает сохранностью препаратов и сегодня.
Фредерик Рюйш был профессором ботаники и анатомии, который полвека изготавливал свою уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. Все 937 экспонатов редчайшей коллекции Рюйш согласился продать только императору России. Видимо, Пётр умел производить впечатление человека, который не только понимает ценность таких редкостей, но и сумеет их бережно сохранить и оставить потомкам.
И действительно, Пётр Великий приложил массу усилий, чтобы коллекции музея пополнялись.
Так, в 1704 году он издал указ: «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей».

• В тексте говорилось:
 
«Если кто найдёт в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…» и предлагалось пополнять такими необыкновенными вещами коллекцию.
А бывающим за границей – привозить диковинки из поездок и передавать на хранение в Московскую аптеку Роберта Арескина, который был назначен хранителем коллекций.

Спустя 10 лет, в 1714 году обширная уже коллекция была перемещена в Санкт-Петербург и получила временную прописку в здании Старого Летнего дворца.
Роберт Арескин по-прежнему оставался главным «казначеем» диковинок.
Во время путешествие царя в Европу в 1716-1717 годах, Арескин помогал Петру I закупать новые экспонаты.
Так Кунсткамера пополнилась коллекцией минералов, численностью в три тысячи экземпляров «каменьев необыкновенных» из Германии.
Помощником Арескина - «надсмотрителем редкостей и натуралиев» - стал Иоганн Шумахер.
Именно 1714-й год считается датой основания 1-го русского музея.

В 1719 году Пётр издал Указ о том, что коллекции Кунсткамеры могут быть доступны для осмотра.
Местом для демонстрации экспозиции стал дом обвинённого в заговоре против царя дворянина - Александра Кикина. Конфискованный под выставку дом у Смольного собора в Северной столице стал местом собрания не только анатомических и зоологических экспонатов, но и местом формирования и оформления первой исторической коллекции. Ею стали образцы одежды и предметы быта народов, населявших Россию. Сам Пётр с удовольствием демонстрировал иностранным гостям и дипломатам собранные диковинки и с энтузиазмом рассказывал о них.
Вскоре для Кунсткамеры на Васильевском острове выстроили отдельное здание. Здание Кунсткамеры венчала высокая башня, где размещалась одна из самых первых российских обсерваторий. По сей день в ней хранится Готторпский глобус диаметром в три с половиной метра. Сделан он был в Германии и подарен Петру I герцогом Голштинским. Снаружи глобус изображает Землю, а внутри – небесную сферу. Есть в нём дверца, через которую зрители проникали внутрь, и, усаживаясь на скамью, наблюдали за вращением. В движение глобус приводился водяным двигателем. Один оборот, как и в природе, совершался за сутки. 
Примечательно, что в первые годы своего функционирования музей демонстрировал посетителям и живые экспонаты. Ими служили люди с врождёнными уродствами и генетическими нарушениями. После смерти, скелеты карликов, великанов и прочих «уродцев» оставались там же, в музее, пополняя коллекцию.
Когда в 1725 году была основана Российская академия наук, коллекции Кунсткамеры стали пополняться экспонатами из «академических экспедиций» отечественных учёных.
За границей же продолжали покупать отдельные коллекции чучел животных, птиц, рыб, амфибий и насекомых.

Понимая значение музея для просвещения россиян, Пётр I велел сделать вход бесплатным.
 
• Царь распорядился предельно ясно:
 «Следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать».
 «…Если кто придёт с компанией смотреть редкости, то угощать их на мой счёт чашкою кофе, рюмкою вина или водки».

И «охотников», действительно, угощали. Да не чем-нибудь, а в лучших западных традициях – «кофе и цукербродами».
Вошедших встречал «суббиблиотекарь» и другие сотрудники музея.
 Они показывали посетителям экспонаты и рассказывали об их происхождении. А после экскурсии – угощали вином и закусками.
  На эти цели из казны выделялась немалая по тем временам сумма – 499 рублей в год.      
«Я хочу, чтобы люди смотрели и учились»   - говорил Пётр I.
Результат такой политики не заставил себя ждать: в Кунсткамере всегда было «много разного звания народу».

* * *

В Петербурге был основан и Ботанический сад (сначала его называли «аптекарским огородом»).

IV. Литература.

В центре внимания светской культуры Петровского времени главенствует человек. В средневековой же культуре он играл второстепенную роль, по сравнению с богами или святыми. Особенно это проявилось в литературе.

