КоД 14

Дориан Грей
08:00

«Во всех деяниях человек
неизменно остается рабом
собственных интересов,
и, стало быть, никакой поступок
не приносит нам ни чести, ни бесчестия?»
Джованни Джакомо Казанова. «Воспоминания»

- Читаю Довлатова, - говорил Савва. - Часто он эксплуатирует образ Хемингуэя – то книгой, то портретом. И на фоне спокойной, целеустремленной воли диссидентские метания слабого человека кажутся еще более хаотичными и нелепыми. То, что прежде называли «пораженчеством». Многие авторы реализовали себя в то время через Запад. Запад любит Достоевских. Ему, Западу, нравится упаднический дух.
- Полтора часа с лопатой на расчистке веранды от снега, - усмехнулся Антон, - по значимости (а значимость - это полезное действие, поднимающее, не только «упаднический дух», но и самооценку и способствующее укреплению здоровья) можно приравнять к десятку часов, проведенных со штангой в тренажерном зале.
- Все еще ходишь в зал? – участливо, с тревогой спросил Савва.
- Понемногу, - успокоил друга Антон. – Кстати, забавная история…
Все наполнили бокалы и приготовились слушать забавную историю.
- Несколько дней назад был на новом объекте. Там человек на стройке восемь часов лопатой разгребал гравий и песок. А в конце рабочего дня поставил так аккуратненько два кирпичика рядышком и стал... отжиматься...
- Вы настолько не устали? - спрашиваю.
- Так с лопатой другие группы мышц работают, - пояснил рабочий.
- Без комментариев! – восхитился Савва, а за ним Альвина и Замиля.
За окном уже было светло, тучи рассеялись, дождь иссяк, можно было идти загорать на веранде.
Так и сделали. Мужчины расставили на почти сухой тротуарной плитке топчаны, женщины принесли разносы с напитками и закуски. Новый восхитительный день.

08:15

Савва глядел на солнце сквозь защитные очки. Созрел тост.
- Днем человеку сияет одно близкое солнце. Ночью горят мириады далеких звезд. Близкое солнце жизни, многочисленные звезды смерти...
Все выпили, не дождавшись окончания тирады.
- Прежние способы снижения человеческой популяции, - Савва не унимался, - пропаганда наркотиков, однополых браков, феминизация, движение чайлдфри и прочие гретотумберги - вызывали негодование. А теперь думаешь: Трамп с ними, все это такие мелочи по сравнению с глобальными эпидемиологическими учениями и тотальной чиповакцинацией.
- Нам не интересно, - томно сказала Альвина; она растирала ноги-плечи кремом от загара, а руки-живот – кремом для загара.
- Вредность человеческая не знает границ и свободна от оков разума, - обиделся Савва и замолк надолго.
- Чтобы один человек мог жить в таком расслабленном состоянии, - сказал Антон через время, когда понял, что сегодняшний «тамада» задремал, а развлекать компанию кому-то надо, - десять человек вокруг него должны жить в абсолютном напряге. Это закон социума.
- Ничто так не сокращает жизнь человека, - проснулся Савва, - ничто так не ограничивает горизонты мировосприятия, как необходимость совершать социально значимые действия.
- Человек - существо социальное, - сказала Замиля.
- А потому, - Савва так обрадовался поддержке, что привстал на локте, - лучшее проявление индивидуальности - это не хаотические извержения анархического духа, а умение шагать в строю. Высшее же умение заключено в способности задавать шаг всему строю.
- Забраться высоко, - мечтательно сказала Альвина.
- Чем выше ты поднимаешься, тем большее количество человек ожидают твоего падения, - сказала Замиля. – А после падения – то же ярмо, вот только носить ты его не привыкла.
- Иногда голову склоняют не под рабское ярмо, а лишь для того, чтобы рассмотреть мелочь, копошащуюся под ногами, - ответствовала Альвина настолько высокомерно, что все прочие загорающие рассмеялись.

08:25

- Читал давным-давно один роман, - вспомнил Антон, - где герои - наши современники. Заметил занятную и очень спорную (признаюсь) особенность современного героя. Все тяжелее писателю сделать образ героя интересным - интерес же, в основном, в непредсказуемости, в логичной нелогичности поведения прописываемого персонажа.
- Новый человек (Homo novus) может провести неделю без пищи, два дня без воды и не более двух часов без интернета, - вставил Савва.
- Именно, - кивнул Антон. – И не только это. Эпоха Интернета, к сожалению или к счастью - по Оруэлу, причесала нас всех жесткой гребенкой. Великий серый маг Интернет сделал нас всех слишком предсказуемыми. Недаром столько информации о каждом из нас собрано и обработано в Сети.
- Мы не делаем имидж, не предлагаем знания - мы просто создаем Вас, человеки, - вяло сказал Савва не совсем к месту, но Антон вежливо дослушал замечание и продолжил:
- Даже самый "брутальный экстремал" - предсказуем в логике поведения. Можно сделать героя фриком, но фрики интересны неделю, а литературному герою нужна глубина. Хотя, я повторяюсь - еще Диоген искал человека с фонарем при свете дня. Это так, мысли вслух. Спорные мысли вслух.

08:30

- Вот интересно, - задумался Савва. - Есть ценности общечеловеческие, традиционные, и есть ценности европейские. О последних сегодня говорят много и в таком ключе, что создается впечатление: эти последние, европейские, не являются частью общечеловеческих, а чудесным образом противопоставлены им.
- Это лишь обычная политическая изворотливость, - сказал Антон.
- Изворотливость, лживость - качества не врожденные, но формируемые окружающей социальной средой. Как слабому человеку не сделать ложь нормой жизни, если она так облегчает эту самую жизнь?
- Ну, да – согласился Антон с улыбкой. - Успешно пройти тест на отсутствие двуличности может только очень лицемерный человек.
- И таких сейчас – легион! Очередь из двуличных, лицемерных людей к политической кормушке, - Савва был эмоционален.
- Очередь расчеловечивает, - не стал спорить Антон.
- И не только очередь! – возмутился Савва. – Вот вам история. В магазине подслушал вчера. Мы после базара еще в магазин заехали. Так вот. Молодая пара, чуть быковатый парень, девушка – милая, ромашка полевая. Купил парень девушке жвачку. Жвачку! Девушке! Но фиг с нею – сама попросила.
- Может она будет жевать дома, когда никто не видит? – поинтересовалась Замиля.
- Какое там! – вскричал Савва. – Только вышли из магазина, так тут же пару в рот и дальше – с гордым видом. Но история не в том. Девушка парню говорит: «Спасибо, я верну тебе деньги».
- Вернет деньги? – не понял Антон.
- А молодой человек ей отвечает: «Не парься! Я с девушки деньги не возьму. Вот если бы бутылку пива покупали за полтос, то - да. Полтос - это другое дело».
Все помолчали, то ли веря, то ли не веря в реальность рассказанного.
- А я слышал пару дней назад от знакомого, хорошего человека: «Отравленные крысы в поля умирать не бегут», - вспомнил Антон.