* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её исторический аспект.
Все, что описано, случилось, но не все, что случилось, описано.
Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
ВСТУПЛЕНИЕ
В каком «пустынном месте» Иисус кормил пять тысяч своих почитателей?
Это важно узнать, чтобы разобраться в случившемся на озере.
Евангелисты расходятся во мнениях. Лука говорит про окрестности Вифсаиды, а Иоанн переносит действие в район Тивериады. Спорят и о самом путешествии: то ли Иисус добирался туда пешком, то ли на лодке; то ли в сопровождении учеников, то ли уплыл один, а ученики пришли или приплыли самостоятельно...*
Но всё складывается, если весь путь состоял из ТРЁХ этапов:
1.Сначала в ВИФСАИДУ ушли (или уплыли) ученики.
2.Затем пешком (или на лодке) туда отправился их Учитель.
3.В Вифсаиде они соединились и на одной лодке поплыли в земли ТИВЕРИАДЫ.
| На Тивериаду как на конечный пункт путешествия указывают многие детали.
| Она действительно расположена на другой стороне Галилейского моря (напротив Капернаума).
| По морю до Геннисарета 25-35 стадий**, до Капернаума - примерно 45-50.
| На следующий день после чуда умножения хлебов именно из Тивериады возбужденный народ поплыл на
| поиски Иисуса***.
| А вот Вифсаида никак не могла быть тем «пустынным местом».
| Вифсаида Галилейская находится совсем рядом с Капернаумом – в 10-12 стадиях (но апостолы
| проплыли не менее 25-30), а Вифсаида Юлия – не на побережье. Кроме того, оба города и
| Капернаум расположены ПО ОДНУ сторону Галилейского моря.
| К тому же, после чуда преломления хлебов лодка апостолов в Вифсаиду ВОЗВРАЩАЕТСЯ из
| "пустынного места"****.
------------------------------------------------------
*«Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место ОДИН» (Мф 14 13)
«И отправились в пустынное место в лодке ОДНИ». (Мк 6 31-32)
«Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого ВИФСАИДОЮ».
(Лк 9 10)
«После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности ТИВЕРИАДЫ» (Ин 6 1)
**«Проплыв около ДВАДЦАТИ ПЯТИ или ТРИДЦАТИ стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю».
(Ин 6 19)
Стало быть, возвращаясь, апостолы проплыли до земель Геннисаретских не менее 25-30 стадий.
***«Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении
Господнем.
Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в
Капернаум, ища Иисуса». (Ин 6 23-24)
****«И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед НА ДРУГУЮ СТОРОНУ к
Вифсаиде, пока Он отпустит народ». (Мк 6 45)
------------------------------------------------------
Итак, что же случилось там, в окрестностях Тивериады?
ПЕРВЫЙ РАУНД
Прибыв на место, Иисус с товарищами до отвала кормят 5000 мужей пятью хлебами и двумя рыбами. Это деяние убеждает насытившихся иудеев, что к ним, наконец-то, явился Мессия*. Воодушевленные массы ждут от Посланника решительных действий, но он ограничивается проповедями.
Тогда самые отчаянные сговариваются поднять восстание и объявить Иисуса народным вождем - Царем Иудейским. Но умудренный жизнью Учитель, предвидя неизбежные насилие и кровь, от лидерства уклоняется**.
Чтобы ввести в заблуждение радикалов-революционеров, он спешно отправляет назад всех своих учеников на единственной лодке. Тем самым Равви добровольно лишает себя защиты и возможности уйти морем. Экстремисты расслабляются и теряют бдительность, а он, улучив подходящий момент, скрывается в горах.
Начинаются поиски беглеца на дорогах, ведущих в ближайшие города - Тивериаду и Магдалу. Спускается ночь, но розыск не приносит результата: под покровом темноты Иисус пешком уходит в Капернаум, обходя прибрежные города и селения по самой кромке воды***.
Добравшись до Геннисарета, он видит на море лодку, отчаянно борющуюся со встречным ветром, и на всякий случай пытается скрыться, но мореплаватели замечают и окликают его. Иисус узнает голоса апостолов, отзывается («Это я; не бойтесь - здесь неглубоко») и осторожно идет навстречу лодке по камням, выступающим из воды. Порывы ветра развевают его плащ, волны бьются о камни и в предрассветной мгле апостолам кажется, что Равви ступает по волнам.
Преданный Петр выбирается из лодки и по камням бросается к Наставнику, но оступается и падает в воду.**** Волны сбивают его с ног, он начинает захлебываться («Господи! спаси меня!»). Тогда Иисус подбирается ближе, протягивает руку и вытаскивает незадачливого Симона.
С трудом причалив к берегу, апостолы пережидают волнение и снова пускаются в плавание. По дороге Иисус рассказывает, как удалось обмануть зелотов, и восхищенные соратники нарекают его Сыном Божьим.
Однако судьба уже готовит им новые удары.
------------------------------------------------------
*«Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно
придти в мир». (Ин 6 14)
**«Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один».
(Ин 6 15)
***Древнееврейское слово al обычно переводят как «на» или «по». Но это слово имеет и другое значение
– «у» или «возле». В таком переводе Иисус шел не ПО воде, а У воды, ВОЗЛЕ воды. По крайней мере,
так утверждает И. Уоллес в романе «Слово».
****Некоторые исследователи считают, что дело происходило зимой и к ночи кромка воды у берега замерзла.
Иисус успешно прошел по льду, а Петр провалился, так как возле лодки лед был совсем тонким.
