Пробуждая воспоминания 26

Борис Алтайский
   А тучи на горизонте сгущались: по радио, в газетах беспрерывно трубили и писали о необходимости борьбы с низкопоклонством перед западом, осуждали "идейно невыдержанных, враждебно настроенных и заблуждающихся" писателей, поэтов, критиков, композиторов; некоторых исключали из творческих союзов, осуждали (разумеется, единогласно) на собраниях. "Виновные" прилюдно каялись, обещали "исправиться". Осудили "выверты" Шостаковича и Мурадели, "упадничество" Ахматовой, "происки" Зощенко.

   Затем стало получаться так, что значительная честь "врагов" - евреи (их называли безродными космополитами). Нанешнее поколение в большинстве своём этого не знает, а если и знает, то так, между прочим, понаслышке или из книг, но для нас, пожилых, это наша горькая история, мы это пережили...

   Да и сейчас, когда спустя много лет я пишу эти строки, в отдельных газетах, на митингах крайне "правых" (или "левых") вдруг да и выскажется какой-либо экстремист-неудачник, косвенно или прямо утверждающий, что евреи виноваты если не во всех, то во многих бедах, и что "вообще они...". Читая или слушая это, я думаю:"Господи, ведь мы уже столько раз это проходили!".

   В 1949 году репрессии усилились. Активизировало свою деятельность учреждение, где некогда служил "папа-тэтэ". Окна этого большого дома, расположенного в Риге на углу улиц Ленина и Энгельса (Нынешние улицы Бривибас и Стабу)*, ночью всегда были освещены.
 

*С 1940 по 1991 годы здесь, в Угловом Доме, с небольшим промежутком на фашистскую оккупацию, располагались различные советские карательные органы – НКВД, НКГБ, МГБ Латвийской ССР.

Продолжение: http://proza.ru/2020/08/14/1210