Становление. Наследники традиций

Владимир Герасимов 55
Повесть
                Становление.
                Наследники традиций.
                (рабочий вариант)

                "Каждый выбирает для себя:    женщину, религию, дорогу ..." (Юрий Левитанский)


                Глава 1
Особенно-волнительным будет уже твёрдо шагающий  новый учебный год у  Григория Петровича  Крылова, старого учителя и директора  сельской  школы, что находится в сибирской глубинке. На дворе  последние месяцы не просто уходящего года,  неумолимо быстро утекают дни  столетия двадцатого: непростого, трагичного и жестокого к человеку и человечеству и в тоже время  бурного, изменившего  и мир и людей, столетия. В личной судьбе Крылова он  тоже  будет значимый - 80 летний юбилей родной школы и 50 летний юбилей его работы  в этом коллективе: сначала учителем и вот уже более сорока лет директором. На заседании педагогического совета ещё в сентябре было решено:  празднование юбилея школы провести в  традиционный «День встречи выпускников» всех поколений. И правильно - будет замечательный повод собраться не только ребятам, что окончили школу в последние годы, но и выпускникам  теперь уже далеких довоенных и послевоенных лет. C особым волнением ждут этот день  педагоги-ветераны. Оно и понятно: это ведь не только встреча с любимыми выпускниками, которые уже стали взрослыми и уважаемыми людьми  и давно не переступали пород родной школы, но это и встреча педагогов с прошлым, со своей   молодостью. Активно к юбилею готовиться стали сразу после традиционной "картошки". Основная нагрузка легла на комитет комсомола и старшие классы. Ответственно и творчески подошли к этому делу  молодые педагоги во главе с  заместителем Крылова  по воспитательной работе, историком Светланой Петровной.
 В школе  несколько лет успешно работает историко - краеведческий музей, где  сосредоточено  много материала из истории и семилетки и родного села и туда будут непременно приглашены гости праздника. Но  было решено дополнительно подготовить тематические стенды,  отражающие  часть  школьной истории и событий последних лет.   Сегодня утром Светлана Петровна доложила директору, что уже  готовы  три стенда и ребята с трудовиком разместят их в коридоре. Крылов сказал, что непременно осмотрит стенды  во  второй половине дня, после приезда из комитета по образованию и администрации.  Такие вещи он всегда любил делать в тишине,  уединенно, как в картинной галерее. Он жил тогда другой жизнью, это его подпитывало, очищало и вдохновляло. И в эти минуты всегда особенно хорошо думалось.
 Вот и сейчас директор  жил предвкушением этого очень важного для него момента. Скоро закончится последний урок  второй смены - и через полчаса в школьных коридорах станет пусто и тихо. Такую утреннюю и вечернюю школьную тишину, с её неповторимой атмосферой, очень любил  старый учитель.
Школьный звонок спугнул мысли Григория Петровича.  Не  может  он  никак привыкнуть к этому громко - взрывному электронному звонку в новой школе.  Его сердцу дороже тот звонок из прошлого, что производился  старинным колокольчиком. Какой у него был особенным звук: чистый, душевный, теплый, заливисто – веселый. Он и сейчас стоит в его кабинете на видном месте ( его возвращают туда всегда, зная отношение директора к колокольчику) и старая техничка тетя Тоня, которая тоже давно работает в школе,  иногда забирает его к себе, если есть предупреждение об отключении электричества. Колокольчик "ДарЪ  Валдая"  давно в школе - с той поры, как Крылов был назначен директором. Его подарила ему бабушка, со словами:
-Пусть тебя теперь сопровождает зовущий голос этого колокольчика, как чистые звоны церквей наших. Запомни  - кто слышит это, у того  живёт душа и она будет чистой и праведной.  Колокольчик ей остался от мужа, что покоится давно где-то  в центре России на ратных полях  последней войны в братской могиле. По рассказам бабушки  - любил в молодости  её Игнат  прикреплять в праздники до войны этот колокольчик  к  дуге   и лихо проехаться по селу.
А мужу  " ДарЪ Валдая " достался от его деда,  который был когда - то ямщиком и гонял   "ямщину " по заснеженным и пыльным дорогам Сибири – матушки.
Крылов сделал несколько звонков по телефону, договорился о завтрашней встрече в парткоме совхоза. Позвонил домой и предупредил, чтобы раньше шести не ждали  - нужно  просмотреть материалы для  районо, набросать тезисы к  запланированному на конец недели педсовету, по результатам совещания в отделе образования и в  райкоме партии. Он слышал как стихает школа -последние легкие шаги в коридорах, смех и вот -тишина. Слышны были только  шаги и   стук ведер - заканчивалась  влажная уборка. Любил Крылов и другую тишину, тишину, что царит в школе во время уроков. Крылов в такие минуты тоже частенько выходит в коридор и неспешно прогуливается. Его всегда завораживает  рабочий  монотонно-зовущий шум, что доносится из классных комнат. Старый учитель всегда  сравнивал его с возней и шумом,   что он слышит в ульях  на своей небольшой пасеке.
Кабинет Крылова находится на первом этаже, Григорий Петрович  вышел,  оставив дверь открытой. Заметив техничку, он громко сказал:
-Петровна, я прогуляюсь по школе.
-Давай, батюшка, прогуляйся. А я мигом приберусь.
Поднявшись по лестнице на второй этаж,  Крылов сразу увидел в коридоре   экспозицию "« Становление. Наследники традиций"-  размещённых на трех   отдельных стендах. Он стал с интересом  рассматривать цветные и простые черно-белые,  кое - где уже поблёкшие фотоснимки. На них были запечатлены учителя и ребята во время  работы: на обработке  свеклы   и  на  переворачивание валков, на уборке картошки,   за штурвалами комбайнов,  и на   зернотоку  в период уборочной страды, на совхозном огороде и пасеке. Он подолгу рассматривал фотографии ребят, что давно разлетелись по  стране, сами стали замечательными тружениками, родителями, дедушками и  бабушками. Каждого из них он помнит.  Иногда вспоминает  непростые судьбы некоторых, и сожалеет, что очень редко стали они встречаться. Что поделать  - жизнь.