В литературе первой четверти XVIII века сохранялись старые формы литературных произведений.
 Но они были наполнены совершенно новым содержанием.

1. Среди читающей публики пользуются популярностью небольшие приключенческие истории.
 Произведения эти как в зеркале отражали свою эпоху и её героев - умных, смелых образованных, везде добивающихся успеха.
В центре этих «гисторий» (одного из самых популярных жанров того периода) были молодые люди нового времени с новой системой ценностей. Они верили в могущество разума, науки и в собственные силы.

 Идеи светского индивидуализма отразились в:
-    «Истории о российском матросе Василии Кариотском»,
-   «Истории о храбром российском кавалере Александре».
Появление этих повестей означало освобождение литературы от тесных рамок религиозного сознания.

2. Подлинного расцвета при Петре достигла публицистика.
 Центральной проблемой публицистики и общественно-политической мысли являлся вопрос идеологии абсолютизма.

А) Главным публицистом и идеологом времен Петра I являлся Феофан Прокопович.
Он написал такие  произведения:
-   1721 год – «Духовный регламент». В этой книге обосновывалась необходимость ликвидации патриаршества и подчинение духовной власти светской.
-   1722 год – «Правда воли монаршей». Здесь обосновывалась необходимость утверждения абсолютизма в России.
В своих трудах он теоретически обобщил законодательную и практическую деятельность Петра I.

 Б) Выразителями идеологии абсолютизма являлись также В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, А. М. Черкасский.

В) Не менее важной проблемой, затрагиваемой в публицистике, являлся вопрос о просвещении. Именно в распространении просветительских идей виделась возможность превращения России в могущественную державу.
Это отражено было в работах Ф. С. Салтыкова:
-    «Пропозиции»,
-    «Изъявления, прибыточные государству».

Г) Литературная же деятельность митрополита Стефана Яворского, выступившего против протестантизма и реформаторства, отражена была в религиозных трактатах:
-    «Знамение пришествия антихристова» и
-    «Камень веры».

V.  Искусство.

1. Русский театр.

До Петра в России не было никакого общедоступного театра.
Потому как, церковники противились распространению светской культуры, в том числе и театральных представлений.
Правда, при царе Алексее Михайловиче действовал придворный театр, но продолжалось это недолго.

 Пётр, сам большой любитель театральных зрелищ, распорядился построить на Красной площади в Москве «комедиальную храмину» - 1-й русский общедоступный театр (в 1702 году).
С 1704 года здесь начали ставить спектакли.
Первоначально актёрами были иностранцы. Затем стали набирать в труппу русских людей.
Театральных зрителей обычно называли «охотными смотрельщиками», а билеты «ярлыками».
Именно в правление Петра I театр стал общедоступным, светским развлечением.

2. Архитектура.

С первой четверти XVIII века осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов.
 Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

* * *

1-м российским императором была основана и новая столица.
На смену старой Москве пришёл молодой и величественный  Санкт-Петербург.
Город был заложен 16 мая 1703 года.
 Именно в этот день, как сообщал историк С. М. Соловьёв, приступили к строительству нового города Петербурга, созданного в короткий срок.
Первоначально Петербург закладывался как крепость.
А 1-й кирпич в основание будущей каменной цитадели заложил сам царь Пётр.
 Под камень тот поместили золотой ковчежец с частицей мощей апостола Андрея Первозванного.
 Руководить работами по строительству Петром было поручено итальянцу  Доменико Трезини.
Надо сказать, что перед приездом в Россию он находился на службе у датского короля. И был завербован русским послом Измайловым.
Любопытно, что при заключении договора Трезини оговорил возможность беспрепятственного выезда из России по окончании работ. Но так и не захотел уехать. И остался в России до конца своих дней. И полностью посвятил себя строительству Нового города.
 Он и стал столицей Российской им;ерии…
Строительство новой русской столицы приобрело большой размах.
И велось планомерно под руководством архитекторов. Причём как приглашённых Петром I из Италии (Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, Н. Миккети), Франции (Ж. Б. Леблон), Германии (Г. Шедель, А. Шлютер, И. Ф. Браунштейн, Г. И. Маттарнови, Т. Швертфегер), так и русских мастеров, обучавшихся в Москве или вернувшихся из Голландии (М. Г. Земцов, Г. Н. Усов, И. К. Коробов).
 Санкт-Петербург стал самым красивым городом Европы.

* * *

При Петре I в широкое употребление вошёл камень.
 Повсеместно люди начали отказываться от деревянных строений.
Это так же снизило опасность от пожаров.

