На расстоянии вытянутой руки. 18 часть

Оля Сома
76.

УПК
Не знаю как сейчас, а в девяностые был такой предмет в старших классах, ему отводился целый день каждую неделю. Как точно переводится "УПК" не помню, но смысл в том, что набирались группы учащихся по выбору профессий. У нас был большой выбор, предлагались профессии: повар, швея, резчик по дереву, кружевница... и еще пара каких-то.
Так вот, выбирали мы себе профессию на УПК еще в то время, когда мои тренировки УШУ только начинались. Воодушевленная занятиями, не представляла себя в роли никого другого кроме тренера. Для меня сразу стало понятно, что моя настоящая жизнь там - в спортзале восточных единоборств. И естественно, выбрала педагогический класс. Надо сказать, он не пользовался особой популярностью, т.к. в то лихое время учителя жили довольно бедно. Намного престижнее было работать поваром в ресторане... да любым поваром, ведь всегда рядом еда, голодным не останешься. Швеи часто шили на дому, получая заказы от подруг и родственников, чем тоже могли хорошо дополнительно заработать. Кружевницы и резчики по дереву уже на уроках могли получить какой-то заработок, сдавая свои работы на продажу. Но у меня была твердая цель. Только тренер, а значит педагогический класс. Мои школьные учителя конечно удивились, ведь они знали меня как тихого ребенка, не любящего отвечать у доски... и тут вот тебе на.
Занятия УПК проходили не в школе, это было отдельное здание за три квартала от дома. В нашем классе педагогов оказались только девочки, все мальчишки выбрали другие профессии. И из нашего класса не было никого. Так оказавшись в новом коллективе и слушая лекции о том что мне действительно хотелось знать, я поняла, что в плане учебы далеко не безнадежна. Мне было интересно и легко учиться.
В школе было все так же скучно.
Как и любые уроки педагогики, наши лекции начинались с самого рождения ребенка. Особенности его восприятия окружающего мира, его потребности, его способы добиваться желаемого, и конечно рекомендации как справляться с капризами ребенка, чем с ним заниматься, как его развивать. Все это воспринималось легко и запоминалось тоже легко, ведь со мной рядом росла младшая сестра. Я прекрасно помнила в каком возрасте какие "финты она выкидывала", как с этим справлялась мама. А так же много сопутствующих вещей - что ела, в какие игрушки играла, что могла сделать физически, а что еще не могла... Эти уроки вселяли уверенность в правильном выборе профессии. Я вдруг стала активно отвечать на уроках, не боялась дискуссий с учителем, и в итоге заняла место в числе её любимчиков. В журнале у меня были только пятерки. И в итоге через год написала лучшую итоговую работу. Всё бы хорошо, но вот нет...
Практика. Нужна она оказывается педагогам. А это означало, что наш класс пристроили на месяц по детским садикам в качестве помощников воспитателя. Это сейчас "помощниками воспитателей" называют тех, кто в то время назывались "няня". А тогда были - воспитатель, няня и помощники воспитателя (студенты помогающие временно). Мы должны были развлекать детей в группе, на прогулке, помогать их одевать и раздевать после прогулки... Это не сложно, казалось бы.
Но вот получилось все совсем не так. Мы с подругой (а распределили нас по парам), пришли в группу, к которой нас "прикрепили". И это оказалась младшая группа. Поясню тем, кто не в курсе. Двадцать человек возрастом четыре года. Все носятся по группе, кричат, визжат, кто-то уже кого-то бьет самосвалом... И вот это такой возраст, когда еще не понимают дети... да мало что они вообще понимают когда весело носятся. И угомонить их сложно. Обычно они реагируют только на громкий голос взрослого человека, тогда и затихают. Но воспитатель не посчитала нужным организовать их, представить нас детям, сказать что мы сейчас будем с ними играть. Вместо этого она нас встретила в раздевалке со словами - вон там все, играйте. И ушла.