Его внимание  привлекло несколько   фотографий, где старшеклассники были сфотографированы у  строящегося  объекта: ребята  на  штабелях досок с топорами,   за подготовкой столбов  и жердей, ребята на крыше объекта,на выгрузке стройматериалов.  И на всех снимках  – радость и светлые улыбки. Улыбнулся и Крымов и на душе стало тепло. Он вспомнил это время:  начало восьмидесятых  - первый опыт создания школьной строительной бригады.
                Глава 2
Тогда, в феврале или марте 1972 года, по инициативе партийного комитета совхоза «Приозёрный" состоялось внеплановое расширенное заседание педагогического коллектива  средней школы, руководства хозяйства и партийного комитета.  Проводить большой  сбор было решено во второй половине дня, с приглашением членов комитета комсомола школы и  комсоргов старших классов,  в небольшом, но уютном актовом зале. В зал ещё вбегали опоздавшие активисты, постоянно заглядывали учащиеся младших классов, что учились во вторую смену. Им всё было интересно: редко такое бывает - на первое сентября, да на последний звонок. Открывая совместное заседание,  Крылов сказал:
-Уважаемые коллеги и друзья, дорогие ребята!
За всю многолетнюю педагогическую деятельность, а я тружусь в нашей школе уже довольно долго, это пожалуй второй большой сбор школьных преподавателей,  нашего молодёжного актива и уважаемых руководителей хозяйства и членов парткома. Первый, мне помнится, был в канун 20-летия  Победы в Великой Отечественной войне. Тогда мы горячо обсуждали наши совместные мероприятия  по выполнению постановления партии и правительства  к  встрече этого славного  юбилея. Помнится, многое тогда  наметили и многое сделали. И я горжусь тем, что в этом  есть и заслуга школы, наших ребят. Поднялся и шумит сельский парк, что всем миром посадили. Приятно сейчас пройтись по его аллеям в любое время года. Не без помощи наших учеников  и земляков гордо встал в центре парка величественный  памятник воину – освободителю. Он символизирует нашу общую победу - и фронта и тыла. Храбро сражались приозерцы   в войну. По данным сельского Совета на фронт    ушло 450 земляков,   а вернулось  только 120 и пропало без вести 60.  Не сладко было и здесь в тылу. Многие  присутствующие мои старшие товарищи  знают это не понаслышке, на себе испытали. Григорий Петрович замолчал, видно, что  он справляется с волнением, потом  тихо продолжил:
- Да память, память. А как без неё.   
-Сегодня общий сбор тоже по очень важному вопросу. От его правильного комплексного решения будет зависеть не только наше будущее, будущее школы, но и будущее совхоза и села. Не побоюсь громких слов - да и будущее всей страны.
- Да, да,  друзья мои, именно так. Мы сегодня рассмотрим вопрос " О мерах по улучшению трудового воспитания подрастающего поколения  в современных условиях". Слово по данному вопросу имеет Петр Александрович Гудков  - руководитель хозяйства.
- Да, уважаемые товарищи-земляки, прав Григорий Петрович, редко мы встречаемся в таком составе,- неспешно выйдя к сцене, начал  Гудков. Честно скажу, и я  отвык от общения с такой аудиторией. У нас  то всё   попроще, бывает  и выражений не выбираем.
-Уважаемые педагоги, дорогие ребята. На протяжении многих десятилетий школа и совхоз " Приозерный" делают одно дело, делают краше и богаче наше село, в меру своих возможностей и сил.
Не было такого, чтобы коллектив школы не откликнулся на наши просьбы об оказании посильной помощи и мы благодарны вам всем за это. Вот Григорий Петрович  упомянул о 20 летнем юбилее Победы, о Памяти. Но по своей скромности он не сказал о конкретном вкладе школы в то общее наше дело. Я тогда был секретарём парткома  хозяйства и хорошо помню, как он приходил к нам по поводу машин. Так вот  - более  десятка машин с металлоломом и  макулатурой  отправлено было тогда  школой в пункты сдачи вторсырья. И вырученные деньги, а это очень приличная сумма, поступили тогда на завод, где отливали наш памятник. И парк мы общими силами подняли:   с какой любовью первое время ребята  ухаживали за деревцами,  пока  они  не набрали силу. Да и сейчас, то, что там порядок и  кругом цветы,  это ваша заслуга. Оно и правильно - ведь там живут своей жизнью не просто деревья,  там  гордо вознеслись в родное небо солдаты - земляки и смотрят на дела наши.
-Извините, может несколько пафосно, эмоционально - вспомнилась  партийная  работа,- и Гудков грустно улыбнулся.
-А что касается вопроса  по улучшению  трудового воспитания. Однозначно: вопрос правильный и своевременный. Да, многое делается и в районе и у нас, но всё как - то бессистемно, по старинке, кто как может, в силу своих возможностей и способностей. Время же нам диктует - нужен комплексный подход, новый взгляд и на трудовое и на военно – патриотическое,  нравственно – духовное, физическое воспитание. Буквально два дня назад  мы обсуждали у себя этот вопрос. Григорий Петрович в курсе. Было принято решение - сделать значимый шаг в этом направлении. Мы  серьёзно поддержим школьную производственную   бригаду. Уже на следующей неделе школе будет выделено два новых колесных трактора МТЗ, два  довольно приличных зерноуборочных комбайна, кое - какие прицепные агрегаты и для изучения и для практического использования. Школе будет выделено на Монастырском увале для обработки в этом году  100 гектаров кормовой свеклы, за вами остаётся совхозный сад и  огород с пасекой. С будущего лета члены ученической производственной бригады  будут проживать не в армейских душных палатках,  а в стационарных корпусах нового лагеря труда и отдыха, который мы начнем строить уже этой весной рядом с озером Песчаным, что у Монастырского увала.