* * *

В архитектуре Петровской эпохи появились новые формы, новый художественный язык.
Важнейшим атрибутом архитектуры стал ордер. В переводе с латыни это слово означает строй, порядок.
Ордер – это определённое сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественное оформление.
Действительно, архитектурные сооружения петровского времени имеют чёткий конструктивный порядок. Они состоят из несущих стен, колонн и несомых сводчатых и плоских потолков и перекрытий.
 Любое более или менее значимое здание сооружался с использованием ордерных элементов.
А изучение классических ордеров ложился в основу архитектурного образования.

* * *

При Петре Великом власти стали больше следить за чистотой улиц, благоустройством, тишиной в городах.
Строить новые здания, улицы и площади старались по плану, «регулярно», особенно в Петербурге.
В обеих столицах появились аптеки, пожарные команды.
Следили за санитарным состоянием.
 Мостили улицы.

Издавались правительственные распоряжения об упорядочении застройки городов, соблюдения чистоты на улицах и площадях, сооружения каменных мостовых:

-   В апреле 1699 года Пётр I издал указ «О соблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помёту на улицы и переулки».
 Документ обязывал жителей столицы следить за чистотой дворов и мостовых, а все отходы вывозить за пределы города и засыпать землёй.
 В петровском указе от 1699 года за невыполнение санитарных норм и не вывоз мусора со своих дворов предусматривалось наказание в виде штрафа и избиения кнутом.

-   Пётр I издал инструкции, касающиеся мер безопасности при обращении с огнём.
В указе о строительстве домов в Петербурге и соблюдении всевозможных предосторожностей от пожара перечисляются способы выводки печей в домах и соединения их с крышей.
 Печи «предписано было ставить на фундамент с кирпичной кладкой между печью и стеной», и печные трубы «должны были быть так широки, чтобы человек в них мог пролезть».
Спустя некоторое время появился новый указ Петра, согласно которому на жителей возлагалась обязанность чистить печные трубы каждый месяц (под страхом весьма значительного штрафа, назначенного за неисполнение правила).
 Данный указ впервые установил денежную ответственность домовладельцев за неисполнение противопожарных постановлений.
Современники свидетельствовали, что Пётр не раз участвовал в тушении пожаров и способствовал улучшению городской противопожарной службы.

* * *

Господствующим стилем в этот период было «петровское барокко» - архитектурный стиль, одобренный Петром I.
В этом стиле было построено множество зданий в Санкт-Петербурге.
Данный стиль ориентировался на немецкую, шведскую и голландскую архитектурную традицию.
Для него характерна сдержанность, симметрия, высокие кровли, башни со шпилями, окраска штукатурки в два цвета, мелкая расстекловка окон, плоские, упрощённые фасады.

* * *

Важнейшими архитектурными памятниками того времени являются:
 -   Петергоф - Летний дворец Петра I (1711) – архитектор Доминико Трезини.
-  Петропавловский собор - собор Петра и Павла (1712-1713) -  архитектор Доминико Трезини.
В Петровское время собор был нетипичен для русского зодчества, т.к. он имеет форму базилики – здания, сильно вытянутого с запада на восток, характерного для архитектуры Западной Европы. На востоке отсутствуют привычные для русского храмового зодчества полукруглые выступы – апсиды. На храме установлен золоченый шпиль с фигурой ангела над колокольней. Высота шпиля 120 метров, что позволило собору долгие годы считаться самым высоким зданием России. В 20-е годы на колокольне установили куранты в 35 колоколов, купленные в Голландии.
 Как внешнее убранство было нетипично для русского зодчества, так внутреннее поражало своей необычностью. Стены украшали картины, написанные в новой реалистичной манере, стены и своды расписаны под мрамор и украшены ордерными элементами.
-   В 1704 году по чертежу Петра было заложено здание Адмиралтейства (архитектор И. К. Коробов).
-   Здание Двенадцати коллегий (архитекторы Д. Трезини и М. Г. Земцов).

   Тогда же в Москве возведены были:
 -   Арсенал в Кремле.
-    Промышленные здания Суконного и Монетного Двора.
-   Гостиный двор (построил Иван Коробов).
-   Каменный мост через Москва-реку. 
-   Кузнецкий мост через Неглинную.
-   Лефортовский дворец на Яузе.
-   Церковь Успения на Покровке.
 -   Церковь Знамения в Дубровицах.

