Нужно ли делать добро?

Надежда Андреевна Жукова
.
      
      ТЕКСТ ИСПРАВЛЕН СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ПРАВИЛ ПРОЗЫ РУ.
.



      Встретила я на Прозе миниатюру, посвящённую теме добра и зла. В ней на примере человека, пустившего в дом посторонних, которые убили и ограбили его посреди ночи, автор пытается убедить нас, что добро делать нельзя, если не хотим получить в ответ зло и сильно пострадать, даже погибнуть.
      Фразу «Не делай добра – не получишь зла» нам уже давно подсовывают, как мудрую народную поговорку. Но это не народная мудрость, более того, само это высказывание вредоносно, так как учит отворачиваться от собственных благородных порывов, призывает добра не делать.
      «Но, как же так! – не согласится со мною читатель. -- Ведь человек погиб именно из-за своей доброты!»
      Да никто из-за ДОБРОТЫ не погибал!
      Погиб человек, лишённый чувства самосохранения. Конечно, его наивность никому не приносила зла, и смерти он никак не заслужил. Но обличать добро таким примером неправомерно. Ведь мы, даже находясь дома всей семьёй, с мужем и сыновьями, всё равно запираем квартиру, не пускаем на порог незнакомых людей, и, только приоткрыв дверь, спрашиваем, чего им от нас нужно. Более того, далеко не всех соседей и знакомых приглашаем войти.



      И, боюсь, мы не всегда верно определяем категорию добра. Например, иногда относим к нему просто хорошие поступки: пропустили вперёд в очереди беременную женщину, возвращаясь домой, по пути, помогли донести тяжёлую сумку соседу-пенсионеру, разняли на улице дерущихся мальчуганов, вызвали врача заболевшему соседу… А это, повторяю, всего лишь именно то человеческое поведение, которое является (или должно являться) нормой.
     Иногда на Прозе ру. приходится слышать, как авторы обижаются: я всегда критиковал его врагов, во всём поддерживал, но стоило попросить о похвальной рецензии для хорошего рейтинга, поддержки моего произведения, как получил отказ. Встречала и признания в том, что, заметив на страничках Прозы ру. несправедливую, на их взгляд, критику, одни авторы боялись её опровергнуть, чтобы не получить впоследствии лютую неблагодарность, а другие молчали, считая, что критикуемый заслужил этого наказания со стороны своих товарищей, вероятно, нехороший он человек.
      А что, простите, разве мы собрались на Прозе для разговора о наших чертах характера, или всё же для обсуждения произведений? Неужели личные свойства Вани-Мани влияют на качество их творчества, а подобные разговоры имеют хоть малое отношение к теме произведений? И с каких это пор критика стала наказанием?
      Да-а-а! Не всегда у нас получается отделить зёрна от плевел.

      «Довольно разглагольствовать, -- скажет мне читатель. – Приведи лучше пример добра в чистом его виде, если сумеешь!»
      Да, пожалуйста! Одна моя бывшая одноклассница, имеющая две квартиры, пустила во вторую жить сына старой приятельницы, вместо того, чтобы заработать денег, сдавая её. Молодой человек прожил там целый год, оплачивая только коммунальные услуги. При этом ни однокласснице, ни её приятельнице, ни молодому человеку и в голову не приходило, что тут творится какое-то добро. Всё было естественно и просто, как дыхание.
      Добро творится обычно совсем просто, не называя себя добром и не акцентируя на себе внимания, и даже не получая в ответ «спасибо». Если это добро в чистом виде, конечно, не ожидающее вознаграждения в ответ.

