А там меня ждал сом!

Василий Храмцов
А ТАМ МЕНЯ ЖДАЛ СОМ!
В Подмосковье, где коротаю старость, дожди нынче выпадают часто. От этого газон наш зеленый, трава растет быстро. И, что интересно, откуда-то заселились маленькие лягушата. Такие маленькие, такие миленькие, такие глупенькие! Каждой раз при встрече с ними хочется подержать их в руках. Не столько для того, чтобы полюбоваться, сколько из-за ностальгического чувства по молодости. Тогда мысли мои уносятся далеко-далеко, туда, где служил я в Советской Армии.

 А было это на Дальнем востоке, более шестидесяти лет назад. И все не забывается! Значит, есть что вспомнить хорошего и приятного!

Нас,  десятерых радиотелеграфистов, курсантов полка связи, привезли в небольшую воинскую часть, назначение которой – радиоконтроль в эфире за работой войсковых радиостанций. Расположена она вдали от населенных пунктов на невысоком берегу притока Амура. А вокруг – шикарная дубовая роща!  Это такое время на службе, когда встречаются все три призыва солдат: дембели – им скоро домой, солдаты второго года службы и мы, первогодки.

Прошло первое общее построение, знакомство со «стариками», с условиями службы. Нам все нравилось. Главное – не многолюдно. Да и дежурство состоит в том, что сидишь за шикарным армейским радиоприемником и слушаешь эфир. А когда определенная тебе для контроля радиостанция выходит на связь, следишь, не нарушает ли она установленных в войсках правил. И любые нарушения фиксируешь. Другие радиостанции тоже прослушиваешь. В свободном поиске. Вот и все.

После ночного дежурства и завтрака положено отдыхать в спальном помещении. Обязательного отбоя нет, можно ложиться не сразу, а задержаться. Я тут же этим воспользовался. Достал прихваченные с гражданки капроновые лески и рыболовные крючки. Вырезал ивовое удилище и пошел на рыбалку. Но для наживки нужен червячок! А куда бы я ни отправился на поиски, всюду почва - глина со щебнем вперемешку. И сколь ни делал проб, никакого толку – нет здесь червяков, и все!

Хоть бы стрекозу поймать, кузнечика или еще кого. А кроме маленьких лягушат никто не встречается. Поймал я одного, зацепил крючком и пошел вдоль реки, ища удобное для заброса место. А речка быстрая, места неудобные. Метрах в ста ниже по течению – широкий омут, вода в котором медленно вращается по кругу. И плавают здесь палки, щепки – мусор разный речной. 

Делать нечего, забрасываю крючок с наживкой в этот омут. И прям какое-то издевательство: как только поплавок стал вертикально, он тут же, моментально юркнул в глубину. Я привычно подсек, потянув леску на себя, и почувствовал, что крючок что-то зацепил! И немудрено в таком засоренном месте зацепиться за что-нибудь. Но! Но! Там, в воде, кто-то сильно потянул в сторону! Рыба клюнула и засеклась! Упирается мощно, значит – крупная! Упустить не хочется, а палки и щепки мешают. Я тащу добычу к берегу. И вот уже я вижу рыбу. Она длинная, толстая, совсем мне не знакомая. Наконец, я выволок ее на берег и схватил рукой. Скользкая, верткая. Я сообразил, кто это, и поздоровался с ней:

- Здравствуй, батюшка сом! Ты меня заждался? А я – вот он!

На моей родине , откуда я призывался, в сибирских реках сомов нет, только налимы. А это был настоящий сом! Можно представить мое ликование! Я не стал больше ловить лягушонка и закидывать удочку и сразу отправился к повару на кухню. По дороге солдаты останавливали меня, любовались рыбиной.

Так и стал я первым и единственным рыболовом в этой замечательной воинской части. И спортсменом-охотником был единственным. Из ружья потом убил еще одного огромного сома. Он охотился на молодь у ручья из озерка. А ранней весной поймал у самого берега голыми руками большого карася, чем свел с ума старшего лейтенанта. Он и старшина срочно столкнули лодку на воду, сачком пробороздили пол речки и ничего не поймали!

Больше я лягушат не обижал, а ловил в речке раков и наживлял на крючок раковую шейку. А это – универсальная насадка для ловли любой рыбы. Что смешно: ни мы, солдаты, ни наши офицеры не ловили и не ели раков.  Такое упущение!  В Сибири у нас и раков нет, поэтому меня понять можно.

Последние перед пенсией годы я работал в местах, где раков ловят мешками! Но еще несколько лет по старой привычке отворачивался от них, пока мой начальник почти силой не заставил меня попробовать этот деликатес. Ничего, вкусные раки! Но фанатом пива с раками я так и не стал. Потому что пиво не люблю.