В Москве продолжали развивать традиции русского, или «нарышкинского, барокко».
Таковы:
-    Церковь Покрова в Филях, построенная для Л. К. Нарышкина.
-   Церковь Ивана Воина на Якиманке.
-   Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня) – архитектор Иван Зарудный.
 
Развивалось также и деревянное зодчество (например, Преображенская церковь на о. Кижи).

3. Живопись.

В  живописи при Петре Великом произошли революционные перемены.
Если ранее известность имела исключительно иконопись, то при нём  живопись окончательно приобрела светский характер.
Основным художественным методом стал реализм.
Кардинально изменились способы изображения. Живописцы нового времени, освоили искусство светотени. А для создания трёхмерного пространства обратились к линейной перспективе. Помимо линейной художники стали пользоваться и световоздушной перспективой.
В петровское время начали  формироваться жанры живописи, такие как:
-    батальный,
-    портретный,
-   пейзажный,
-   бытовой,
-   натюрморт.
 
Изменилась и техника письма.
Появились новые материалы. Раньше иконописец писал на доске. Теперь же картины выполнялись на холсте. Темперу – краску,  замешанную на яичном желтке, сменили масляные краски.
Готовую картину,  в отличие от иконы,  вставляли в раму. Она играла важную роль в восприятии произведения.

* * *

На петровскую эпоху приходится развитие портретной живописи.
Портреты этого времени не имели ничего общего с парсунами 17 века. Все авторы старались максимально точно передать черты лица тех, кого они, собственно, изображали.
Появились:
-   портреты камерные, главной чертой которых становится стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и
-    портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека.
 Наиболее известными портретистами были:
 -    Иван и Роман Никитины.
Иван Никитин был выдающийся живописцем, вставшим  вровень с европейскими мастерами.
Пётр заметил талантливого юношу и в 1716 году отправил его вместе с братом учиться в Италию.
Пётр высоко оценил талант Никитина. И по возвращении его в Россию подарил художнику дом близ Зимнего дворца. И назначил его «двора его величества живописцем».
Художник целиком посвятил себя портретной живописи. И выполнил много великолепных работ, которые донесли до наших дней характер изображенных личностей, их быт - портреты Петра I, канцлера Г. И. Головкина, графа Строганова.
Кроме этого  он написал батальные полотна - «Куликовская битва», «Полтавская битва»
-   Андрей Матвеев.
Он расписал в Петербурге Петропавловский собор, писал портреты Петра I, «Автопортрет с женой».

Искусство миниатюрного портрета на эмали впервые было представлено творчеством:
-    И. Адольского и
-   Г. Мусиковского.
Они изображали Петра I, его сестру Наталью и жену Екатерину.

Развивалась и гравюра.
 Ярким представителем этого направления живописи был Алексей Зубов.

* * *

Реформы  в живописи в петровскую эпоху позволили перейти от иконописи к реальному изображению.
Живопись стала светской, жанровой, реальной.

4. Скульптура.

Скульптура в средние века не была широко распространена в России.
Каменные барельефы древнего Владимира, народная резьба по дереву, глиняная игрушка – вот,  пожалуй,  и всё, что можно отнести к скульптуре в допетровское время.
Первое же  «узаконенное» появление  трёхмерной скульптуры в России относится к 1695 году.
Именно тогда в Москве была сооружена Триумфальная арка в честь взятия Азова.
Арку венчали вырезанные из дерева фигуры Марса и Геракла.

* * *

 Одним из наиболее интересных примеров является Петропавловский собор. 
Важное отличие в убранстве данного храма являет собой скульптура, которую  Древняя Русь почти не знала.
Лепные фигуры ангелов смотрят из-под сводов.
Главная же достопримечательность  - иконостас, подаренный Петром 1.
Со времён Московской Руси в храмах ставили иконостасы в виде сплошной стены, полностью скрывающей алтарь.
Иконостас же Петропавловского собора иной.
Он выполнен в виде нарядной  триумфальной арки и украшает его главным образом  скульптура, а не живопись.

Постепенно все большую роль скульптура стала играть и в оформлении внутреннего убранства интерьеров. Помимо статуй появилась лепнина. Без них уже не обходилось убранство ни одного дворца.   

