Рукопожатие

Любовь Машкович
     Все люди знакомы через энное рукопожатие.

История первая

     Однажды к нам приехали родители. Пока они звонили в дверь, на лестничную площадку вышел наш сосед, милейший Ефим Евсеевич, и… всплеснул руками:
     - Игорь Константинович! Какими судьбами?
     Начались охи! ахи! разговоры. Оказалось, что Ефим Евсеевич много лет проработал зоотехником в учхозе «Отрадное», где Игорь Константинович был директором. Они с удовольствием вспоминали прежние годы, рассказывали, как сложилась их дальнейшая жизнь. Ефим Евсеевич так растрогался, что принес Игорю Константиновичу заветную тетрадь со своими стихами, потому что тот и сам частенько сочинял стихи по торжественным поводам и мог со знанием дела оценить  творчество старинного знакомого.

История вторая

     За забором моего детского сада находился роддом, в котором родилась моя младшая сестричка Верочка. В нем подрабатывал столяром и плотником мой отец. Как-то главврач попросила его поправить окна  и двери на даче. И отец с мамой и братом несколько раз ездили к ней на дачу.

      Моя свекровь, отличная рассказчица, вспомнила, как произвела неизгладимое впечатление на друзей студентов, когда к их академии подъехал шикарный черный ЗИМ и из него вышли какой-то важный священнослужитель и осанистый пожилой человек в дорогом костюме.
      - Смотрите, кто приехал, - зашептались вокруг.
      - Ой, девочки, это ко мне! – сказала Галочка и под изумленные взгляды подруг подошла к прибывшим.

      - Это муж моей хорошей знакомой заехал ко мне за саженцами. А была она главврачом больницы. В больнице царил идеальный порядок. И все благодаря Анне Павловне. Великолепный врач, прекрасный диагност, с большим опытом, прекрасно знающая свое дело,  властная Анна Павловна происходила из старинной семьи потомственных врачей. Митрополит дружил с ее мужем, часто бывал у них в гостях. Мы познакомились с ней случайно и быстро подружились, несмотря на большую разницу в возрасте.

      У Анны Павловны и Алексея Ильича была всего одна дочь, артистка, она исполняла романсы. Дочь жила с мужем в Чехословакии, а сына на лето посылала гостить к родителям. Потом в нее страстно влюбился молодой немецкий барон и увел ее у мужа. Они поженились. Дочь переехала жить в Германию. Анна Павловна советовалась со мной:
      - Галочка, у меня есть столовый серебряный сервиз на двенадцать персон и гарнитур из изумрудов. Как Вы думаете, что лучше подарить на свадьбу?
      -  Анна Павловна, я думаю сервиз…
      - И я к этому склоняюсь, а украшения я дочери и так потом подарю.

      Прошло время. Анна Павловна осталась одна, затосковала и засобиралась жить к дочери, тем более та после смерти отца настойчиво звала ее.
      
     Как-то Анна Павловна спросила:
     - Галочка, у Вас нет на примете человека, которому нужна дача? Я ищу покупателя.
     - Есть. У меня как раз хороший знакомый недавно купил машину и хотел купить дачу. Только он должен посмотреть и решить сам.
     - Конечно, конечно. Давайте в этот выходной и приезжайте, я объясню, где это.
    Мы с Сережей поехали на его новенькой машине. Приехали в чудесное дачное место. Напоенный солнцем сосновый дух настраивал на самые радужные мысли.
 
     Свернули на нужную просеку и поехали вдоль нескончаемого забора к воротам. Когда мы к ним подъехали, Сергей повернулся ко мне и сказал:
    - Ну, что, Галка, поехали обратно. Здесь ловить нечего!
    - Ладно! Я тоже так думаю. Но раз уж приехали, пойдем хоть посмотрим, что за дача такая. Интересно же! И Анна Павловна ждет!

    Мы въехали в ворота и остановились около парадного крыльца. Красивый дом с башенкой уносил мысли во времена дореволюционных барских усадеб. Анна Павловна радушно встретила нас и сказала:
    - Вы, наверно, дом хотите посмотреть? Пойдемте, я покажу.
     Мы молча двинулись следом. Начали с просторного кафельного подвала. Потом пошли дальше. Нам нравилось все. И плетеная мебель на полукруглой деревянной веранде, выходящей на цветочную лужайку сада. И летящие белые занавески на узорчатых окнах. И изразцовые печи. И основательная столовая с массивной дубовой мебелью и большим столом на пузатых ногах. И скрипучая лестница на второй этаж. И уютные спальни наверху. И иконостас в кабинете, с потемневшими ликами святых. И запах яблок, рассыпанных в изобилии на полу.   
     В гостиной  Анна Павловна взяла шаль с кресла-качалки и накинула на плечи. В кресле осталась лежать книга на немецком языке с заложенной посредине лентой. Наверно, Анна Павловна читала, ожидая нас.
     - Ну, вот! Кажется, все показала. Пойдемте чай пить!
    