      Обратившись к Википедии, мы узнаём, что добро там определяют как общее понятие морального сознания, категорию этики, характеризующую положительные нравственные ценности человечества.
      Говорят, оно является противоположностью злу, результатом действия блага в противовес результату действия зла, означает намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению полезного деяния, например, помощи своему ближнему или животному и растительному миру, собственно, самОй окружающей нас жизни.
      Мы воодушевлённо твердим, что человечество должно быть нацелено на добро.
      Согласна. Люди и рождаются для того, чтобы его творить, а фраза «Не делай добра – не получишь зла!» призывает нас к обратному. Ведь, если не делать добра, что следует делать? Зло? Или просто не делать ничего? Но ничего не делать никак не получится, выбор стоит всегда только между добром и злом. А зло ведёт к уничтожению жизни.
      И ещё вот на что, думаю, не мешает обратить внимание: добро навязывать нельзя, тем более делать насильно. Но вся жизнь человека должна быть излучением добра, являться добром для окружающего его мира. Иначе для чего ему было и приходить в этот мир?!
      Только это самое добро всем нам нужно научиться видеть и правильно определять. Поэтому было бы хорошо, если бы фраза «Не делай добра – не получишь зла!» стала у каждого здравомыслящего человека вызывать отторжение.

      Никогда не забуду возмутительную историю, произошедшую однажды прямо на моих глазах.
      Я часто в те времена посещала читальный зал городской библиотеки, несмотря на то, что он в учебное время после четырнадцати часов нередко бывал переполнен учащейся молодёжью. Но с сотрудницами я дружила, и они всегда без очереди давали мне посмотреть свежие газеты-журналы.
      Однажды в читальном зале появилась новая сотрудница-методист. Обязанности её были настолько размыты, что она постоянно бездельничала, поэтому и рвалась «творить добро».
      В зале, как я уже сказала, после четырнадцати-пятнадцати часов, нередко выстраивалась большая очередь молодёжи, пришедшей приготовиться к практическим занятиям в институте или наших техникумах. И доброхотка «творила добрые дела» для ребят, оказавшихся в хвосте очереди: выдавала необходимые им книги, нередко даже не записывая выданную литературу в карточку читателя. Более того, рассаживала молодёжь в коридоре, методкабинете, на абонементе, вдали от глаз библиотекарей, не предупредив их об этом.
      Я не сразу поняла, что происходит, когда однажды увидела сидящих в коридоре, на самом входе в библиотеку, детей с книгами, Насторожилась, увидев студента, вырывающего страницы из какого-то учебника. Естественно, книгу отобрала и привела горе-читателя к столу выдачи литературы. Оказалось, он и в библиотеку не был записан, только записываться шёл, но добренькая тётенька «пожалела мальчика» и выдала ему необходимые книги.
      Разразился скандал.
      Библиотекари несли ответственность за книги, а методист – нет, но она была, как бы их начальницей, поэтому имела право заходить в книгохранилище и брать там любую литературу. Меня в этой истории больше всего потрясли её крики о том, что делала добро, а её никто не понял, что все тут недобрые и злые и не любят своих читателей. Она тогда всё выкрикивала фразу: «Не делай добра – не получишь зла!».
      К сожалению, не все мы правильно понимаем, что такое добро, поэтому некоторые поддерживают сегодня эти слова, призывающие добра не делать.




      У нас на Прозе ру. нередко вместо разговора о конкретном произведении или рецензии на него, некоторые дамы и господа сразу переходят к обсуждению человека, выразившего несогласие с их гениальными мыслями.
      Мало кто из нас умеет вести диалог с этими несогласными, не бросившись в бой и не сыпля грубостями. Поэтому в ответ на мою рецензию и написанную позднее миниатюрку о добре и зле, в которых я возражала против призыва добра не делать, господа громогласно усомнились в моём умственном развитии, умении излагать мысли в устном и письменном виде, писать рецензии, обвинили в абсолютной безграмотности и уникальной непорядочности, а также пригрозили, что та-а-ак отомстят, что мало мне не покажется, а в завершении добились удаления со страниц Прозы ру. моей шедевралки.
      
       Но я сейчас всё равно тешу себя надеждой, что, прочитавшие эту мелочёвку, дамы и господа задумаются именно о добре и зле, о том, как следует их понимать, а не о том, насколько я отвратительная особа.