И вот стоим мы с подругой вдвоем и тщетно пытаемся их собрать в кучу, чтобы предложить игру. Если я в классе проявляла активность и была довольно громкой, то вот подруга (а мы с ней сидели за партой и за год уже хорошо сработались) была очень тихой. И понятно было, что в этой ситуации она нас вряд ли выручит.
Не знаю где шатало воспитателя целый час, но мы устали, аж выть хотелось. Наши попытки организовать детей были похожи на собирание муравьев в одну кучу - они расползались раньше, чем мы их собирали. Воспринимать нас как взрослых эти карапеты совершенно не собирались и делали что хотели. Тогда я решила громко крикнуть, чтобы все меня услышали и замолчали хоть на секунду, чтобы была возможность предложить им игру... И крикнула. Как в спортзале. Громко получилось вдруг. Все внезапно замолчали, и увидели нас. А у маленьких людей есть особенность - если они пугаются кого-то незнакомого, начинают плакать. Не все конечно, но цепочка нарастает. В итоге - мы с подругой пытаемся начать игру, половина детей начинает громко реветь, другая половина нас игнорирует и продолжает бегать как бегали и визжать как визжали. И вот тут входит воспитатель.
Сейчас бы я сказала, что её поведение тогда было совершенно неправильно. Она обязана была нас представить детям. Она обязана была находиться с нами в группе и начинать что-то проводить с детьми вместе с нами. Недопустимо оставлять таких малышей наедине с неизвестными ей подростками, да еще так надолго. Мало ли что могло произойти. Как выяснилось, ей на почту надо было сходить... слов нет. Это я сейчас бы ей сказала, имея в книжном шкафу четыре диплома, много лет работы с детьми, и будучи мамой двоих детей... Да собственно, я и тогда ей все это сказала. Только вот кто я для нее была тогда. Никто, девочка школьница. И думаете что она нам ответила? О... в красках:
- А что вы думали, мы тут отдыхаем? Профессия воспитателя очень сложная, и устаем мы не меньше тех кто на заводе работает, а может и больше! Если уж с маленькими детьми не можете вдвоем справиться, нечего и профессию педагога тогда выбирать было!
А потом она гаркнула на детей, половина заревела и пошла садиться на стульчики, другая половина тоже побежала туда же. "Ну ка не ревите, а то гулять не пойдем!" - строго сказала она, и дети стали плакать тише.
Какой ужас - подумала я, - нет, это совсем не работа моей мечты.
Потом мы одевали всех на прогулку. Вышли гулять. На улице все снова повторилось - дети бегали визжали, воспитатель гаркнула, половина заревели... и я решила - пора домой.
- Я домой пошла, мне тут делать нечего. Целый месяц терпеть это я не собираюсь. Она не хочет помогать нам, она не занимается с детьми... Мы просто потратим время и вымотаем нервы. - тихо сказала я подруге, и направилась к выходу из садика.
- Эй, ты куда собралась? Я тебя еще не отпускала. - крикнула мне вслед воспитатель своим строгим тоном.
- Я домой! - весело с улыбкой прокричала ей в ответ, давая понять, что нафиг не упала мне её строгость. Чем конечно её разозлила.
- Я поставлю тебе двойку за практику! - пригрозила она
Проходя за забором мимо их площадки я сказала довольно громко -
- Да пожалуйста! Я сюда больше не вернусь!
На этом моя педагогическая карьера в УПК закончилась.
Учитель грустно выслушала мою историю, вздохнула, потом долго уговаривала меня пройти практику в другом садике. Но у нее не получилось. Тогда она предложила мне выбрать любую другую специальность. Впереди еще один учебный год, и занятия УПК должны были продолжаться. Все группы были укомплектованы, свободных мест не было. Но она сказала, что договорится с любым преподавателем, куда бы я ни захотела перейти. Это очень порадовало.