* * *

Самым ярким скульптором первой четверти XVIII века был итальянец Бартоломео Карло Растрелли. Не путать с его сыном - архитектором Бартоломео Франческо Растрелли.
Его, как и многих работавших в России иностранцев, занимала необыкновенная  личность русского царя – преобразователя.
Он создавал скульптурные бюсты Петра I и его приближённых.
В 1719 году скульптор снял с лица Петра гипсовую маску, которая послужила образцом для работ не только самого Растрелли, но и для головы знаменитого  «Медного всадника» Фальконе.
 Незадолго до смерти Петра мастер выполнил бронзовый бюст царя.
Скульптор и создаваемая им статуя стали символами Петровских преобразований. На личном штандарте царе был изображен ваятель, высекающий женскую фигуру.

* * *

Скульптура при Петре 1 заняла важное место при оформлении дворцов парков, фонтанов, храмов, и навсегда вошла в нашу жизнь.
 Именно благодаря Петру 1 в конце 18 века в русских городах получили распространение скульптурные монументы, без которых сегодня мы не мыслим архитектуры наших городов.

VI. Евро;еизация быта

Петровские преобразования затронули и повседневый быт всех слоёв общества.
Патриархальный образ жизни посте;енно уступал место светскости и рационализму.
В жизни дворянства появилось много европейских нововведений.
Дворяне сменили старинные одежды, тяжёлые, долгополые, с длинными рукавами и неудобные, на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы. Стали носить галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики.  А, также, сбрили бороды.  Курили табак.
Подобные новшества прививались и среди купцов, других слоёв городского населения.

1. Новый календарь.

Указами Петра от 19 и 20 декабря 1699 года вводилось летоисчисление от «Рождества Христова».
 
• 20 декабря 1699 года Пётр I подписал указ:

«Указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с числа 1 от Рождества Христова 1700 года».

 Вот так Новый 7208-й год в России стал 1700-м годом.
 
Так в царствование Петра взамен старого - русско-византийского календаря - в обиход вошёл юлианский календарь.
Календарь устанавливал новую дату начала года – 1 января (вместо 1 сентября).
Новое летосчисление стали вести не «от Сотворения мира», а «от Рождества Христова».
Таким образом, вместо 7208 года в России начался 1700 год.
В народе эта мера была расценена как попытка антихриста запутать счисление, чтобы скрыть своё появление, которого ожидали как раз в 1699-м. Или же, по традиционному византийскому летоисчислению, 7207-м году.

* * *

Пётр же ввёл и празднование Нового Года 1 января, а не в день осеннего равноденствия (1 сентября), как праздновалось ранее.
 Отныне 1 января предписывалось поздравлять друг друга с Новым годом.

•    В его специальном указе от 15 декабря 1699 года было записано:

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».

 Теперь принято было наряжать новогоднюю ёлку.

1-й Новый год отмечался так.
Был издан специальный указ, по которому царь велел 1 января 1700 года в Москве на Красной площади расставить 200 пушек, из которых палили 6 дней кряду. Устроили пышный фейерверк.
Каждому владельцу дома приказали украсить свои ворота ветками и деревьями сосновыми, еловыми и можжевеловыми.
А те хозяева, у которых имелось огнестрельное оружие, должны были салютовать в честь Нового года.
Праздновали с 1-го по 7-е января.

В честь праздника устраивали пушечную пальбу и фейерверки.
 
Кстати, впервые в России увидели фейерверки именно при Петре.
Устраивались они по большим праздникам:
-    в новогоднюю ночь,
-   в день рождения царя,
-   в честь военных побед.

2. Одежда и внешний вид.

Что касается внешнего вида русских людей, то здесь Пётр тоже сделал всё, чтобы они обликом своим походили, опять-таки, на представителей западной европейской цивилизации.

25 августа 1698 года, вернувшись из заграничного путешествия, Пётр даже не заехал в Кремль. А прямиком, не задерживаясь, поехал в село Преображенское.
Когда 26 августа бояре прибыли в Преображенский дворец поздравлять царя с прибытием, он схватил ножницы и, будто шутя, начал собственноручно то одному, то другому из присутствующих обрезать бороды и длинные кафтаны.
И тут возникает вопрос:
Зачем понадобилось Петру заставлять своих подданных в обязательном порядке брить бороду и носить короткую одежду?
Стоило ли царю заниматься этим?
Не было ли обрезание длиннополого платья и стрижка бород капризом, прихотью Петра Великого?

• Вот что по этому поводу писал историк 18-го века И. И. Голиков, посвятивший Петру 30 томов своих сочинений:

«А как оказываемое к иностранцам омерзение было одним из великих препятствий было одним из великих препятствий намерениям его величества,то и почёл он (царь) за должное потребить наружные знаки, отличающие от них всех его подданных, то есть бороды и долгое платье».

