Найджел Фейтфул. Максвелл

Инквизитор Эйзенхорн 2
МАКСВЕЛЛ
Найджел Фейтфул

В недавней телепрограмме BBC «Человек, создавший современный мир» профессор Иэн Стюарт начал с того, что спросил людей на Джордж-стрит в Эдинбурге, узнали ли они портрет Джеймса Клерка Максвелла. Практически никто этого не сделал, даже если они стояли прямо под его большим памятником, установленным в 2008 году. Он известен как Шотландский Эйнштейн, который был христианином и проложил путь современному миру с его электрическими и электронными устройствами, на которые мы так полагаемся.
Проработав всю свою трудовую жизнь ученым (химиком-аналитиком), я восхищен вкладом в современную цивилизацию, что внесли такие известные ученые, как Фарадей и Максвелл, которые были искренними христианами. Их примеры должны побуждать нас быть уверенными в своем свидетельстве и не бояться тех, кто считает веру в Бога неумной.

Врата учености

Джеймс Максвелл родился в Эдинбурге 13 июля 1831 года, но первые восемь лет жизни провел в семейном поместье Гленлер в Галлоуэе. Прежде чем ему исполнилось три года, он брался за замки с помощью связки ключей. «Покажи мне, как это делается», - спрашивал он, - и «Что это за дела?». Общий ответ не удовлетворил бы его, и он отвечал: «Но в чем особенность?» Его никогда не устраивали данные объяснения, и он всегда хотел разрабатывать понимание вещей, исходя из первопринципов. Его образование явно должно было создать проблемы!
К восьми годам мать заставила его выучить весь Псалом 118, и его отличная память позволила ему цитировать главы и стихи из многих других псалмов. Он был глубоко потрясен, когда мать умерла от рака брюшной полости, и очень сблизился с отцом. Был нанят частный репетитор, но ему не удалось привлечь внимание мальчика, и его отправили в Эдинбургскую академию. Его странная одежда, заказанная отцом,  деревенский галлоуэйский акцент и заикание вместе с его странным юмором привели к тому, что его дразнили и прозвали «Дафти». Спустя пару сложных лет он расцвел и обзавелся на всю жизнь парой друзей, которым также предстояло стать профессорами университета.

Дальнейшее образование

В 16 лет он поступил в Эдинбургский университет, чтобы изучать физику и философию. Его отец хотел, чтобы он продолжил его юридическую карьеру, но Джеймс был полон решимости выбрать науку и направился в колледж Питерхаус в Кембридже. Вскоре он перешел в Тринити-колледж, чтобы изучать математику и физику. Его пытливый ум возражал против зубрежки традиционного обучения, но он  понимал, что это важная подготовка «к разумному изучению материальной вселенной».
На полпути к получению ученой степени Максвелл резюмировал давно укоренившееся убеждение, что в том, что касается Божьего творения, «ничего нельзя оставлять без внимания». Не должно было быть «святой земли», куда христиане не могли бы посягать. «Вы можете улететь на край света и не найти Бога, кроме Творца спасения. Вы можете искать во всех Священных Писаниях и не найдете текста, который остановит вас в ваших исследованиях» (Campbell,179). Он применил этот подход не только к общепринятым теориям того времени, но и к своим христианским убеждениям. В начале 1853 года он написал: «Я читал проповеди архидиакона Хэра, и они хороши». Хэр был членом Тринити-колледжа и вернулся, чтобы читать эти проповеди в 1839 и 1840 годах. Первая их серия была опубликована как «Победа веры» (1840), а вторая как «Миссия Утешителя» (1846). Хейр был членом партии «широкой церкви» и, по всей видимости, арминианским евангелистом. Однако эти проповеди вполне могли подготовить Максвелла к следующему этапу оего христианского развития.

Кризис совести

Максвелл на третьем курсе много работал, и в июне 1853 года, посещая дом преподобного Чарльза Б.Тейлора, дядю одноклассника и евангелистского настоятеля Отли, он заболел и чудом был исцелен. Он сказал, что этот опыт благодати дал ему новое восприятие любви Бога. Он ясно увидел из 1 Кор.13.8, что «любовь пребывает, а знание исчезает». По возвращении в Кембридж он написал своему наставнику: «У меня есть способность быть более нечестивым, чем любой пример, который может подать мне человек, и ... если я сбегу, то только Божья благодать поможет мне спастись от самого себя», ибо можно преуспеть "частично в науке, более полно в обществе - но не обрести совершенства, кроме как вверением себя Богу» (Campbell 189).
Он говорил, что может помочь себе избежать греха, сосредоточившись на своей работе и проводя время с благочестивыми друзьями, но это не было идеальным решением. Только Божья благодать могла очистить его от всех грехов через веру в достаточность Крови Христа. Его одноклассник позже засвидетельствовал, что Максвелл показал «глубокое смирение перед своим Богом, благоговейное подчинение Его воле и сердечную веру в любовь и искупление этого Божественного Спасителя, Который был его уделом и Утешителем в бедах и болезнях, а также его чрезвычайно великой наградой» (Campbell 174). В итоге в его настроениях произошла перемена, и следующие 13 лет Максвелл каждую неделю преподавал и проявлял доброту, помогая сокурснику, страдающему от перенапряжения глаз, читая ему по учебнику. Вскоре после этого 2 апреля 1856 года он потерял своего отца.

