История в лицах. Иоанн Каподистрия

Аркадий Кузнецов 2
               (Иоаннис Каподистриас, Иван Антонович Каподистрия)
               (31 января(11 февраля)1776 г. - 9(21)октября 1831 г.)
                Граф, временный глава Греции с 1827 г.

Прозвища:
Места жизни и деятельности: Керкира, Падуя, Венеция, Милан, С.-Петербург, Вена, Бухарест, Торунь, Париж, Берн, Женева, Лозанна, Москва, Кишинёв, Опава, Навплион.
Семья: братья Виаро и Аугустин.
Происхождение: по отцовской линии - греческие аристократы, подданные Венеции; по материнской линии - кипрские аристократы.
Покровители: А.Николаидис, Дж.Мочениго, Ф.Ф.Ушаков, Александр I, Н.П.Румянцев, Ж.-Г.Эйнар.
Визави: Ш.М.Талейран, К.В.Меттерних, Р.С.Каслри, К.В.Нессельроде.
Друзья и близкие люди: У.Фосколо, А.С.Стурдза, В.А.Жуковский, И.Н.Инзов, А.Чарторыйский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ш.-Л. де Сисмонди.
Современники: С.Боливар, Х.Сан-Мартин, Р.Риего, Г.Пепе, П.Ж.Беранже, Г.В.Гегель, Дж.Г.Байрон, В.Скотт, Т.Владимиреску, Н.Паганини, Ж.О.Энгр, Г.Эленшлегер, А.Чавчавадзе, Д.И.Давыдов.

Литература:
Г.Арш. И. Каподистрия в России (1809–1822). СПб. 2003.

  Предыдущее занятие посвящалось Боливару - Освободителю стран Испанской Америки. Герой этого занятия - один из выдающихся деятелей национально-освободительных движений Европы начала XIX века.
Он родился на острове Корфу(Керкире), где отец его, Антон Каподистрия, потомок семьи, выселившейся в конце XIV в. из городка Капо д’Истрия, занимал разные почетные должности на службе у венецианского правительства. Ионические острова. к которым относится Корфу (карта), - владение, почти шесть веков принадлежавшее Венеции, единственная греческая территория, где не знали османского ига. Именно там зародилось движение за независимость Греции и её новая культура.
Мать  - Иоанна — Диамантина происходила из  кипрского рода Гонеми.
Фамильный герб: диагональные полосы, три звезды и крест.
Как было принято в знатных семьях Ионических островов, молодые люди получали образование в Италии. Иоанн окончил курс философии и медицины в Падуанском университете.
Конечно, учась в Италии, юноша испытал влияние революционной Франции, став республиканцем по убеждениям. Участвовал в собраниях масонов (кто в них тогда не участвовал, включая почти всех общественных деятелей Греции). Он был вхож в салон Изабеллы Феотоки в Венеции, в котором сблизился с поэтом Уго Фосколо.
Вернувшись на родину, Каподистрия получил поручение объехать большую часть Ионических о-вов, ввести там русские гарнизоны после занятия архипелага флотом Ушакова, отторгнувшим острова от Франции, и устроить гражданское управление.
В 1803—1806 г.г. — государственный секретарь Республики Семи Соединенных островов (Ионической). Он участвует в разработке конституции для республики. Уже тогда на Кефалинии молодой политик столкнулся с грызнёй местных кланов, которые пришлось замирять.
"Стройный, довольно высокий ростом, одетый весь в черном, бледный лицом, которое представляло как бы на древнем антике или медали изящный тип греческой мужской красоты..." - вспоминал Д.Н.Свербеев.
С юношеских лет у него было несколько романов с образованными и незаурядными женщинами, но личная жизнь не сложилась. Республика существовала до 1807 года и затем острова по международным договорам перешли вновь к Франции.
А Каподистрия по приглашению царя Александра I переехал в Россию.
После отставки на родине Каподистрия хотел продолжить служебную карьеру где-то вне России, поначалу думая уехать в Милан или в Молдавию и Валахию (где было много греков)"для трудов преимущественно по части статистики, торговли и наук".
Ухудшение состояния здоровья в непривычно холодном климате привело в конце-концов в 1811 г. к отправке в Вену в качестве сверхштатного секретаря посольства России.
Далее - направление в дипломатическую канцелярию адмирала Чичагова, то есть желанная Валахия во время военных действий России против Турции в мае-июне 1812 г., Бухарестский мир и путь с Чичаговым с Дуная к Березине. В 1813 г. - продолжение следования с Дунайской армией в заграничных походах до границ Франции. И - назначение Александром I в Швейцарию во главе миссии со словами:"Вы любите республики, я также их люблю. Теперь надобно спасти одну республику..." Почему так озаботился о судьбе Швейцарии Александр? "Я был воспитан швейцарцем" - уточнял он... Каподистрия при одобрении Александра выступил за сохранение федеративной республики в Швейцарии, в то время как Австрия и Пруссия жаждали и там восстановить монархию. Он также гарантировал альпийской стране нейтральный статус. За это Каподистрия навсегда завоевал любовь швейцарцев. В нескольких кантонах российский посланник занимался уже опробованным на родине делом - курировал разработку конституций.
С 1814 г. он уже фактически возглавляет во главе царской канцелярии внешнюю политику России. "Крещением" для него стал Венский конгресс. После заключения Священного союза Каподистрия становится статс-секретарем по иностранным делам. Поддержав конституционный строй во Франции, открыл в Вене подписку для "оказания пособия молодым грекам, которые жаждут образования" и фактически основал общество "Филомузос Этерия" ("Общество любителей муз"). Это - предшественник организаций греческих повстанцев.
С августа 1816 г., вернувшись в Петербург, получает официально пост министра иностранных дел. Александр I - Каподистрия: первый удачный тандем императора и главы внешнеполитического ведомства. Грек с Корфу стал "любимым статс-секретарем, доверенным советником и, можно сказать, другом императора. Совершенное его бескорыстие в денежных и служебных отношениях, всегдашняя скромность, воздержанность и большая откровенность, ловко соединенная с чувством повиновения, с каждым днем укрепляли и увеличивали его влияние на Александра Павловича")(А.А.Васильчиков).
Даже Пётр не поручал дипломатическое ведомство иностранцу. Александр был "человеком мира" и сторонником единой Европы - и это вызвало такой выбор. Ученикам можно задать вопрос: можно ли назвать таковым Петра? Очевидно, Пётр "прорубил окно в Европу", но думал прежде всего о России, а на мировые дела смотрел ещё, как наблюдатель и ученик. Не то было через 100 лет, когда "мы очутилися в Париже, а русский царь - главой царей". Впрочем, в соуправители министерства Каподистрия получил Карла Нессельроде. "Господин Нессельроде обычно связан с дипломатическим корпусом и ведет официальные беседы, но ничего сегодня не делается без господина Каподистрии, у которого тайком получают частную аудиенцию", - замечал французский поверенный в делах Ламуссе.
Н.И.Карамзин называет Каподистрию "умнейшим человеком нынешнего двора".  Каподистрия - почётный член "Арзамаса". В 1820 г. он, как и Карамзин, убедили царя смягчить ссылку для Пушкина, который был отправлен на юг под начало Инзова. Он пишет Инзову:«Этот ученик уже рано проявил гениальность необыкновенную. Успехи его в Лицее были быстры. Его ум вызывал удивление, но характер его, кажется, ускользнул от взора наставников...»
В целом для Европы Каподистрия поддерживал линию царя - легитимный монархизм. Он считал "существующие договоры и главным образом Акт от 14 сентября... единственной системой, которая может спасти человечество".
Мало известная сторона деятельности Каподистрии - составление с Инзовым законодательства для недавно присоединённой Бессарабии - весьма прогрессивного и гибкого, сохранявшего там административную и культурную автономию. В дальнейшем подобные законы могут утвердиться, считало министр, и в княжествах Молдавия и Валахия, а также в Сербии, путь которых - независимость от Османской империи в ближайшее время. А потом уже - Греция. Так казалось ещё в 1820 году. Но уже в том году у него - разочарование от мирных переговоров с Портой: "Я не осмеливаюсь ожидать больших результатов. Потому что ничего не добиваются от турок только с помощью слов. По существу мы ничего не делали, как только занимались болтовней с людьми, которые не могли поверить нам на слово".
Каподистрия - против подавления неаполитанской революции. Александр его не поддержал, хотя - хватило ума - не участвовал в интервенции в Италию.
Весной 1821 г., когда началось греческое восстание, Каподистрия, однако, осудил письмо вождя повстанцев-этеристов в Бессарабии Ипсиланти с призывом к России прогнать турок из Греции и Европы. И сам он был против поспешных военных действий, и Александр не хотел новой войны с Турцией. Ещё раньше статс-секретарь отказался возглавить "Филики Этерию", что предлагали ему приезжавшие в Россию греки.
Новые разногласия со Священным союзом и Александром - в 1822 г. Считая, что дальнейшее согласование дипломатических шагов России с австрийской политикой будет иметь неблагоприятные последствия для Греции, Каподистрия решил отстраниться от конференций европейских держав по Греции и не принимать участия в их подготовке и обсуждении на служебных докладах.  Формально оставляя за собой портфель министра, он отправляется в Лозанну "для поправления здоровья".
Его портрет после отставки в 1827 г. написал Александр Брюллов - брат Карла Брюллова.
"Я никогда не откажусь от первой и самой священной из моих обязанностей: служить моей родине".
"Возрождение и действительная независимость народа могут быть только его собственным творением. Помощь извне может ее упрочить, но не создать".
Он - за самостоятельное развитие будущего греческого государства.
При этом при поддержке Каподистрии Женевский филэллинистический комитет все время оказывал грекам совместно с французским комитетом эффективную помощь деньгами, оружием, боеприпасами и продовольствием.
Вопрос: Чем можно объяснить то, что Каподистрия не сразу примкнул к греческим повстанцам и медлил с приездом в Грецию?
В апреле 1827 г. Каподистрия заочно избирается собранием в Трезене главой независимой Греции (с древним обозначением "архонт", или иначе - кивернет).
В Грецию он приезжает только после победы союзного флота при Наварине, в январе 1828 г. Александр Ипсиланти, выпущенный из австрийской тюрьмы, смертельно больной, при известии о решении Каподистрии (ранее - своего оппонента) успел прошептать «Слава тебе, Господи» и умер, как говорят, на руках своей возлюбленной.
Он хочет "защитить народ от ужасов анархии и доставить ему возможность постепенно совершить дело национального и политического возрождения".
Организуется регулярная армия, Национальный банк, вводится новая судебная система, крестьянам передаётся земля, конфискованная у турок. Начата образовательная реформа, подготовлено создание университета. Временная столица - Навплион.
Толпы людей требуют, чтобы Каподистрия провозгласил себя королём. Уговаривает старший брат Вьяро. Он не хочет. Он - временный правитель, который передаст власть королю из одного из европейских домов. Такая ограниченная монархия исключит бесконечную борьбу за власть различных кланов. Всё же предпочтительна для Греции близость к России.
Роковым стал конфликт с кланом Мавромихали - вождём Петробеем и его детьми, обвинёнными в заговоре.
Из воспоминаний Н.А.Райко, русского офицера на службе у Каподистрии:
"Только что президент подошел к церкви, как с изумлением увидел там Константина Мавромихали и Георгия. Последний стоял у входа по левую, а первый по правую сторону. Граф, зная с давнего времени свойства этих людей, а также их враждебные замыслы, не мог воздержаться, чтобы при виде их не выразить телодвижением своего отвращения; затем, как бы устыдившись своей неловкой нерешительности, он тотчас оправился, и, проходя между ними, приподнял шляпу, чтобы приветствовать наперед Константина, а потом Георгия. Константин отвечал на его поклон, приподняв свою феску левою рукою, и когда президент повернулся к Георгию, он вынул правую руку из под своего плаща, в которой был пистолет, и выстрелил не целя. Пуля пролетела мимо. Злодей с неслыханною дерзостию схватил нож и вонзил его графу в низ живота, по самую рукоять. При звуке выстрела президент, зажав рукою рану, повернул голову направо; тогда Георгий в свою очередь воспользовался тем же самым случаем, что его жертва от него отвернулась, выхватил свой пистолет, также спрятанный под полою, и в упор выстрелил в голову графа, так что череп разлетелся на части (пистолеты заговорщиков заряжены были отличным английским порохом и двумя пулями, связанными проволокою).
Убийцы пустились бежать, и один из их соучастников выстрелил в третий раз, для того чтобы, устрашив народ и заставив его расступиться, облегчить убийцам побег и затруднить преследование. Албанец, сопровождавший графа, потерял голову и стоял как окаменелый. Георгий Кандиотти, владея только левою рукою (правую потерял на войне), подхватил раненного и тихо опустил его на землю; потом, схватив один из своих пистолетов, выстрелил в Георгия, бежавшего по направленно к батарее "Пяти Братьев", которая находится направо от церкви, но пистолет осекся. Заткнув его за пояс, он выхватил другой, и завидев Константина, на расстоянии 40 шагов взбиравшегося по дорожке, ведущей к фасаду церкви, Кандиотти прицелился, выстрелил и попал ему в левый бок; затем, не теряя времени, пустился за ним в погоню, но не догнал. В то время, когда Кандиотти преследовал Константина Мавромихали, толпа ворвалась в церковь с криком: “Убийцы! Убийцы!” Немедленно для поимки их отрядили солдат. Константин бежал сначала с неимоверною скоростию, но будучи ранен, пошел медленным и колеблющимся шагом. Истекая кровью и теряя силы, он оглянулся назад и, видя приближающихся к нему солдат, вскричал в испуге: “Не убивайте меня! Не мы причиною смерти президента!” Начальник отряда напрасно хотел удержать рассвирепевших солдат, которые начали бить его прикладами; чернь присоединила тут и свое исступление, истерзала тело его ужасным образом и даже самое платье его изорвала в лоскутки. Тем временем Георгий Кандиотти, не успев напасть на след Георгия и его сообщников, воротился назад и, услышав крик и проклятия толпы, бросился к тому месту, где находился Константин, растолкал толпу и выстрелил в него вторично, при чем пуля раздробила ему правое плечо. Когда ярость народная утолилась, тогда истерзанного Константина отволокли под арку в воротах казарм, что на площади под Явором; там он испустил дух при всеобщих проклятиях, в судорожных движениях, свидетельствовавших о его жестоких мучениях".
Почти два века идут споры, что стояло за убийцами - ненависть враждебного клана или и какие-то внешние силы (поддержка Турции или Англии).
(У Гоголя в "Портрете" мрачная фигура, ростовщик-грек Петромихали - видоизменённое Петробей Мавромихали.)
Похоронен Иоанн Каподистрия был сначала в Навплионе, но потом прах перевезли на Керкиру.
Несколько месяцев временным правителем Греции был брат Иоанна Аугустин, но вызвал недовольство и уехал на Керкиру. Умер в России.
Памятники Каподистрии есть в Афинах, Навплионе(конный), Керкире, Лозанне.
В 2003 г. открыт памятник в Петербурге. В Лозанне его именем названа аллея в 2021 г., к 200-летию независимости Греции.
Дополнительный вопрос: Есть ли общее между Каподистрией и Боливаром, действовавшими в одни и те же годы?