То есть получается, что отрицательное отношение русских дворян к внешности иностранцев было помехой самим петровским преобразованиям. Помехой заимствованию лучших традиций западной культуры, достижений науки и практики в области экономической и политической жизни.
К тому же старинное русское платье мешало работе, движениям.

•    Вот что писал живший на Руси в 17-м веке писатель-хорват Юрий Крижанич об этой одежде:

«Русаки носят тесную и длинную – до пят, до каблуков – верхнюю одежду и имеют вид будто мешками обшитых».

На этой одежде не было карманов. Рукава были длинные и узкие. И человек с трудом мог себя умыть и одеть. Полы платья до пят мешали ходить. А всадник в таком одеянии казался на лошади «пнём», привязанным к седлу.
Да и стоил этот наряд очень дорого.

• И вот поэтому 29 августа 1698 года был издан знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с 1 сентября ношение бород:

«Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов».

Пётр изо всех сил старался, чтобы Россия соответствовала правильным, по его мнению, западным стандартам. А раз так, изо всех сил пытался сделать таким макаром, чтобы русский человек и видом своим, и поведением своим, походил на иностранца.

А)  Европейская одежда.
 
Возвратясь из «Великого посольства» в Европу, Пётр рьяно взялся за введение одежды европейского покроя.

-   29 августа 1699 года Пётр I издал указ о запрете носить старый русский костюм и о ношении европейской одежды.
 Но бояре стали исполнять его только при царском дворе.

-  В январе 1700 года последовал указ об обязательном ношении иноземного платья (одежды европейского образца).

• В частности, в нём говорилось:

«Боярам и окольничим, и думным и ближним людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям, и людям боярским, на Москве и в городах, носить платья, венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних, тем же подобием».
 
Этим своим указом царь обязал носить платье на манер венгерского и немецкого.
Позднее все бояре и дворяне должны были одевать немецкое платье по будням, и французское – по праздникам.
Император повелевал сменить принятую русскую одежду с длинными рукавами и подолами на короткие костюмы.
 Бояре, дворяне и торговые люди отныне обязаны были носить западноевропейские костюмы.
А их жёны и дочери должны были сменить сарафаны и телогрейки на юбки и платья, соответствующие принятым в Европе.

Портным запрещалось шить русское платье, а торговцам – продавать его.
В городе на видных местах вывешены были образцы новой одежды, пошив и продажа старой запрещались.
Появилось много украшений.
 В моду вошло кружево, жабо.
Среди головных уборов лидером стала треуголка.
 Вводились корсеты, широкие юбки, узконосая обувь.
Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости. Неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты. Поверх одевался камзол и кафтан. Кафтан носили не застёгнутым - нараспашку.
В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия. Например «кюлоты» - короткие мужские штаны. К ним полагались белые шёлковые чулки.
Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги-ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ
Тогда же вошёл в моду и парик.
 При всём своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

Б) Бритьё бород.

Не менее трудно было Петру заставить горожан брить бороду, считавшиеся на Руси признаком мужественности и символом православия.
Непокорным боярам царь стриг бороды собственноручно.
Правда, имея деньги можно было откупиться от принудительного бритья.
Брадобритие при Петре было возведено в ранг государственной политики.
 За нарушение царского указа следовал штраф и битьё батогами.

Стремясь преодолеть нежелание русских людей расставаться с бородами, Пётр 16 января 1705 года своим указом «О бритии бород и усов всякого чина людям» ввёл специальный налог на бороды.
Согласно этому указу все дворяне обязаны были либо обрить бороды, либо платить за их ношение особый налог.
Теперь дозволялось носить бороду лишь при условии уплаты пошлины.
То есть,   имея деньги можно было откупиться от принудительного бритья:
-   Купцам, которые не желали расставаться со своей растительностью на лице, предписывалось платить по 100 рублей в год.
-   Дворянам немножко полегче — по 60 рублей.
-   Горожанам - по 30 рублей.
-   Ну а крестьянам разрешалось носить растительность на лице. Но только у заставы при каждом въезде в город и выезде из него с них взималось по 1 копейке с бороды.
 
Тем, кто уплатил этот налог, выдавался особый медный «бородовый знак».
 На лицевой стороне помещались надпись: «Деньги взяты» и изображение усов и бороды.
Его полагалось носить на шее. Это вроде того, что претензий нет, пошлина уплачена.

С 1715 года действовала единая пошлина — 50 рублей с человека в год.
 
Только духовенство сохранило за собой право носить бороду.