Эти слова  Гудкова были встречены аплодисментами и бурным ликованием среди  присутствующих.   Немного помолчав, Петр Александрович продолжил:
-И это еще не всё. В распоряжение УПБ на летний период,  помимо сельхозтехники  будет выделен автобус, для доставки ребят на огород и в сад, а также для поездок на культурно - досуговые мероприятия в райцентр. Вот в общем и целом кратко о том, что  планируется, каков, так сказать будет наш вклад в это общее дело. Конечно, детали совместной работы будем ещё оговаривать в рабочем порядке. Но скажу твёрдо одно:  мы пойдем на всё, чтобы  ученики нашей школы   более подготовленными выходили в жизнь. И я уверен, что мы найдём здесь поддержку и педагогического коллектива и ребят.
-Если  есть вопросы,   я готов предельно искренне ответить на них прямо сейчас.
-Да, вопросы есть и у учителей, думаю, они будут и у ребят, - поднимаясь с места, заговорила   учительница иностранного языка  Маргарита Генриховна  Кондратьева.
-Замечательно говорили Вы сейчас, Петр Александрович. Узнаю   партийного комиссара  периода нашей молодости. Как всегда убедительно  и правильно. Но не слишком ли мы  намерены нагружать  ребят в решении наших взрослых дел. Особенно это касается старшеклассников. У них и так серьёзные нагрузки: трудные, часто меняющиеся программы, экзамены за восьмой класс, а сейчас и за девятый, выпускные экзамены, подготовка к поступлению. Надо помнить  - прежде всего,  это дети. Ребятам нужен отдых, личное время, чтобы сосредоточиться  перед делами важными и определиться  на будущее.
-  Маргарита Генриховна,  а вспомните наше время - разве мы жили в другом измерении. В их годы мы работали наравне со взрослыми и доверяли нам более ответственные вещи, и с нас спрашивали, послабления не было никакого. И мы знали, что надо, потому как видели, как тяжело было взрослым, как непросто отходили их надломленные и раздавленные души после страшной войны.
После эти слов Гудкова в зале повисла тишина. Немного помолчав, он продолжил:
 -Да, непросто жилось  нам - но зато как было интересно, потому что всегда в делах, в коллективе. Я не  помню точно, кто сказал замечательную фразу, по-моему поэт- " Сегодня дети - завтра народ". Правильно - вот поэтому  задачи такие масштабные  и ответственность  на ребят ложится серьёзная. И потом - через два года парни возьмут в руки автоматы. Родина доверит им защищать свои рубежи. И мы с вами несём полную ответственность - как будут они готовы к этому. Хотя по - своему опыту знаю: сельские ребята  более приспособлены к жизни и трудностям, они ответственны и напористы во всём.
-Вы помните, дорогие мои земляки, кто в прошлую уборку стал лучшим комбайнером в районе. Правильно - Гуляев Петр Кириллович.  По свалу и намолоту ему не было  равных.  В этом заслуга не только его, но и его сына Виктора - нашего любителя голубей. Я его, кстати, видел где-то в зале.
-Ага, вон и герой, прячется за спины товарищей.
-Виктор, поднимись. Да не стесняйся ты - этим гордиться нужно. Так держать, парень. Спасибо тебе.
-Так вот, Виктор после экзаменов за  восьмой класс помог с младшим братишкой отремонтировать отцу два комбайна и потом на свале работал наравне  с  мужиками.
-С вашего позволения я пока присяду,- тихо сказал  Гудков.
В зале по рядам  прошла волна оживления – видно было, что всех заинтересовало выступление руководителя хозяйства.
-Я думаю, после столь  страстно - волнующих выступлений, найдутся желающие высказать своё мнение. Я обращаюсь и к   учителям и представителям молодого поколения,  чье будущее мы сегодня обсуждаем. И прошу, ребята, не стесняйтесь -  говорите, задавайте вопросы,-  сказал Крылов
-Григорий Петрович, можно я с места, -подал голос молодой историк, любимец не только ребят, но и  всего педагогического коллектива , Владимир Анатольевич Кокорин.
-Отчего же с места, Володенька. Я думаю, все с удовольствием будут лицезреть Вас  и послушают  ваше выступление  - поэтому прошу ,любезнейший ,на место лобное.
-Хорошо, - сказал историк и направился   к сцене.
-Действительно, вопрос важный и касается прежде всего нас молодых. Не могу я промолчать, так как меня сильно взволновали выступления и Ваше Григорий Петрович и  уважаемого Петра Александровича о том,  что сделано старшими товарищами и нашими ровесниками -  комсомольцами  школы и села по  созданию замечательного парка и  памятника. Действительно, большое дело сделано, парк наш всех радует, стал любимым местом не только молодежи, но и  жителей. И будет он радовать не одно поколение земляков: влюбленные пары будут находить здесь место для уединения, ветераны для встреч и отдыха. Правильно, что дали ему название "Парк Памяти", а как по – другому:  ведь сегодня там шумят не безымянные деревья, а носящие имена наших конкретных земляков. Вот и наши растут там три березки – посаженные  в память о дедушке и его сыновьях, что не вернулись с войны.  И  Кокорин ненадолго замолчал. Видно было, что молодой учитель сильно волнуется.
