Эссе о фотографии Аргентум-12

Сергей Романов 4
РЕАЛИЗАЦИЯ

Преудивительная это штука – Фотография!

Если взять за отправную точку рассуждений традиционные виды изобразительных искусств, Фотографию ни под каким видом нельзя причислить к их ряду, ибо (в чистом виде!) она принципиально не способна синтезировать образы. У нее имманентно отсутствуют такие методы.

В чистом виде она может лишь фиксировать внешний мир. Вот в чем вся суть...

Но есть одно-единственное, но краеугольное исключение.

Существуют мгновенья, когда явления реальной жизни сами складываются в образную систему.

И вот тогда, если мозг фотографа успеет осознать такой образ и – что самое главное! – тело успеет зафиксировать его надлежащим этому мгновению инструментарием, тогда Фотография (и только она!) и «порождает» образ.


То есть, реализуется как искусство.

                ***


ЗАГАДКА ФОТОГРАФИИ

Фотожурнализм советской эпохи почти стопроцентно работал методом беспардонной режиссуры, зачастую переходившей в дрессуру.
 
От наивно-постановочных кульбитов до изощренно-утонченных стилизаций под жизнь – смотри не хочу! Казалось бы, что в итоге?

А в итоге – бесценные кадры!

Видимо, объективно, Фотография – это такой способ образного отражения действительности, который может загадочным образом отринуть человеческую волю и работать вопреки автору.

Как бы человек-фиксатор ни портил, ни кромсал действительность, подгоняя ее под господствующий на момент съемки идеологический либо эстетический императив, все равно действительность отразится на серебре своими сущностными чертами, которые так старательно и так бесполезно пытался спрятать журналист.

Плюс к этому не менее загадочное чувство «анти», которое по некоему сигналу возникает вдруг у зрителя.

Показано так, значит на самом деле – «антитак».

И хоть ты разбейся, журналист, а мы увидели правду.