• Оценивая преобразования, связанные с введением указов о перемене платья и брадобритии, историк В. О. Ключевский писал:
 
«Новый покрой платья, парики, бритьё бороды… входили составными частями в один общий и широкий план - образить, облицевать русских людей внутри и снаружи по подобию просвещённых народов, дать их наружности, управлению, мышлению и самому общежитию склад, не отчуждающий, а сближающий с европейским миром, с которым историческая судьба связала русский народ».

Историк С. М. Соловьёв, оценивая эти же преобразования, напротив, придавал им самый высокий смысл.

• Он писал:

«В платье выражается историческое движение народов… Таким образом, и русский народ, вступая на поприще европейской деятельности, естественно, должен был одеться и в европейское платье, ибо… вопрос состоял в том, к семье каких народов принадлежать, европейских или азиатских, и соответственно носить в одежде и знамение этой семьи».
То есть, он считал крайне важным, как будет выглядеть человек, желающий войти в просвещённую Европу.
По его мнению, «нельзя легко смотреть на это явление, ибо… что делает обыкновенно человек в длинном платье, когда ему нужно работать? Он подбирает полы своего платья. То же самое делает европейское человечество, стремясь к своей новой, усиленной деятельности».
Следовательно, считал Соловьёв, такое усиленное внимание Петра к преобразованию наружности русского человека в человека европейского было большим положительным моментом реформы.

3. Ассамблеи.

С целью повышения культуры общения завели так называемые  ассамблеи (в 1718 году).
 Под этим словом понимались торжественный пиры или приёмы гостей.
Это были своего рода вольные собрания - новый вид досуга.
 Там танцевали, пели, вели светские разговоры и дружеские беседы, обменивались мнениями, пили ранее неизвестный в России напиток — кофе, курили трубки с табаком по европейскому обычаю, играли в шашки и шахматы.
На ассамблеях царило полное равенство. Каждый мог пригласить на танец не только самую знатную даму, но и государыню с дочерьми.

Каждый петербургский вельможа хотя бы один раз в году (а то и чаще) должен был устроить в своём доме ассамблею, выставить угощение, обеспечить залу для танцев, комнаты для отдыха, игр и бесед.
Пётр назначал, в чьём доме должна проходить 1-я ассамблея.
 А дальнейшее назначение зависело в Петербурге - от оберполицмейстера, в Москве - от коменданта.
Хозяин не должен был ни встречать, ни провожать гостей. Каждый мог приходить, когда ему вздумается, «лишь бы не ранее и не позже отпущенного времени» - с 5-ти до 10-ти часов вечера.
В основном ассамблеи устраивались зимой.
Сюда приглашали только членов высшего общества, то есть высокопоставленных чиновников, купцов богатых, офицеров и так далее.
На них все мужчины должны были являться со своими жёнами и взрослыми дочерьми.
Теперь женщины и девушки получили возможность выйти в свет, не боясь осуждения. То есть с затворничеством женщин было покончено.
По-разному относились к этой затее Петра I.
Одни приветствовали.
Другие (приверженцы старины) не одобряли, но подчинялись.

4. Правила этикета.

Поставив целью сформировать породу новых людей,  Пётр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание и образование.
Ну как тут было обойтись без своеобразного учебного пособия.
И вот, в 1717 году, появляется литературно-педагогическое произведение «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».
Оно было подготовлено по указанию Петра I.
И издан был для обучения хорошим манерам.
Согласно этой работе юному дворянину приписывалось знать самые основные правила поведения в хорошем обществе.
 Что же это были за правила?
Молодому дворянину предписывалось в глаза глядеть весело и приятно.
Общаясь, снимать шляпу.
Сидя, за столом по столу руками не колобродить, ногами не мотать, ножом между зубами не ковырять.
В обществе не плевать в круг, а плевать только за его пределы.
 Одним словом, большое количество житейских мудростей.
Дворянам предписывалось общаться друг с другом исключительно только на иностранных языках, а прислугу держать на расстоянии. Более того, держаться с ней недоверчиво.

По сути, «Юности честное зерцало» стало 1-м в России учебником этикета.

30 декабря 1701 года (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось:
-    писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимён (Ивашка, Сенька и т. п.),
-    на колени перед царём не падать,
-    зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать.

•    Он так пояснял необходимость этих нововведений:
 
«Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»

С начала 18 века многое изменилось как в устной, так и в письменной русской речи.
Издавались книги с правилами хорошего тона, рекомендациями по этикету, поведению в различных сферах жизни.
 Появились обращения на  «Вы», «Милостивый государь», «Господин».
Письма заканчивали подписями: «Ваш покорный слуга»,  «Остаюсь к услужению готовый».