-Я продолжу, с вашего позволения,-  тихо начал говорить учитель. Через два года будет очередная дата -30  лет Победы. Знаете, хочется, чтобы и наше поколение оставило после себя что-то значимое, памятное. Вот у моей бабушки до сих пор хранится несколько писем  с фронта  мужа и сыновей, кисет деда,  что передал однополчанин, и вырезки из фронтовых газет, где написано о  сыновьях. Знаю, что у eё соседки - тети Лукерьи, есть две медали ее старшего сына и Благодарность, подписанная самим Сталиным. Надо это всё продолжить собирать в одном месте, пока живы люди и  есть материал. Той комнатки  в старой школе, что мы сегодня называем музеем, недостаточно. Всё скучено - экспозиции не работают, материал  в папках. Одним словом  - нужен хороший музей. А мы готовы организовать и вести работу по сбору материала и его размещению.
С места поднялся секретарь парткома  Славин и направился к сцене:
-Спасибо, Владимир Анатольевич, что поднял эту тему. Мысль о добром музее и у меня сидит давно в голове. Мы ее оговаривали  с руководством хозяйства, говорили и о помещении вне школы, так как понимаем его роль в воспитании и сохранении памяти. Да, работу нужно начинать незамедлительно и  лучшего места  для музея, чем школа всё же нет. Здесь подрастающее поколение - оно должно знать и историю родного края, и свои корни, и  героев-земляков. На следующий год вы войдете в здание новой школы, видите сами, работа по ее строительству ведется активно. Вот там и нужно сразу предусмотреть место для  музея.  А мы с комсомолом совхоза тоже подключимся  к  важной работе.
При упоминании о новой школе в зале наступило оживление - заговорили между собой и ребята и учителя.
Пытаясь немного успокоить зал,  заговорил Крылов:
-Друзья мои, я понимаю ваше оживление. Все мы с нетерпением ждем новую школу. Это же такой простор, столько света и возможностей. Учёба практически в одну смену  и кружковая работа. А спортзал - это же целый стадион. Хотя,  если честно, мне будет жаль нашей старушки-школы. Столько лет, столько лет...   
Вы знаете,  для меня здесь и воздух другой. Не знаю, чем он напитан, наверно энергетикой детской всех поколений, что прошли через эти коридоры. И он меня лечит, без него я не могу, я без него закисаю.  Но новой школе рад,  тоже жду - жизнь будет продолжаться и надо поспевать за её течением,- уже с большим оптимизмом заговорил старый директор.
-Я видел, что некоторые ребята неоднократно поднимали руки, особенно при выступлении Петра Александровича. Оно и понятно: такие посылы, такие перспективы. Вот Вадим   тянул руку. Прошу, представитель племя младого и знакомого…
К сцене неторопливо пошёл ученик 9 " А "  класса Вадим Маслов, комсорг.
-Я тоже   хочу сказать, потому что задело всё,  о чём здесь говорили. Я хочу поддержать своего учителя  Владимира Анатольевича. Да, и нашему поколению хочется оставить память  о себе в родном селе, такую память, чтобы надолго,  хочется что-то такое, чтобы радовало  и  значимым было. Я недавно прочитал в "Комсомолке" о том,  как молодёжь в одном белорусском селе  посадила аллею Памяти от деревни к месту расстрела жителей в годы войны.  Посадить деревья   в память, что может быть лучше. Вот какой у нас парк. Но я о другом.  Вот Григорий Петрович в своём выступлении говорил  о цифрах: сколько ушло наших земляков на фронт, сколько погибло и пропало без вести -  страшные цифры. Смотрите - не вернулось 200 человек, это же население нашей соседней Сосновки - была деревня, и нет.   У нас большак от села до Крестового  поворота     километра три будет: и все поляны, выпаса да болотца. А что если вдоль  дороги  до самого поворота  с правой стороны высадить  деревья по количеству ушедших на фронт земляков, а с левой,   по количеству не вернувшихся  домой. И поставить   там, на повороте, памятный знак, что это "Дорога Памяти".
После слов Вадима в зале снова повисла тишина. Потом раздались робкие одиночные хлопки, перешедшие в гром аплодисментов. Люди в зале поднимались c  мест и хлопали. Вадим растерялся и не знал, что ему делать. Директор школы  подошёл к Вадиму, аплодисменты стали стихать. Обняв Вадима, Григорий  Петрович   сказал:
-Вот видишь, сынок, ты сказал то, что хотела бы выплеснуть душа каждого здесь сидящего. Ты нашёл правильные слова и высказал хорошее предложение. Это же замечательно: "Дорога Памяти".  Представьте, друзья мои  - как поднимутся и зашумят вдоль  дороги деревья, будут встречать и провожать наших детей и внуков,   наши солдаты – освободители.
 К сцене снова вышел директор совхоза Гудков.
-Дорогие друзья,  скажу честно, не планировал я больше говорить. Вроде все сказано, детали совместной работы,  оговорятся в рабочем порядке. Ан нет,  смотрите, как  закрутилось, дело то приняло  другой подход, всё  пошло значительно глубже. Решая дела будущего, мы   снова подняли вопрос Памяти. И это правильно, друзья мои.  Я благодарен  Владимиру Анатольевичу, что поднял вопрос о музее. Да, он нужен - и у нас накопилось достаточно материала, что должен занять достойное место в музее. Честно скажу, тронули слова Вадима - хорошая идея - "Дорога Памяти". Думаю, руководство и партийный комитет  хозяйства  найдут средства на  проведение этой важной для всех нас работы.                С сельским Советом подключим и население. 
И не будем это дело откладывать - этим нужно заняться уже этой весной, чтобы к юбилею Победы " Дорога Памяти" и памятный знак уже встречали  гостей и земляков.