Джордж Гордон Байрон
Из сатиры "Бронзовый век"

В ином краю сверкнула искра вновь.
Испанца смуглого вскипела кровь:
Тот гордый дух, погнавший мавров вспять,

От сна восьми веков сумел восстать,
На той земле, где солнца луч горяч,
Там, где «испанец», значило «палач»,
Где шел Кортес войскам Пизарро вслед,
Там вправду обновился Новый Свет!
Вновь стал он юным, оживился вдруг
В поникшем теле тот высокий дух,
Тот гордый дух, что гнал персидский флот
От берегов Эллады... Вновь живет
Эллада. Грозно распрямляют стан
Илот Европы, раб восточных стран;
На Атосе и Андах — в двух мирах —
Взвивается Свободы светлый стяг!
Гармодий-эллин поднял древний меч,
Чужих господ чилиец сбросил с плеч,
Спартанцы прежней доблести полны,
Кацики снова Вольности сыны!
Тираны скрылись — плещется, вольна,
Атлантики суровая волна!
Проливом Кальпе волны длят свой бег
Вот Галлии неукрощенный брег,
Кастилию мятежный вал омыл,
Авзонию порывом вдохновил,
Отхлынул — но с Эгейскою волной
Слился, припомнив Саламинский бой:
Стихия вод слабей сердец людских —
Тираны усмирить не смогут их!
                1823