Этна. Путешествие к жерлу вулкана

Максим Антошин
Этна — одна из главных достопримечательностей острова Сицилия, поэтому, оказавшись на легендарном итальянском острове, мы решили посетить знаменитый вулкан.
Экскурсии сюда организуют многочисленные местные туристические агентства, работающие с русскоговорящими туристами.
В одно из таких агентств мы и обратились.
Под убаюкивающий голос экскурсовода за окном нашего автобуса поплыли живописные сицилийские пейзажи.
Редкие покрытые патиной веков населённые пункты сменялись аккуратными полями, а также участками поросшими буйной субтропической растительностью. Очевидно так проявляли себя плодородная вулканическая почва и щедрое сицилийское солнце.
Известно, что Этна — самый высокий и массивный действующий вулкан Европы. Его высота 3340 м., и он превосходит широко и печально известный Везувий, более чем в 2,5 раза.
Постепенно пейзаж за окном стал меняться. Стали видны выходы лавы. Причём, явно свежей по вулканическим меркам.
Известно, что у Этны нет единого кратера, из которого всегда происходят извержения.
По словам нашего гида, у вулкана имеется от 200 до 400 боковых кратеров. В среднем, раз в три месяца, то из одного, то из другого кратера извергается лава.
Такая информация определённо наводит на размышления о том, где и когда произошло предыдущее извержение. Также невольно в памяти всплывают гипсовые слепки фигур людей, застигнутых извержением Везувия, уничтожившим легендарные Помпеи.
Расположена Этна на восточном побережье Сицилии, неподалеку от городов Мессина и Катания.
Несмотря на то, что Этна очень активный вулкан, на его склонах много поселений, и жители не спешат уезжать со столь плодородной земли.
Автобус довёз нас до оборудованной площадки на высоте примерно 1900 метров. Именно отсюда начинается трасса знаменитого фуникулёра, который доставляет туристов наверх, к жерлу вулкана.
Помимо этого, здесь же расположено значительное количество ресторанов, кафе и сувенирных магазинов.
Сообщив, что в нашем распоряжении три часа, наш гид удалился.
За 40 евро, со скидкой, я приобрёл единый билет на фуникулер и спецавтобус наверху и отправился на на фуникулёре наверх, теперь уже к главному кратеру, расположенному на высоте 3000 м.
Громыхающий как гравицапа фуникулёр миновал плотный слой облаков с льющимся их них крупным дождём, и снизу поплыл инопланетный ландшафт.
Наконец, сквозь пелену тумана проступил силуэт массивного здания в котором заканчивалась канатная дорога.
Наверху всё было поставлено на широкую ногу. Зона прибытия капсул фуникулёра представляет собой серьёзное двухэтажное здание с большим, но переполненным рестораном и не меньших размеров сувенирным магазином.
Снаружи нас ожидали специальные автобусы, предназначенные для передвижения по грунту Этны.
Когда места почти заполнились, автобус повёз нас куда-то по серо-коричневым барханам из мелкой щебёнки.
Согласно древнегреческой и римской мифологиям, Этна была кузницей Вулкана – бога огня и покровителя кузнечного ремесла. Здесь он ковал оружие и доспехи для богов и героев. Также здесь изготавливались молнии для Юпитера.
Автобус остановился между двумя горками из той же серо-коричневой щебёнки, и мы вышли наружу.
Повсюду были красочные группы туристов, ведомые мачеобразными итальянскими гидами-вулканологами
В составе одной из таких групп я отправился в неизведанное за одним из таких гидов.
Сам маршрут представляет собой небольшой круг по гребням окружающих небольших гор.
Жерло представляет собой глубокую воронку из той же щебёнки, из центра которой поднимается сизый дымок. Никакой кипящей лавы. Откровенно говоря, не особо впечатляет.
Повсюду из земли поднимается лёгкий парок, который, по всей вероятности, и представляет собой тот самый вулканический газ. Вкупе с неприветливым ландшафтом он создаёт атмосферу лёгкой тревоги.
Однако в наибольшей степени впечатляют повсюду разбросанные огромные, по несколько центнеров, вулканические бомбы.
Созерцание этих каменных глыб, окутанных пробивающимся из недр вулканическим газом, наводят на мысли о том, что извержение было бы сейчас совершенно некстати.
Сделав упоминавшийся уже кружок по гребням окрестных горок, наша группа направилась назад к спецавтобусу. Разместившись на жестких сиденьях, некоторые из нас облегченно вздохнули.
В точке конца, или теперь уже начала канатной дороги кипела жизнь. Несмотря на некоторую общую мрачность обстановки, публика в ресторане активно принимала пищу и алкогольные напитки.
Я, однако, решил отправиться вниз.
Гондола миновала уже знакомый мне слой из облаков и, омытая дождём, благополучно скользнула в здание, откуда я и начал свой путь наверх.
Внизу жизнь бурлила с удесятерённой силой.
Только что кончился дождь, немного проглянуло солнышко, и всё вокруг заиграло яркими красками.
Многочисленные здесь рестораны и кафе самых разных размеров и классов почти до отказа были заполнены разноголосой интернациональной публикой, в которой преобладали итальянцы. Необузданной торговой стихией кипели длинный ряд сувенирных лавок и несколько больших сувенирных магазинов. Было весело.
Мы перекусили, и поддавшись всеобщему настроению, приобрели сувениры.
Постепенно истекли выделенные нам гидом три часа, и мы направились к автобусу.
Не могу сказать, что я  с большим сожалением расставался с этим прекрасным местом.
За окном автобуса уже показались небольшие расположенные у подножья посёлки, а у меня перед глазами всё ещё стоял пробивающийся из раскалённых недр лёгкий парок, вьющийся над массивными вулканическими бомбами.