И еще. Я поначалу  сомневался - нужно ли  поднимать  здесь этот вопрос. Теперь – вижу, нужно -  самое время и место. И подтолкнуло меня к этому выступление Вадима. Суть вот в чём.  У руководства  есть задумка весной и в начале лета сделать  поближе к центральному отделению   у   Петровского увала, недалеко от озера, летний лагерь для рождённых зимой  телят. Будем их собирать туда со всех отделений на передержку, своеобразный телячий детсад  для подготовки к зимне-стойловому периоду. Проект лагеря уже есть, материалы готовим. Одна беда: с рабочими руками трудновато, сами понимаете – посевная, заготовка кормов, ремонт техники к уборке. А нанимать бригаду шабашников:  - не хотят, говорят копеечное дело, или цену ломят. Вот и подумалось, а что если подобрать  наших ребят после  девятого класса. И практика  и заработок, себя к школе приоденут.
 За строительной бригадой закрепим и прораба и необходимую технику. А по общему руководству. Думаю,  будет правильным, чтобы это  было поручено кому-то из учителей мужчин. Взять хотя - бы  нашего уважаемого Алексея Игнатьевича, опыт в строительстве у него есть. Два года приезжал в наш район со студенческим отрядом своего института и трудился в соседнем   хозяйстве.  Руководитель до сих пор с благодарностью  вспоминает их работу. Тут недавно мне разведка донесла, что Павлов даже хочет переманить его к себе в хозяйство  в заместители. Но у нас Алексея Игнатьевича держит здесь крепкий якорь - наша Екатерина, ведь недаром  сюда за ним приехала, оставив в городе школу, куда распределили. Я думаю, руководство школы пойдет нам на встречу,  подключит  школьный  комсомол и такая бригада будет сформирована. И ещё. Просьба  к вашему комитету, когда будете рассматривать  кандидатуры по комиссару строительной бригады  - посмотрите на кандидатуру Вадима. Чем не комиссар.
                Глава 3
Время после того памятного  совместного заседания полетело быстро; текущая школьная жизнь, подготовка к экзаменам,  комплектование бригады, " Дорога Памяти", и вот всё позади у Вадима Маслова и его десяти  друзей, что пожелали работать  в строительной бригаде. Успешно сданы  промежуточные экзамены  за девятый класс, проведены работы по завозу части необходимого материала на объект, уже  сделан большой задел - отработано две недели «на лагере". Одним словом  - всё идёт по плану, настроение у ребят хорошее. Они знают, сколько получит каждый член бригады при своевременной и качественной сдаче объекта. И это тоже греет и радует,  как же: помощники   для семьи.
После проливных дождей, что висели над селом три дня - установилась погода. Утром в четверг   было решено: нужно немного поднажать, форсировать работу. Основная часть ребят взялась за подготовку  ям под столбы для навеса и для основного периметра загонов. Трое принялись шкурить осиновые столбы, что были привезены еще до дождей.  Дела  спорились. Столбы были напилены из свежего леса, прошедшие дожди   не дали засохнуть коре и под лопатами, что ребята приспособили к их очистке, охотно и быстро "раздевались".  Хорошо шли дела и у ребят на копке ям. Пропитанная влагой земля была податлива. Буквально через полчаса  все скинули рубашки, ребята заблестели потными  красивыми молодыми телами. Часам к одиннадцати подъехал Алексей Игнатьевич Коньков  -  как  в школе  его  с любовью звали между собой все ученики  почему-то - "Домовой».  Увидя, что ребята разделились, и активно готовят задел на следующие дни сразу по двум направлениям, удовлетворенно заметил:
-А вот это правильное решение, други мои,  - завтра можно  будет форсировать установку столбов  по  периметру и готовить жерди.
-Алексей Игнатьевич,- мы с ребятами решили эти выходные  работать.  Пока прогноз обещает, что большой жары на предстоящую неделю  не будет.  Будет переменчиво, но без осадков. А погода установится, там  глядишь, и покосы подойдут, нужно будет дома поучаствовать.
-Вадим, я в твои годы тоже верил бюро прогнозов и обещаниям молодых девушек. Теперь  к этому отношусь более осторожно.
-Что, Алексей Игнатьевич, -не держат слово?
-Да, бывают  ветренно - переменчивы,  - не то о погоде, не то о девушках, улыбаясь, сказал Коньков.
-А как же тогда Екатерина Михайловна, - вон какая красавица за Вами на край географии приехала.  Коньков, счастливо улыбаясь, весело сказал:
-Да, первая красавица курса. Ну, тут  другое, ребята. Как -  нибудь  поведаю непременно.
-Да, кстати, о покосах. Ты, Вадим, переговори с ребятами и составь примерный график кому, когда нужно будет остаться дома. Но договоримся сразу - не в ущерб работе. Условия такие - не более 2-3 человек в день и не более двух дней на каждого. И ещё Вадим, завтра часам к десяти пошлёшь Сашу Гетмана с любым из парней на центральный склад - нужно дополучить  рубероид и большие гвозди на сто пятьдесят. .Сегодня в наличии не было. Для досок и брусков я гвозди привёз.
-Ну, а сейчас и мне пора за работу. Где там мой студенческо -стройотрядовский топор, возьмусь я за подготовку жердей. А после обеда, ребята  - купаться.
В пятницу с утра снова прошёл дождь.
-Прогноз не оправдался,- весело сказал Гетман. Прав Игнатьевич, нельзя верить не синоптикам ни смазливым девушкам, и Саша толкнул в бок сидящего рядом на штабеле горбыля Вадима. И всё же день получился замечательным. Удалось получить на складе всё необходимое. Работа в этот день после дождя спорилась.  Коньков, задержавшись в школе,  привёз свой  кассетный магнитофон и  над объектом и окрестностями долго звучал хриплый голоса Высоцкого  и Окуджавы. Во время перерыва, присев на штабель горбыля, Коньков закурил. К нему стали подсаживаться ребята- любили его ученики. Не смотря на строгость - он был прост и доступен. Он был так влюблен в свой предмет, что мог весь урок литературы,  уйдя от темы,  читать наизусть стихи любимых поэтов Серебряного века.  Протирая очки, он увидел, как за готовую стенку забора потянулись Кирсанов и Гетман.