5. Праздники и народные гулянья.

По случаю побед в походах и сражениях устраивали народные гулянья - с триумфальными шествиями и арками, фейерверками и маскарадами, угощениями и выступлениями плясунов, фокусников и акробатов.
Во времена Петра I проводилось много празднеств.
 И их отмечали пышно, с размахом, с фейерверками, иллюминацией, пальбой из пушек.
 Поводов для праздников находилось много.
 Это:
-   и победы в Северной войне,
 -   и празднование Нового года,
-    и спуск на воду нового корабля,
-     и именины государя.
Устраивались маскарады, балы.
Играли в карты и шахматы.
Для высшего общества организовывались катания по Неве.

6. Новое в еде и питье.

Приехав из-за границы, будущий император привёз не только картофель, но и чайные листья, кофе и табак.
И далее последовали указы:
-    пить кофе,
-   курить табак,
-   пить чай.

7. Новые предметы роскоши.

В дворянских домах появились предметы роскоши:
-    зеркала,
-    гравюры,
-   кровати,
-    столики,
-   табуреты,
-    кресла,
-   шкафы-кабинеты для бумаг,
-   серебряная, оловянная и стеклянная посуда.
На это тратились большие средства.

8. Новые манеры.

Царь заботился о том, чтобы дворяне усваивали хорошие манеры.
 Чтобы они умели:
-    фехтовать,
-   ездить верхом,
-    танцевать,
-   свободно изъясняться на иностранных языках,
-   писать и говорить красноречиво.
Пленные шведские офицеры и женщины из немецкой слободы обучали русских таким танцам, как полонез, менуэт и гросфатер.
Бояре и дворяне заводили иностранные книги и музыкальные инструменты, игрушки.
 Вошло в моду курение табака.               

9. Свобода брака.

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе.
Надо сказать, что по русским традициям, браки прежде заключались без согласия тех, кто вступал в брак. При этом они частенько даже не знали друг друга до свадьбы.
От этого, как писал патриарх Адриан, «житие их бывает бедно и детьми бесприжитно». Но он не видел выхода из этого положения.
 Выход нашёл Пётр, разрешив свободу брака.
Традиционные русские смотрины были заменены европейским обрядом обручения.
Царь специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу.
Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга».
Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе».
С 1702 года самой невесте (а не только её родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак. Причём ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить».
Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

* * *

Многие явления культуры были инициированы лично Петром Великим. Они были привнесены в русскую жизнь по его воле, по его инициативе.
Он осмысленно, целеустремлённо и даже деловито отбирал в  огромной лавке культурных ценностей Запада то, что, как ему казалось, подходит для России. В дальнейшей исторической перспективе Россия усвоила многие культурные инициативы Петра.
Пётр сделал очень много для переноса в Россию совершенно необходимых ей культурных и интеллектуальных ценностей.

• Пётр Чаадаев в «Апологии сумасшедшего» писал:

«Высокий ум этого необыкновенного человека безошибочно угадал, какова должна быть наша исходная точка на пути цивилизации и всемирного умственного движения».
 «…Он хорошо понял, что… нам незачем задыхаться в нашей истории и незачем тащиться, подобно западным народам, чрез хаос национальных предрассудков, по узким тропинкам местных идей, по изрытым колеям туземной традиции, что мы должны свободным порывом наших внутренних сил, энергическим усилием национального сознания овладеть предназначенной нам судьбой. И вот он освободил нас от всех этих пережитков прошлого…  Он  открыл наш ум всем великим и прекрасным идеям, какие существуют среди людей…».

Реформы Петра - создание новой системы просвещения, развитие науки, формирование светского искусства, внедрение бытовых новшеств - подтолкнули развитие российской культуры, придали ей новые импульсы творчества, заложили новую систему смыслов, ценностей, оценок.
Они позволили России в первой четверти XVIII века вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран, не теряя при этом своей самобытности.
И надо сказать, что эти «страшные труды и лишения не пропали даром». Они привели, как писал Соловьёв, в конце концов, к тому, что «впервые мысль русского человека была возбуждена».  То есть он стал выходить из состояния косности и застоя.
При этом необходимо иметь в виду и то, что культурные преобразования исходили исключительно сверху и вводились насильно. Да и коснулись они только верхушки русского общества, почти совершенно не затронув низшие слои населения.