После конфликта в садике, я и сама уже прикидывала куда бы попроситься перейти из пед. класса. Быть тренером было в моих железных планах. Но сейчас без практики в садике дальнейшее присутствие в пед. классе было невозможно. Поэтому я решила временно выбрать то, на чем можно заработать сейчас. А самые большие заработки были в группе резчиков по дереву. Вот туда и попросилась. Учитель очень удивилась моему выбору, ведь эта профессия довольно сильно отличается от пед. класса. Там были в основном мальчики. Весь день нужно было сидеть за партами, чертить, резать и лакировать. Ничего общего с педагогикой. Но она мне помогла, спасибо ей огромное! И так я оказалась в классе резьбы по дереву.

77.

Резчики по дереву.
Профессия кропотливая, требующая усидчивости, внимательности, аккуратности и точности. В начале нового учебного года я оказалась в группе, где уже учились вырезать узоры на шкатулках, разделочных досках и деревянных тарелках. А мне вручили простую дощечку и показывали как делать разметку, чертить сетки на разные фигуры. Да, пусть я училась азам, но впереди уже виднелась цель - первому мальчику за вырезанную шкатулку торжественно вручили его первый заработок. Живые деньги.
Это сейчас подросток может найти подработку раздавая флаеры, расклеивая объявления или разнося газеты. В то время устроиться на подработку до 18 лет без знакомства было нереально. И внезапно появившаяся возможность заработать просто свела меня с ума.
Чувство истощения убивало... Я не чувствую голод, но когда постоянно кружится голова от недоедания, ничего хорошего в этом нет. Так хотелось наесться хлебом. Иногда маме удавалось получить немного денег на подработке, но это были сущие копейки. До сих пор помню, как мы с сестрой ждали воскресенья. По воскресеньям мама утром шла в магазин и возвращалась оттуда с батоном серого отрубного хлеба (самого дешевого). Но он в нашем доме был только по воскресеньям. И для нас с сестрой это был праздник. Мы делили этот батон на три части. Мама потом еще делилась с сестрой конечно, ведь треть батона так мало. Сестра наверное запомнила детство как самое голодное время. Я не помню, чтобы она сказала - "Я наелась". Не было у нас тогда столько еды, чтобы наелся и еще осталось.
Так вот. Надо было срочно наверстывать все то, чему научились ребята резчики, чтобы тоже заработать деньги. На уроках я не ходила на обед, на перемены. Я брала домой дощечки с тренировочными упражнениями и дома еще допоздна после всех тренировок резала за письменным столом, отгоняя сестру подальше. Резак довольно острый, ребенку случайно порезаться не составит труда. Прятала его в ящик стола и закрывала на ключ.
Уже к новому году преподаватель дала мне первую шкатулку, со словами - "Попробуй, вдруг получится". Боже, как я обрадовалась! Орнамент первой шкатулки придумала конечно преподаватель. Когда через неделю я принесла ей уже готовую работу, она проверила качество, удивилась моей скорости выполнения и, покрыв шкатулку воском, выдала мне следующую. Все остальные орнаменты и узоры я придумывала сама. И к весне уже обогнала всех по количеству сданных выполненных работ. В конце каждого месяца всем выдавали расчет за работу, и я регулярно получала свои первые деньги.
А самую первую свою так называемую зарплату я потратила на... конечно))) Я купила батон. Самый большой. Принесла его домой. Сестра вошла на кухню и увидев его, открыла от удивления рот. Её глаза загорелись от восторга.
- Сегодня разве воскресенье? - удивленно говорила она, не отрывая взгляд
- Неа. Мне за шкатулки заплатили. Хочешь мы его вдвоем съедим? - довольная собой спросила я. Как мне хотелось доставить ей радость. Так мало радостей у нас тогда было.
- Давай! - она аж подпрыгнула.
Неужели она могла подумать, что я не поделюсь с ней. А с мамой? Да, была такая мысль, но я сразу вспомнила наш с ней разговор.
