Род Глиноецких. Глава 5. Вопросы

Изабелла Глиноецкая
Сначала назвала главу - "Вопросы без ответа", но, вдруг, стали "приходить ответы из окружающего пространства", поэтому так будет правильнее – просто "Вопросы"!

Вот они. Какой строительный ВУЗ окончил П. А. Глиноецкий? Какие мосты он строил в Сибири? Когда и что он строил в Японии? Что он строил в Баку в 1912 году?
Вот уже пять лет пытаюсь на них ответить, чтобы выполнить обещание, данное Виталию Евгеньевичу Алабушеву – написать краткую биографию Петра Александровича!
 
Конечно же я "обзвонила" все строительные ВУЗы того времени! Безрезультатно. "Походила" по мостам Транссиба! Написала в архивы Томска, Красноярска... Помочь в поисках мог бы один человек – писатель, журналист Привалихин Валерий Иванович! Но, как его найти, чтобы задать вопрос: "Не встречалась ли Вам, Валерий Иванович, фамилия "Глиноецкий", когда Вы изучали архивы, чтобы написать блестящую статью "Звёздные мосты Евгения Кнорре", напечатанную в газете "Красноярский рабочий" 28.07.10?"
Дело в том, что Пётр Глиноецкий появился в Алфавитном указателе жителей С.-Пб. в 1901 году: двн., Б.Московская, 7. Завед. стр. конт. инж. Е.К.Кнорре. (сохраняю сокращения). Тот же адрес в 1902 - 1904 гг. Значит, молодой (38 лет!) Пётр был знаком с Евгением Кнорре и, возможно, работал в Сибири под его руководством на строительстве моста через Енисей! Этот вывод напрашивается сам собой. Как найти подтверждение?

ЦАРСКИЙ МОСТ ЛАВРА ПРОСКУРЯКОВА И ЕВГЕНИЯ КНОРРЕ.

В сентябре исполнилось 90 лет с момента смерти Лавра Проскурякова, создателя одной из величайших инженерно-строительных жемчужин великого Транссиба – моста через Енисей в Красноярске, грандиозного сгустка инноваций, с ворохом международных наград, который в 2007 году был превращен в металлолом.
Хотя инженер-техник, руководитель строительными работами, знаменитый Евгений Кнорре написал по окончании строительства: "Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы Бог и потомки никогда не сказали обиды мне".

Строительная история моста, по праву прозванного красноярцами "Царским", началась 30 августа 1896 года – в этот день состоялась торжественная церемония закладки первого камня в одну из опор будущего моста. Во время церемонии в фундаменте нижней части берегового устоя был уложен камень с крестом, на этот камень положен манускрипт, на котором обозначено время закладки, фамилии строителей и почетных гостей. На камень во время служения высыпали золотые и серебряные монеты, и уже затем первый камень был закрыт другим на цементном растворе.

Стройка завершилась в рекордные по тем временам сроки – менее чем за три года: движение по нему началось 28 марта 1899 года. Непосредственно на сооружении моста работало более двух тысяч человек, а вместе с помощниками их число достигало десяти тысяч.

Инженер-механик Кнорре разработал и впервые применил здесь несколько инноваций, в частности – метод сборки больших ферм на берегу с последующей продольной надвижкой многотонных конструкций на опоры. Это делали зимой, когда реку сковывал лед. Передвигали их при помощи точеных цилиндрических роликов, заложенных между рельсовыми путями. Царский мост был первым в России мостовым сооружением, где применили продольную надвижку пролетных строений на постоянные опоры.

Металлические конструкции пролетов соединялись заклепками, в них не было ни одного болта. На берегу пылали жаром десятки кузниц с горнами, где опытные мастера ковали заклепки. Их тут же, пока они не остыли, хватали железными клещами подсобники и бегом несли по лесам к мастеровым, чтобы те успели вставить раскаленные заклепки в отверстия и аккуратно расклепать их, пока не остыл металл.
Последний смотритель легендарного железнодорожного моста через Енисей Хамзя Абубекеров за двадцать лет работы пересчитал все его заклепки – получилось около 15 млн. штук.

Макет моста был представлен на Всемирной выставке в Париже.

Кстати, сами по себе фермы тоже были ещё одной крупной инновацией – их конструкция, предложенная Лавром Проскуряковым, позволяла сделать мост легче, прочней и дешевле.
 
Ещё одна инновация инженера Кнорре касалась опор моста. Железо для изготовления кессонов (свай, на которые затем устанавливаются опоры моста) приходило с Урала с большим опозданием, и, чтобы не тормозить работу, Кнорре внедрил новинку: кессоны по его проекту стали делать из дерева. Они ничуть не уступали металлическим по надежности, а стоили дешевле. Этот тип кессона успешно применяли при сооружении других мостов Сибирского пути (мост через Амур). Гранитом облицовывались опоры моста, его добывали на берегах Бирюсы. Тесали гранит мастера-камнетесы из Италии.

С 2002 по 2007 годы самый знаменитый железнодорожный мост Российской империи был полностью демонтирован – на его разборку потребовалось куда больше времени, чем на строительство.