Уравнения

После короткой стажировки в Тринити-колледже, когда Максвелл опубликовал заметную математическую трактовку «силовых линий» Фарадея, связанных с магнитной индукцией, он был назначен профессором натурфилософии в Маришаль-колледже в Абердине. Там он женился на дочери директора Кэтрин Дьюар. Он также стал старейшиной в Церкви Шотландии. Два колледжа Абердина объединились в 1860 году, поэтому они переехали в Лондон, когда Максвелл стал профессором Королевского колледжа в Лондоне. В феврале 1866 года он написал своему другу Чарльзу Тейлору: «На этой улице живет мистер Оффорд, баптист, который знает свою Библию, проповедует как можно ближе к ней и делает все возможное, чтобы утверждения Библии были услышаны и поняты его слушателями. Обычно мы ходим к нему в Лондоне, хотя считаем, что уже крестились» (Campbell 345).
Он опубликовал книгу «О физических силовых линиях», в которой предсказал, что существуют электромагнитные волны, которые могут распространяться со скоростью света, а затем его знаменитые уравнения 1865 года, описывающие генерацию и взаимодействие электрических и магнитных полей, и показал, как они могут двигаться в пространстве как волны со скоростью света. Они образовали жизненно важный мост между законами Фарадея и теорией относительности Эйнштейна, а затем и квантовой теорией.
Максвелл был независимым человеком и решил вернуться в свое поместье в 1865 году и завершить свои дела там. Он все еще находил время, чтобы продолжить отцовский обычай проводить вечерние чтения Библии для семьи и слуг. Он поддерживал научную переписку с академическими друзьями, такими как Уильям Томпсон (позже лорд Кельвин), что отточило его теории и в конечном итоге привело к публикации его знаменитого "Трактата об электричестве и магнетизме" в 1873 году.

Вера

В 1876 году в переписке с преподобным С.Дж.Элликоттом, доктором богословия им лордом епископом Глостерским и Бристольским, о повествовании о сотворении света в Книге Бытия, Максвелл выразил большую осторожность с интерпретацией Писания в свете какого-то нового научного открытия. Он писал: «Но мне было бы очень жаль, если бы интерпретация, основанная на самой предположительной научной гипотезе, была привязана к тексту в Бытии... Научные гипотезы, естественно, меняются намного быстрее, чем библейские толкования, так что если интерпретация основана на такой гипотезе, это может помочь сохранить гипотезу еще долго после того, как ее следовало бы похоронить и забыть» (Campbell 394).
В 1871 году Максвелл вынужден был вернуться в Кембридж, чтобы возглавить строительство и оборудование ныне известной Кавендишской лаборатории, где были открыты электрон и нейтрон и которая вдохновила 29 лауреатов Нобелевской премии. На шестом году в качестве профессора Кавендиша он начал страдать от той же смертельной болезни, которую перенесла его мать, - рака брюшной полости. Служитель, посетивший его в последние недели его жизни, засвидетельствовал, что хотя «болезнь захватила" его, она лишь"усилила сердце, душу и дух этого человека: его твердую и несомненную веру в воплощение и все его результаты; в полноту искупления и в работу Святого Духа. Он измерил и осмыслил все схемы и системы философии и нашел их совершенно пустыми и неудовлетворительными - «неработающими», как он назвал их - и он с простой верой обратился к Евангелию Спасителя» (Campbell 416)...
Он умер 5 ноября 1879 года и был похоронен на кладбище Партон недалеко от Гленлера. Вера в Бога-Создателя, создавшего упорядоченную вселенную, была краеугольным камнем, на котором процветал его гений. Эйнштейн, не являющийся другом христианства, держал изображение Максвелла на стене своего кабинета вместе с фотографиями Ньютона и Фарадея и объявил его работу «самой глубокой и наиболее плодотворной из всех, что когда-либо испытывала физика со времен Ньютона» http :
Наследие

Работа Максвелла была весьма обширной, и его исследования света и цветов привели к созданию первой в мире цветной фотографии с использованием трехцветного метода RGB, который является основой всех наших телевизоров и компьютерных мониторов. Его формула, согласно которой частота, умноженная на длину волны, равна скорости света, лежит в основе использования всех радио- и телевизионных передач, а его расчеты, предсказывающие, что кольца Сатурна состоят из множества мелких частиц, были позже подтверждены астрономами. Он настолько опередил свое время, что люди его времени не подозревали о его истинном величии.
Когда Иисус ходил по этой планете, Он пришел в полноту времени и как раз в нужное время. И все же Он в каком-то смысле опередил свое время. Он говорил о том, что еще должно произойти, о «знамениях на солнце, на луне и на звездах… ибо силы небесные поколеблются» (Лк. 21:25-26). В то время как только умные математики могли понять уравнения Максвелла, Иисус говорил прямо, так что «простые люди с радостью слушали Его» (Марка 12:37). Иисус сказал, что вернется, чтобы судить землю и искупить тех, кто принадлежит Ему. Истины, сказанные Иисусом, никогда не будут улучшены или заменены лучшими теориями, и они достаточно просты для понимания. Вопрос в том, готовы ли мы верить Ему, когда Он говорит: «Всякий верующий в Него не погибнет, но будет иметь жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

Lewis Campbell & William Garnett, The life of James Clerk Maxwell; Macmillan, London 1882.
Archdeacon Julius C. Hare, The victory of faith, and other sermons; Cambridge & London, 1840; Mission of the Comforter; Gould & Lincoln, Boston, 1854.
Ian Hutchinson, ‘James Clerk Maxwell and the Christian proposition’; MIT IAP seminar, The faith of great Scientists, Jan. 1998.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn