Эссе о фотографии Аргентум-13

Сергей Романов 4
О ФОТОВРЕМЕНИ

Есть такой занимательный вопрос на смекалку: «Сколько времени живет артиллерийское орудие?» Правильный ответ – 1 секунду.

Разъяснение очень простое. Берется время, в течение которого оно работает, то есть стреляет. Поскольку, в среднем, выстрел длится 0,0001 секунды, а ствол выдерживает около 10000 циклов, получается, что продолжительность функциональной жизни орудия составляет именно 1 секунду. А может быть, и секунды не наберется, ибо 10 тысяч выстрелов – это предельная величина, которая в жизни обычно не реализуется.

Теперь перейдем к Фотографии. Хотя набор автоматических выдержек в современных камерах простирается от десятков секунд до пяти тысячных долей секунды, наиболее употребляемой является одна сотая секунды – «соточка», самая, так сказать, «рабочая лошадка» фотографов. Возьмем ее за эталон частотности.

Качественно сделанный затвор позволяет осуществить 10 тысяч взводов и спусков. Значит, рабочая жизнь фотоаппарата длится около 100 секунд, то есть менее 2 минут.

Теперь зададимся вопросом: «А какая часть этого времени тратится на создание истинных фотографий, а не на подражание живописи, не на рекламу, порнографию и прочее, чем забиты глянцевые журналы и интернет?»

Для ответа возьмем пример самой высокой пробы: творчество Картье-Брессона.

Судя по его монографиям и экспозициям выставок, всего им наработано около 500 настоящих фотографий. Сопряжем эту цифру с «рабочей лошадкой». (500х0,01=5). То есть получается, что только 5 секунд в течение более чем 50 лет своей художнической жизни величайший фотограф ХХ века творил истинную Фотографию. (Картье-Брессон начал фотокарьеру в 1931 году, а закончил в начале 80-х).

Вот что такое фотовремя.
                ***

«ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА»

Вне всякого сомнения, знаменитая «золотая середина» физически имеет вид остроты.

Острота же материализуется либо в форме острия, либо лезвия.

Таким образом, художник может работать двояко: пронзать последовательно единственно точные звуки, тона, слова, нанизывая их на нить мелодии, колорита, сюжета и создавая в итоге образ суммы, или отрезать ненужное от некой исходной массы, формируя образ остатка.

Фотография призвана только пронзать!

Иначе она не умеет.

Именно для этого в каждом фотообъективе заложена «световая шпага» оптической оси.