Являются ли Азазэль и Самаэль дьяволом и сатаной?

Лариса Болотова
                Из книги  «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской:

(стр.437 т.2) «Азазэль, которого церковная догма продолжает упорно ассоциировать с Сатаной, ничем подобным не является. Азазэль есть тайна, как это объяснено в другом месте, и так это выражено маймонидами: 

 «Непроницаемая тайна заключается в сказании, касающемся Азазэля».

И так оно есть, как говорит г. Ланци, библиотекарь Ватикана, …:

«Это почитаемое божественное имя … стало, благодаря перу библейских учёных, дьяволом, пустынею, горою и козлом».

Потому неразумно производить имя это, как делает Спенсер, от Азал (отделённый) и Эл (Бог), следовательно «отделённый от Бога» - Дьявол. В Зохаре Азазэль является скорее «жертвою священной», нежели «действительным противником Иеговы», как хотел бы этого Спенсер.

Азазэль и его «Воинство есть просто еврейские «Прометеи» и должны рассматриваться  с этой же точки зрения. Зохар указывает, что Ишины были прикованы к горе в пустыне. Это аллегорично и просто есть намёк на тех «Духов», которые прикованы к Земле на протяжении Цикла Воплощения. Азазэль, или Азазиэль, является одним из возглавителей «восставших» Ангелов в Книге Еноха, которые спустились на Ардис, вершину горы Армона, связали себя взаимной клятвой в верности друг другу. Сказано, что Азазиэль научил людей делать мечи, ножи и зеркала (?), чтобы человек мог видеть то, что находится позади него, то есть «магические зеркала». Амазарак явился наставником всех колдунов и знахарей, распознающих корни; Амерс преподал науку Магии, Баркаял – Астрологию; Акибил – значение предзнаменований и знаков; Тамьел – Астрономию; и Азарадель учил движению Луны. «Эти семь были первыми наставниками четвёртого человека» (то есть Четвёртой Расы). Но почему  каждая аллегория должна быть понята всегда лишь в смысле, выраженном в её мёртвой букве?

Именно это есть символическое представление великой борьбы между Божественной Мудростью, Nous, и её земным Отображением, Психеей, или между Духом и Душою, на Небе и на Земле. На Небе – потому что божественная Монада добровольно изгнала себя оттуда, чтобы спуститься для воплощения на низший план и, таким образом, преобразить животного из праха в безсмертного Бога. Ибо, как говорит нам Элифас Леви:

«Ангелы стремятся стать Людьми: ибо совершенный Человек, Богочеловек превыше даже Ангелов».

На Земле – ибо, как только Дух спустился, он сейчас же был захвачен в тенета Материи».

                Можно ли избежать этого?

«Странно сказать, но Оккультное Учение ставит эти роли в обратном порядке, именно, антропоморфический Архангел христиан и Богоподобный человек индусов, которые, в данном случае представляют материю; дракон же, или Змий, является Духом. Оккультный символизм даёт ключ к этой тайне; теологический символизм ещё больше скрывает её. Ибо первый объясняет многие изречения в Библии и даже в Новом Завете, до сих пор оставшиеся непонятными, тогда как последний, из-за его догмы о Сатане и его восстании, умалил характер и природу своего, якобы безпредельного, абсолютно совершенного Бога, и создал величайшее зло и проклятие на Земле – веру в личного Дьявола. Эта тайна теперь частично раскрыта. Ключ к её метафизическому толкованию теперь восстановлен, тогда как ключ к теологическому объяснению являет Богов и Архангелов, стоящих как символы догматических религий, основанных на мёртвой букве, и как восставших против чистых истин Духа, обнажённых и не прикрашенных измышлениями.

Разъясним этот вопрос раз и навсегда; тот, на кого всё священство всех догматических религий, преимущественно христианских, указывает как на Сатану, врага Бога, в действительности является высочайшим божественным Духом – Оккультною Мудростью на Земле, - которая, естественно, антагонистична каждой земной, преходящей иллюзии, включая и догматичные или церковные религии. Таким образом, латинская церковь, нетерпимая, полная ханжества и жестокости ко всем, кто не избирает удела стать её рабом, церковь, называющая себя «невестою» Христа и, в тоже время, наместница Петра, справедливо заслужившего порицание Учителя – «Отойди от меня, Сатана»; так же как и протестантская церковь, которая, в то время, как она  называет себя христианской, парадоксально заменяет Новый Завет древним законом Моисея, открыто отвергнутым Христом – обе эти Церкви борются против божественной Истины, когда они отвергают и клевещут на Дракона Эзотерической и Божественной Мудрости.

Обращаясь к Библии, мы находим Сатану, одного из «Сынов Божьих» (Книга Иовы, 1-6), ставшим в экзотерическом толковании Дьяволом и Драконом в его адском, злобном смысле. Но в Каббале, Самаэль, кто есть Сатана, явлен тождественным Святому Михаилу, Поражающего Дракона. Каким образом произошло это, когда сказано, что Тцелем (Изображение) отображает одинаково как Михаила, так и Самаэля, которые едины? Оба они, как учат, исходят от Руах (Духа), Нэшама (Души) и Нэфеш (Жизни).

В халдейской Книге Чисел Самаэль есть сокрытая (Оккульная) Мудрость, а Михаил – высшая земная Мудрость, оба они исходят из одного источник, но расходятся после их исхождения из Мировой Души, которая на Земле становится Махат, разумным пониманием, или Манас, местонахождением интеллекта. Они расходятся потому, что (Михаил) получает воздействие от Нэшама, тогда как другой (Самаэль) остаётся вне воздействия. Это положение было искажено духом церковного догматизма, который, ненавидя независимый Дух, не поддающийся влиянию внешней формы, следовательно, догме, сделал из Самаэля Сатану – из наиболее мудрого и высокого Духа – Противника, как своего антропоморфического Бога, так и чувственного физического человека, Дьявола!»