     В столовой уже все было накрыто к чаю. На льняной камчатой скатерти стояли чашки тонкого фарфора, самовар, чайник, молочник, сахарница. Тут же на одной тарелочке был тонко нарезан сыр, на другой розовели ломтики семги. Мы переглянулись. Около стола переминалась рослая женщина в кружевной наколке в волосах и белом переднике.
    - Что ты, Маруся?
    -  Анна Павловна, те конфеты подавать?
    - Подавай.
    Маруся достала из буфета большую коробку шоколадных конфет, положила на стол и вышла.
    - Анна Павловна, а все-таки, сколько Вы хотите за дачу?
    - За все вместе с мебелью… - и она назвала цену, не астрономическую, но высокую. – Все стоит гораздо дороже, но я хочу побыстрей продать.
    - Нам очень все понравилось. Но таких денег у нас, конечно, нет. Вы уж извините! Мы Вас, наверно, обнадежили.
    - Ничего, не расстраивайтесь так. У меня уже есть покупатели: семья авиаконструктора и двое из торговли.
    Я осмелела:
   -  Анна Павловна, мне так понравилась плетеная мебель и люстра в столовой. Вы мне их не продадите?
    - Не могу. Покупатели просили все оставить за ними.
    Мы пили чай, говорили, тепло расстались.

     По дороге мы делились впечатлениями, я сказала:
    - Слушай, Сергей, я как дачу увидела, все поняла!
    - Эх, Галка, я как забор увидел, все понял! 

     А ведь эта Анна Павловна – та самая главврач, у которой работал отец. И вечером я спросила:
     - Пап, а хорошая дача была у вашей Анны Павловны?
     - Да ты что! У старухи паркет дубовый наборный на даче был и люстры из уральских самоцветов! А ты говоришь хорошая! Дворец! И внучок - стервец еще тот, балованный! Попробовал в Женьку камнем кинуть. Ну, я его за ухо и говорю:

     - Я тебе ухо оторву – еще раз увижу! Только попробуй мне сына обижать! Он и отстал… 

    Пришло время Анне Павловне уезжать. Старая женщина покидала Родину, вся ее жизнь оставалась тут - было грустно. Галочка, как могла, пыталась утешить:
      - Не расстраивайтесь так, Анна Павловна! Вы к дочке, внуку едете!  Жизнь не кончается! Будем переписываться!
      - Об этом, милая, забудьте. У Вас могут быть неприятности! А я этого не хочу. Просто будем помнить друг друга!
 
История третья

     Мой муж часто рассказывал о своей первой геологической производственной практике, о тайге, о таежном братстве, об их удальстве и забавах, соревнованиях в стрельбе из лука. О своем первом начальнике партии, мужественном и справедливом, о его большой любви.
     Вадим Аркадьевич страстно влюбился в женщину, художницу, мать двух детей. Назовем ее Ольгой. Она рисовала странные экзальтированные картины. Что-то в духе мрачного Чюрлениса. Черная ночь, холодная луна и два всполоха красных огней. Таким она видела мир, или таким было состояние ее души в тот момент – сказать трудно.
     Чувство захлестнуло обоих. Их роман развивался на глазах всей геологической партии. Не в силах совладать с любовью, женщина пыталась резать себе вены. Ее спасли.
     Чужая взрослая жизнь, накал страстей и драматизм ситуации произвели сильное впечатление на ребят, студентов-практикантов, среди которых был и мой муж.
     Вадим развелся с женой. А художница не стала разводиться. Сохранила семью. И через год родила третьего ребенка.

     Наш отдел инженерно-геологических изысканий располагался на Таганке. Придя однажды утром на работу, я увидела за соседним столом  худенькую молодую женщину, склонившуюся над картами. Оказалось, что темноволосую кареглазую незнакомку зовут Наташей, и она несколько сезонов вела исследования в Кижах. Там Наташа счастье свое нашла: познакомилась с увлеченным человеком, художником-фотографом, они полюбили друг друга и поженились. Наташа принесла показать работы мужа, фотографии знаменитых деревянных церквей и изб в Кижах. Очень интересно рассказывала о них и тамошнем житье-бытье. Мы быстро подружились. 

       Мы с мужем шли из кино, когда я увидела, что нам навстречу идет моя Наташа с незнакомым мужчиной. Мы разулыбались и остановились поговорить. Каково же было мое изумление, когда муж радостно приветствовал незнакомого мужчину:
     - Здравствуйте, Вадим Аркадьевич!
     Моя Наташа оказалась родной сестрой того самого  начальника партии!

История четвертая
 
     Моя дорогая свекровь решила поменять ванну на душевую кабинку и переживала, где бы найти хорошего мастера.
     - Не волнуйтесь! У меня как раз муж - специалист. Он Вам все отлично сделает, - обнадежила ее знакомая массажистка.

       И муж действительно все очень качественно сделал. А когда разговорились, оказалось, что это именно тот парень, что когда-то был долго и безответно влюблен в мою младшую сестренку, а потом женился на ее подружке-однокурснице. Она-то и делала свекрови массаж!

    Все мы знакомы через энное рукопожатие!..