-Тоже дымить пошли,- сказал он тихо. Да знаю я, что большинство из вас курит. И я через это прошёл. Но при мне этого не делайте. Давайте будем держать дистанцию. То, что курить вредно, вы поймете. К сожалению, все мы это понимаем поздно. И то, что запретный плод не всегда сладок – тоже. Не берите с меня пример. Мне уже трудно отвыкнуть. Я ведь родился  в начале сорок первого года – война,  голод, разруха, послевоенное шальное детство.  Научился не только курить: одним словом всё было, ребята.   Он задумался, потом тихо  произнес
-Как сказал поэт: - " Каждый выбирает для себя - женщину, религию, дорогу…"
Да,  ребята, совсем забыл. Я там привёз трубу - мы как-то говорили о турнике. Знаю, что Жарков у нас мастер  показывать  номера на турнике -пусть учит всех. И еще, я привез волейбольную сетку. Нужно определить место для площадки,  столбы у нас есть. Скоро день молодежи - пригласим кого -нибудь поиграть. Все Татьяна Борисовна со своими "огородницами" рвётся к нам в гости. Желает посрамить "мужеский пол" и разгромить  нас  на площадке - там ведь у неё половина сборной школы по волейболу.
-Да, с превеликим удовольствием,  пусть приезжают. Это мы ещё посмотрим,  кто  кого. У них же сейчас нет ни  Ганиной ни Яковлевой - девчонки поступают  в институты. Это с ними они "королевами" были, - под одобрение ребят, весело сказал Вадим.
                Глава   4
Утро в понедельник  началось  не  как обычно - не было слышно шуток, ехали молча. Большинство клевало  носом.  Вчера был День молодежи. В субботу на объекте были гости: приехали девчата - огородницы  - поиграли в волейбол, погоняли мяч, устроили водный заплыв на середину озера.  Воскресенье  был полностью выходной: в селе было много мероприятий и в школе на спортплощадке и на сельском стадионе. А  вечером в парке  грандиозные танцы: играл   ВИА  Дома культуры в новом составе. Танцы и такие  тусовки  летом на селе не так часты и поэтому  длились  допоздна.
На объекте их встретил Сашка Жданов, что  вызвался с младшим братом посторожить на выходные  вместо  заболевшего деда Степана – сторожа.
-Ну  что, танцоры - каскадёры, с чего начнём, зевая, спросил  кто -то из ребят. Вадим,  посмотрев на еживших от утренней свежести ребят, сказал:
-Давайте начнём с легкой разминки. Раз в пятницу  подфартило и  нам  ямобуром  помогли подготовить часть ям, начнём ставить промежуточные столбы и колотить жерди. Весь периметр у нас практически готов, за исключением входных ворот в загоны. Предлагаю такой расклад: двое на костре готовят гудрон  и промазывают комли столбов. Двое делают обвязку рубероидом .Трое ведут установку и трамбовку  . У нас на сегодня в активе еще двое - им придётся готовить десятка три жердей. Потом все вместе  - колотим забор.
-В принципе  материала на сегодня хватит, рубероид и гвозди остались. Руки, топоры, головы на месте - так что за работу, гвардия.
 Ребята ежась и зевая, стали расходиться по  местам.   Вадим с Лешкой   Подгорным решили работать с жердями. Ребята всегда  разлаживали их десятка полтора на  лесину, закрепляли  скобами, чтобы они не крутились, и тогда их было проще тесать с двух сторон. Этим и занялись сейчас Вадим с напарником. Минут через пятнадцать к ним подошел  Сашка Гетман и тихо сказал:
-Вадим, тут такое дело, работа встала,   рубероида нет. Немного было, мы его использовали.
-Как нет, перед выходными оставалось три целых рулона в вагончике, когда мы уезжали. Ладно, не шуми,  иди  работай,  сейчас разберемся. Он пошёл в вагончик  - действительно рулонов нет, осмотревшись, он увидел, что ящик с гвоздями тоже изрядно" похудел".  Выйдя из вагончика, он знаком подозвал к себе  Сашку Жданова, что  оставались на ночь.
-Сань, ты не куда ночью не отлучался, -напрямую спросил он парня. Жданов  сразу ответил честно:
-Извини, уезжал на пару часиков  в село. C  Верой у нас   разговор серьезный был. Ты же знаешь, речник этот Генка Прохоров    нарисовался,  и  видели, что она с ним  на киношку  ходила. Но я быстро на велосипеде,  во втором часу я был на месте, здесь братка  оставался. А что случилось?
- Саша,  рубероида   три рулона и похоже часть гвоздей пропало.
Лицо у Жданова пыхнуло краской, он опустил голову.  Похоже  он или знал или догадался, куда  могли уплыть  рулоны и гвозди.
-Что скажешь?
-Вадим, честно не знаю. Нужно поговорить с братом.
-Ну, с братом ты разговаривай сам,  мы не милиция следствие вести не будем.  А ситуация  не из  приятных.
Тут к ребятам подошли сразу несколько человек.  Женька Власов спросил;
-Тут Гетман  сказал, что пропал рубероид.  Ждан,  ты  на  ночь оставался,  где рубероид. Что, загнали с  брательником, он у тебя ходок тот еще. Несмотря на возраст, уже любит по чужим огородам и курятникам   шариться.
-Женька, подожди огульно слова бросать. Я верю, что  Саша тут не причём. Нужно разобраться. И потом, насколько мне известно, все мы тут не прочь по чужим огородам  ревизию наводить,- тихо сказал Вадим.
-А что тут разбираться,  явно они, - горячился Власов. Гнать  из бригады надо Ждана.
-Экий ты скорый на расправу,- сказал тихо Подгорный. А ты нас спросил. Тут нужно разобраться.
Вон  старшОй катит, пусть и разбирается, указав на приближающий мотоцикл,- сказал Власов. К стоящим ребятам  подкатил улыбающийся Коньков. Весело всех поприветствовав, спросил:
-Что за вече Новгородское собралось, по какому поводу?
-Да  ЧП у нас, Алексей Игнатьевич,-тихо сказал Вадим и кратко поведал ему о случившемся.
-Да, это уже серьезно,- сказал  учитель и стал закуривать. Видно, что ему эта новость  неприятна. Закурив, он   пошёл к мотоциклу сел на сидение. Ребята молча потянулись за ним, они знали, раз приехал Игнатьевич, он всё решит по справедливости.
-Ну и что вы  сами думаете по этому поводу, - затушив сигарету, спросил Коньков.
-А что тут думать, всё ясно,  Ждан погрел с братцем руки, заяву нужно писать и гнать его из бригады.
-Ну и жаргон у тебя Власов, ты где этому научился. И потом, не разобравшись, нельзя  обвинять человека.
- Что другие думают, - строго спросил Алексей Игнатьевич.
- А что, я согласен с Жекой, Ждан это, больше не кому. Из бригады гнать и деньги удержать за похищённое,- пробубнил вечно недовольный и жующий Сергей Скворцов.
-Понятно. Что думаешь ты, комиссар, - тихо спросил у Вадима  учитель.
Вадим, оглядев товарищей, которые ждали его ответа с каким-то особым вниманием и  твердо сказал:
-Я не верю, что  виновен  Сашка, тут что-то не то. Но выяснить нужно. А гнать из бригады  нельзя,  и не только из-за того,  что это пятно на всех нас, это удар по человеку  на всю жизнь,  Я считаю, что всё это не должно уйти дальше  этой поляны,  и кто разнесет это,  к тому мы все должны отнестись соответственно.  Власов, это касается  прежде всего тебя,- твердо закончил Вадим.
- А вы знаете, ребята, я согласен с Вадимом. Это наше внутреннее дело и мы должны разобраться сами. А предавать и бросать в товарища камни -последнее дело. Сейчас мы поступил так -  я только что получил зарплату.  Вадим, бери деньги, и езжайте  с Подгорным на моём мотоцикле в  Сосновку   в  хозмаг и купите там три рулона рубероида,  и прошу, без всяких там комментариев,   и возражения не принимаются. Потом разберёмся.

                Глава 5
Страсти  после того случая постепенно улеглись но, конечно,  не забылись. Нет- нет, да   и посматривал кто-нибудь косо на Жданова с язвительной улыбкой.  А каково было  Сашке?  Ведь у  младшего брата он тоже не мог добиться ничего, тот замыкался и уходил от ответа. Вадим тоже ничего не говорил  парню, но часто  по - дружески  хлопал  по плечу, давая понять, что всё будет нормально. История с пропажей  выяснилась через две недели совершенно неожиданным образом.  Во время обеда, когда все были в сборе, на мотоцикле  к объекту подкатил  Гришка   Грачёв   со своим дедом   Никифором.  Крехтя,старик медленно выбрался из коляски .
-Здорово, орлы  приозерские, -  улыбаясь,  громко сказал   дед.  Кто у вас тут за старшего?
-Ну, допустим я,- тихо сказал, выходя вперед Коньков,- а в чем дело?
-А дело, милок, извини, не знаю имени и отечества,  дело  и простое и непростое. Я деньги привез за материал. Оказывается мой оболдуй,- старик кивнул на своего внука, взял якобы в займы у ваших ребят  рубероид и немного гвоздей. Нужда у нас в этом была, а денег не погодилось. Так вот он мне об этом сказал только намедни, а сегодня пензия подошла. Так что будьте любезны, примите  деньги  полностью   за товар по магазинной цене. И прошу извинить за задержку. Как-то не совсем ладно получилось.Да и вы наверное неприятностев  натерпелись  и думки как вши заели?
После этих слов старика повисло долгое и тяжелое молчание.  Сашка Жданов поднялся с  бревен и пошел в сторону  палатки, было видно, что парень вытирал слёзы. А Коньков, подойдя к старику,  радостно   произнёс:
-Спасибо Вам, отец. Вы не знаете, как  всем нам помогли,-   учитель долго  тряс руку ничего не понимающему старику.
 После этого визита обстановка в бригаде  стала иной и теперь уже  ребята по-другому относились  к "судьям" типа  Власова.
Работа спорилась, стало веселей, потому что спал  с души у ребят камень подозрительности. Казалось, что вокруг сразу стало чище и светлей, да и дела на объекте вступили в заключительную стадию.
-Смотри, Вадим, по - моему твоя студентка катит на всех порах,- громко сказал Лешка, что работал сегодня наверху с  Гетманом - они колотили  обрешётку на крыше. Вадим посмотрел в сторону озера. Действительно, с той стороны, поднимая шлейф  серой пыли, быстро двигался мотоцикл. Неделю опять стояла жара, поэтому пыль долго не оседала и висела над дорогой. Трудно было еще разобрать, кто же едет в гости к ребятам. И только когда на повороте в лучах солнца блеснул ярко красный шлем - Вадим понял, да, это  Оксана. Да и сердце  подсказало - в груди стало беспокойно и тепло.
-Смотри, комиссар, хороший  раритет тебе с приданым достанется. ИЖ-49 надёжный и крепкий как мустанг, так что держись крепче за девушку, а то желающих с ней дружить очень много,- с крыши  подначивал  Вадима Лешка.
-Что, обо мне  судачите,  строители коммунизма,- заглушив двигатель, весело спросила девушка.
-Конечно, о вас сударыня. Вот наставляем  друга нашего, чтобы крепко держался за  тебя. Вон у тебя какое наследство, то и гляди уведут, -шутил с крыши Подгорный.
-Не уведут, Леша. Это я больше за него держусь. Он мне вот как нужен,- со смехом девушка сделала выразительный жест.
-Интересно, чем это Вадим лучше нас,-  подойдя  к стоящим рядом Вадиму и Оксане,  спросил, уже спустившийся с крыши Гетман.
-Смотри, какие орлы -сибиряки рядом. Все хлопцы как на подбор.
-А вот это мой девичий секрет. Правда,- тихо спросила девушка  и поцеловала в щеку смутившегося Вадима.
-Я собственно по делу, бригада "Ух" - работает до двух..» Мне нужен Алексей Игнатьевич, где он?
-Пойдём, он в палатке, что-то всё считает,- тихо сказал Вадим и взял ее за руку,    весело разговаривая,  они  пошли к Конькову.
Оксана одноклассница ребят – строителей, с первого класса вместе. После сдачи экзаменов за восемь классов она успешно поступила в финансово-экономический техникум, где уже год отучилась, а сейчас  на практике в бухгалтерии центральной конторы. Давно потянулись  Вадим с Оксаной  друг – другу. Несмотря на усмешки и колкие  словечки одноклассников  - они два года сидели за  одной партой и не скрывали своей привязанности. Уже через полгода все и в классе и школе, да и на селе  привыкли, что они всегда вместе, по - доброму их поддерживали, ставили в пример.  А весной в их  восьмом классе заразительно " полыхнуло"- появилось много  влюблённых пар.
И как тогда  однажды  сказал коллегам  Григорий Петрович,  глядя в окно : на улице, залитой весенним солнцем,  расходились после уроков ,взявшись за руки, пары старшеклассников:
-Да, друзья мои, от этого никуда не уйдешь. Так было, так будет. Как там в песне поётся:- Любовь, Комсомол и Весна.

Оксана довольно быстро решила все вопросы у Конькова и уходя  крикнула  ребятам:
-Пока, работники, не забудьте, что завтра  привезут замечательный фильм " Неуловимые мстители"  с продолжением "Новые приключения неуловимых"  - обязательно  приходите.  Я в городе уже смотрела  оба фильма.  Скажу честно -  стоящее кино, наш фильм, побольше бы таких для  молодёжи.    Отойдя немного от ребят, Оксана тихо сказала:      
-Да, Маслов, я всё стесняюсь спросить, что это за заплывы ты устраивал с практиканткой - южанкой на озере перед Днём молодежи. Рассказывают, красиво плыли, в уединении,- Не то в шутку, не то всерьёз, улыбаясь,- спросила девушка.
- Вадим тоже   улыбнулся.
- Ну,звонари сельские! Оксана, вот  именно  - плыли. Мы же с ребятами и девчонками, что  с огорода приехали, после соревнований купались. Решили  вот тряхнуть стариной - давно не плавали на середину. А то, что оторвались от всех - так  не хотел отставать от неё.  Пусть знает, что и мы  умеем на воде держаться,  хотя и не на морях выросли.
-А ты знаешь, озеро сильно обмелело. Глубина там  чуть больше метра, все стояли свободно, даже математичка, а она  всего то метр с шапкой. Но зато плавает   я тебе скажу классно, сразу видно  настоящая морячка.
-Ладно, Маслов, я не ревную, но предупреждаю. А то мне девчонки наши говорят,  часто она  старается быть рядом с тобой, всё выделяет тебя,- со смехом   сказала девушка и поцеловав  Вадима в щеку  поехала в сторону села.

Проводив девушку, Вадим некоторое время стоял и смотрел, как  оседает пыль на  горячую проселочную дорогу. Он вдруг почему -то вспомнил   как год  назад весной  они   с Оксанкой шли вот по такой же  мягко-тыльной проселочной   дороге. Она под лучами уже уходящего мая была такая приветливая и  родная, что хотелось  кричать от счастья и радости. Дорожка шла по  немного пересеченной местности, а вокруг, насколько  хватало взгляда, до зеленеющего вдали светлого березового леса, яркими бликами играл весенний разлив. По воде яркими сполохами  бегали солнечные зайчики, иногда вода радужно  легко рябила под дуновением теплого ветерка. Среди этой светлой и чистой глади местами виднелись крохотные, а то и солидные островки, полыхающие  яркими цветами горицвета. Вешняя вода взяла в плен небольшое болотце, что уже было оторочено  поднимающимся ярко-зелёным камышом. И над зеркальным блюдцем болотца  с радостным криком  легко парили белоснежные чайки.  Дополняли картину юркие небольшие стайки  уток, что прошивали  звенящую синеву.  В основном это были селезни.  Они падали на водную гладь, вели себя шумно и активно: прихорашивались и озирались.  Их нарядное оперение  играло радужными красками под солнечными лучами. Округу  оглашали радостные крики. Это было крики жизни, призыва и любви.  Когда ребята уже подошли  к  лесу, Оксана вдруг испуганно-удивленно ойкнула. На ее лице Вадим  увидел одновременно и удивление и испуг, радость и  изумление.
-Смотри,- тихо и восхищенно выдохнула девушка и прильнула  доверчиво к парню. Вадим посмотрел в сторону  небольшого, залитого водой березового колка. Там, между стволов стройных берез,  по воде грациозно и величаво, шло семейство сибирских красавцев лосей. Солнечные блики плясали среди ветвей над их головами, растекались по воде, брызги из под ног тоже  искрились яркими звездочками, и вся эта окружающая картина приобретала нереальность, некую сказочность. Огромно-сказочными казались и лоси, спокойно и горделиво  идущие, нет – плывущие,  по вешним разливам. Вспомнив  эти, уже ушедшие, но не забытые весенние картины,  Вадим снова с теплотой подумал о девушке и пожелал ей мысленно  доброй дороги.
(Продолжение следует)