"... Фамилия Кнорре в дореволюционной России и в Западной Европе была знаменита и на слуху. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона о роде Кнорре сказано: «Семья астрономов. Эрнст Фридрих-Кристоф (1759-1810) - первый директор обсерватории в Дерпте.
Кнорре Карл Фридрихович (1801-1880) был директором морской обсерватории в г. Николаеве, руководил гидрологическими работами на Чёрном море. Участвовал в составлении "берлинских" звёздных карт. Его сын Виктор (род. в 1840 г.) теперь работает в Берлине. Произвёл много наблюдений комет и планет, известен как конструктор астрономических инструментов».
Младший из рода обрусевшей «звёздной» династии, Евгений Кнорре (родился в 1848 году) должен был, кажется, тоже пойти по пути деда, отца, брата, однако он выбрал другую профессию, очень-очень земную – стал мостостроителем. Ему выпало строить мосты через такие крупные русские реки, как Днепр, Волга, Даугава, Томь, Чулым, Обь, Енисей."
Потомки Е.К. Кнорре и сегодня живут в Красноярске!

ПОДАРОК.

9 мая 2020 года интернет мне сделал потрясающий подарок – страницу из книги «Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году». Увидев заголовок – "Енисейский мост" и портрет Кнорре, я сохранила страницу, не рассматривая портрет второго незнакомого мне мужчины. Через два дня решила ознакомиться с содержанием сохраненной страницы.

Петр Александрович Глиноецкий! Даже мелкий шрифт сразу бросился мне в глаза, когда взялась её рассматривать. Дедушка! Пять лет поисков! Под портретом моего дедушки написано: «Заведывавший работами у инж.-мех. Кнорре по постройке мостов.» Это уже разбирала, увеличив страницу. На сегодняшний лад – это, наверно, значит то же самое, что прораб или начальник участка. Очень ответственная должность. Знаю – по мужу.
 
Е.К. Кнорре работал на строительстве мостов в Сибири с 1894 года по 1900 год, значит, и П.А. Глиноецкий, поэтому он и появился в Петербурге в 1901 году.

Так неожиданно получен ответ на один из четырех вопросов, поставленных в начале главы - какие мосты он строил в Сибири?

Перечисляю (из документов):
1. Железный мост через Томь – верхнее строение моста и каменные опоры сделаны контрагентом Е.К. Кнорре.
2. Мост через реку Яю выстроен контрагентом Е.К. Кнорре под наблюдением управления работ. Речной бык на несокрушимом (скала) фундаменте. Был спорный вопрос.
3. Железный мост через реку Кию – 4 пролета по 25 сажен.
4. Железный мост через реку Тяжин – один пролет в 20 сажен. Верхнее строение моста сделано контрагентом Е.К. Кнорре.
5. Железный мост через реку Косуль – 1 пролет дугою вниз. Е.К. Кнорре.
6. Через реку Большой Кемчуг. Каменные опоры сделаны подрядчиком Табурно, а верхнее строение – железная ферма – подрядчиком Кнорре. 1 пролет в 25 сажен.
7. Железнодорожный мост через реку Енисей!

За этим списком – стоит "Заведывавший работами у инж.-мех. Кнорре по постройке мостов" Петр Александрович Глиноецкий.

Мне представляется, что Евгений Карлович относился к Петру по-отечески, и свои главные университеты Пётр прошёл под его руководством.

Страница с портретами Е.К. Кнорре и П.А. Глиноецкого представляет собой фрагмент публикации со следующими выходными данными:
Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. - Санкт-Петрбург: Издательство И. Шустова, 1900. - 56, 116, 71, 5 с. : ил.; 43.

Ссылка на эту страницу В правой части страницы дан перевод на французский язык в версии идентичной русскоязычной.

Электронная версия данной публикации (ее полный текст) доступна на сайте Национальной электронной библиотеки (https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003648010/)

По вышеуказанной ссылке можно скачать файл с полным текстом в формате .pdf или прочитать книгу на экране.

Если фото сделано в 1900 г., то Петру здесь 37 лет. Впереди – Петербург и встреча со Станиславой! Но, и горестных потерь будет достаточно. На «рубеже веков» погиб от брюшного тифа старший брат Ричард, в 1902-м туберкулез унесет близкого друга и брата Антона, а в январе 1903-го не станет отца, скоропостижно скончавшегося в г. Белая-Церковь, и тело его придется везти в Петербург для погребения. Станислава, их взаимная любовь помогут Петру перенести боль и горечь утрат.

В апреле 1904 года состоялось венчание Петра и Станиславы Осецкой, свидетелями были Е.К. Кнорре и П.И. Балинский. 5/18 мая 1905 года у молодых супругов родилась дочка Ирочка. В 1906 г. семья живет по адресу: г. Царское Село, ул. Средняя, дом Яшумова, где в 1908 году появляется на свет Эвочка. В восприемниках мы видим инженера-механика Евгения Карловича фон Кнорре в паре с бабушкой Станиславы – Иоанной Феликсовной Гвоздецкой, приехавшей из Казани. Даже возникает «подозрение» о неизвестных нам родственных связях… Мир тесен…

Пётр Александрович работал на стройках, вдали от семьи, изредка посылал почтовые открытки. Если судить по штемпелям на них, почта тогда хорошо работала. Радость необыкновенная охватывала девочек, когда отец появлялся дома. Сохранилось фото – Ирочка на коленях у отца, где-то в саду на скамейке. Думаю, что снимок сделан в Царском Селе в 1910 г., когда Ирочке было 5 лет. Но, вновь заключенные контракты звали в дорогу.

Три открытки, посланные дедушкой, сбереженные Станиславой Густавовной и хранимые мной, как память, помогают понять, где и в какое время работал Петр Александрович, где с дочками жила бабушка и ждала встреч с ним. Открытки написаны по-польски.
Спасибо знатокам польского языка с форума ВГД, сделавшим перевод.

"Любимый Тасик. Поезда так коротко стоят, что не могу собраться на длинное письмо, но постараюсь найти возможность. Я здоров, чувствую себя хорошо, только Тебя мне не хватает, но меня утешает то, что еду к Вам моим любимым червячкам. Писала ли Ты уже теще? Я уже послал ей открытку. Целую тебя крепко-накрепко, как любишь. Червячков так же. Твой Ко…
12 VII 1910"
Открытка отправлена со станции «Бисер» Пермской ж. д. по адресу:
Станиславе Густавовне Глиноецкой
Средняя ул., 30.
Царское Село
Петербург. губ.
Может быть, как-то удастся выяснить, что строилось в России в той стороне – с какой стройки ехал домой Петр Александрович?

Большой интерес представляет другая фотография: на ней запечатлены Станислава и дочки в кимоно, стоящие у дерева перед небольшим домом, а на её обратной стороне рукою Эвелины Петровны написано: "Где-то на даче…" Думаю, что это фото сделано под Владивостоком, на вилле, о которой мне, ещё ребёнку, рассказывала бабушка. Это может быть 1911 год, когда дедушка что-то строил в Японии, а бабушка с дочками жила на вилле – не захотела жить вдали от мужа, пока он «где-то что-то строит»! На этом фото Эвочка выглядит на 3 года, Ирочка - на 6 лет. Станислава выглядит сурово.

Со слов бабушки: "Однажды ночью в дом постучали. На вопрос: "Кто там?" Мужской голос ответил: "Вам письмо от мужа!" Стася велела подсунуть письмо под дверь. В это время она услышала шорох за спиной, оглянулась – за ней стоял повар-китаец с поднятым большим кухонным ножом в руке: "Моя твоя спасай!" - заявил он. Не показывая своего испуга, Стася велела ему поднять письмо, уже показавшееся из-под двери. Похвалив слугу, она ушла в спальню и всю ночь тряслась от пережитого ужаса, не смыкая глаз, сжимая в руке маленький дамский пистолет. Больше всего она боялась за детей, а они безмятежно спали, ничего не подозревая."

Открытка из Баку отправлена уже в С.-Петербург по адресу:
Станиславе Густавовне Глиноецкой
Захарьевская, 31, кв. 17.

"Любимая моя. Если сегодня успею, то напишу обширное письмо, так как я очень занят. Наверно, в субботу пойду на линию на несколько дней, потом решу, останусь здесь или нет. Работа великая и интересная, но грязная. Надо будет много работать. Завтра жду письмо от Тебя. Целую крепко Тебя и червяков. Тв. К
8/XI 12"

Значит, Станислава с дочками в этом году жила в Петербурге.
Мама её, Антонина Ромуальдовна, проживала в Москве по адресу:
Б. Трубный, д. 17. (Алфавитный адресный указатель жителей г. Москвы.)

В Баку П.А. Глиноецкий, видимо, остался. Есть предположение, что дело было связано с нефтяными разработками. В Царицын, на строительство Орудийного завода, он приехал из Баку по приглашению П.И. Балинского.

Неоценимую помощь в поиске оказали Алфавитные указатели С.-Петербурга и Москвы.

В 1913 году Антонина Ромуальдовна Осецкая жила в Москве, на Покровке, 3, вместе с младшей дочкой Вандой, которая к тому времени вышла замуж и родила дочку. Девочку назвали Антониной, как бабушку.

Ирочке больше других детей удалось испытать на себе влияние отца. Пётр занимался с дочкой музыкой, рисованием, немецким языком в те немногие часы, когда бывал дома. Был строг и требователен. Когда они жили в заводе под Царицыном, у Ирочки были обязанности по хозяйству – она должна была кормить цыплят, ей было уже 8 лет. Уходя на завод, отец давал ей задания и проверял качество выполнения, когда возвращался. Так было в Царицыне. И характером Ирочка пошла в отца.

Очень надеюсь, что со временем будут найдены ответы и на другие вопросы. Пока получено доказательство слов Станиславы Густавовны, что Петр Александрович строил мосты в Сибири.