Как - то мама пришла с работы и пожаловалась, что заканчиваются сигареты, а денег на них нет. Тогда я сказала, что сигареты стоят столько же, сколько хлеб. Не лучше ли купить хлеба, и тогда все мы будем сыты. На что она мне ответила - без хлеба мы проживем до воскресенья, а без сигарет я не могу, уже привыкла курить. Меня тогда это шокировало. Вместо того, чтобы бросить курить и покупать чаще хлеб, чтобы ей и детям так не голодать, она просто плюет на всех и продолжает курить. И чем дольше я думала об этом разговоре, тем больше я её не понимала. Что это? Эгоизм? Отсутствие силы воли бросить курить? Наплевательское отношение к детям, к своему здоровью? Моя голова отказывалась находить логику в этом. И для себя я решила - как только начну зарабатывать - накормлю сестру и наемся сама. А она пусть курит, если ей не жалко на это денег.
В общем, слопали мы на двоих этот батон. Большой, свежий, мягкий. Всухомятку, стоя у стола. Молча, наслаждаясь каждым куском. И чувство сытости вселило в нас умиротворение. И я поняла - умение зарабатывать - самый ценный навык. Мы не хотели, чтобы мама знала, что мы съели этот батон, убрали все крошки, и ничего ей не сказали. С тех пор у нас с сестрой был еще один праздничный день - день выдачи денег за шкатулки. И праздновался он всегда одинаково.
Как успела упомянуть, к весне я уже стала рекордсменом по сдаче шкатулок и, соответственно, по сумме получаемых денег.
Я долго копила сдачу оставшуюся от наших "праздничных" батонов. Эти деньги предназначались на покупку спортивных штанов для тренировок. Одежду мне покупали крайне редко, обычно донашивала за кем-нибудь. И вот наконец скопилась достаточная сумма. Для покупки в магазине её конечно было мало, поэтому я пошла на центральный рынок, где в то время начали торговать своими товарами китайцы. Они располагались длинными рядами, выкладывая свертки с одеждой и обувью на раскладушках. Не было никакой системы, все товары были вперемешку - и майки, и куртки и джинсы, и кроссовки... Я долго ходила по тем рядам, пытаясь найти спортивные штаны своего размера, и уложиться в сумму денег что была. И непременно хотелось черные. Конечно черные, как у Брюса Ли. А китайская промышленность выпускала в основном синие, зеленые, коричневые, серые, пестрые, в полоску... черные было найти сложно в этом хаосе. А когда нашла наконец, цена оказалась такой, что просто... Наверное часа три я грустно бродила по рядам, пытаясь найти хоть что-то подходящее. В итоге набрела на опоздавшего торговца, только что выкладывающего товар. И у него были те самые, темно серые, удобные широкие спортивки, которые я буду помнить всю жизнь. Конечно, голая синтетика. Конечно, нитки местами торчали, а молния на кармане немного оторвана... или не дошита. Но они были похожи на штаны Брюса! Удобные, широкие, новые, МОИ, заработанные.
Сначала я их прятала от мамы и бабушки. Потом уже сказала, что сама купила, сама заработала. Бабушка заплакала от радости. Мама просто сказала - "Ну хорошо".
А вскоре, этой же весной, заработок зачали приносить и выступления с цирковой студией. Конечно тоже крохи, но это лучше, чем ничего.

78.

Выпускной 11 класс близился к экзаменам. А я резала по ночам шкатулки, днем пропадала на тренировках и концертах. Школу часто пропускала. Классный руководитель понимала, что все мои пропуски уроков только по причине выездов на концерты чтобы заработать деньги на еду. Она конечно была недовольна, но мне её бог послал! Она понимала мою ситуацию и не настаивала на отчислении из школы. Весь май я конечно наверстывала пропущенное, сдавала долги по учебе, активно готовилась к гос. экзаменам. Слово ЕГЭ тогда еще не знали. Все экзамены сдавали по билетам, с последующим выступлением перед экзаменационной комиссией. Но об этом чуть позже.
Случилось непредвиденное.