------------------------------------------------------
ВТОРОЙ РАУНД
На следующий день радикалы, заночевавшие в Тивериаде, на лодках возвращаются к месту вчерашних событий и вновь прочесывают окрестности в поисках сгинувшего вождя. Ничего не обнаружив, раздосадованные мятежники плывут в Капернаум и там, наконец, находят беглеца, окруженного толпой почитателей. Здесь, в гуще сторонников Иисус чувствует себя в безопасности и на время утрачивает бдительность. Зато его противники с ходу меняют тактику и коварно втягивают ничего не подозревающего Равви в дискуссию.
Сначала они невинно интересуются: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» (Ин 6 28). Не чувствуя подвоха, осмелевший Иисус рекомендует веровать в него: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин 6 29).
В ответ, как бы не ведая о вчерашнем чуде преломления хлебов, провокаторы требуют знамения здесь и сейчас, НА ГЛАЗАХ У ВСЕХ: «Какое же Ты дашь ЗНАМЕНИЕ, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?» (Ин 6 30).
Если он истинный Сын Божий, то пусть превзойдет великого пророка Моисея, который накормил свой народ хлебом с неба: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (Ин 6 31). Иисус пытается перейти к иносказаниям, но коварные оппоненты не поддаются и настойчиво требуют повторить чудо с хлебами: «На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб» (Ин 6 34).
Загнанный в угол чудотворец начинает нервничать и допускает ошибку, вновь обратившись к символам и аллегориям*. Он неосторожно называет самого себя «хлебом жизни, сошедшим с небес» и сразу вызывает ропот и насмешки толпы: «Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?» (Ин 6 41-42).
Тогда Иисус начинает горячиться и усугубляет свое положение. Вместо повторения чуда с хлебами и рыбами Он предлагает толпе свою плоть (разумеется, в переносном смысле): «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин 6 51). Увы, разочарованная толпа, подстрекаемая изнутри провокаторами-зелотами, понимает его сугубо буквально: «Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (Ин 6 52).
В запальчивости Иисус продолжает настаивать на «каннибализме»:
«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни"
"Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин 6 53-56)
и окончательно теряет своих сторонников, которые слышат в его словах только призывы к восстановлению самых диких и варварских обычаев**. Теперь с Равви остаются только 12 смущенных и растерянных апостолов….
Так Сын Человеческий оказывается между Сциллой и Харибдой: с одной стороны – Ирод***, с другой – радикалы. Положение становится слишком серьезным и тогда Иисус бежит к язычникам в Финикию**** ….
------------------------------------------------------
*Лишнее доказательство того, что накануне, раздавая хлеба, Иисус действовал не спонтанно, а
использовал подготовленные припасы. В противном случае почему он на следующий день в трудной
ситуации не повторил чудо?
**«Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин 6 60)
«С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». (Ин 6 66)
***«И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его».(Лк 9 9)
Позднее Иисусу сообщат, что Ирод хочет убить его: «В тот день пришли некоторые из фарисеев и
говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя».(Лк 13 31)
****«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские» (Мф 15 21).
«И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто
узнал; но не мог утаиться».(Мк 7 24)
------------------------------------------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К такой трактовке событий, связанных с хождением по волнам Галилейского моря, приводит анализ поступков действующих лиц и в первую очередь – самого Иисуса Христа.
Во-первых, часто бывая на побережье, Сын Божий НИКОГДА не переходил с суши на воду. Он много плавал по морю, но никогда не бродил по волнам. Когда на берегу его теснили страждущие, он не отступал от них по морской глади, а переходил в первую попавшуюся лодку. Если требовалось срочно в одиночку переправиться в пустынное место, он опять-таки выходил в море на лодке.
Во-вторых, разноречивые евангельские описания «пустынного места» указывают на метания Иисуса. Он как будто пытается обмануть кого-то: сначала ОТКРЫТО уплывают в неизвестном направлении апостолы, за ними в одиночку и СКРЫТНО выходит в море Иисус, а затем, уже в Вифсаиде, все они поворачивают на Тивериаду. Никакие ухищрения не спасают: преследователи заранее узнают о планах Христа, сразу направляются в Тивериаду и там встречают («предупреждают») его*.
В-третьих, именно после бегства в Тивериаду и возвращения в Капернаум, Иисус впервые открыто заявляет, что среди учеников есть неверующие и даже предатель**. Должно быть, на такие мысли Христа наводит странная информированность «народа» о его планах, необыкновенная мобильность толпы, попытка захватить его врасплох и навязать роль вождя, а также обструкция, устроенная Христу после его возвращения из Тивериады.
В-четвертых, всё путешествие в "пустынное место" выглядит очень странно. Сначала, еще в Капернауме, Иисус заставляет уплыть учеников, затем где-то на полпути присоединяется к ним и вместе с апостолами прибывает в пункт назначения «ДЛЯ ОТДЫХА». И ради этого «отдыха» ученики проплывают не менее 8-9 км!
«На отдыхе» они весь день помогают Равви лечить, учить и кормить тысячи людей, а на ночь глядя Равви гонит их назад в бурное море.*** Опять лодка уходит без него, опять он тайно присоединяется к соратникам на полпути и вместе с ними возвращается в Капернаум.
В-пятых, Иисусу вовсе не обязательно было «отпускать людей». Достаточно было распрощаться и отчалить, чтобы народ сам разошелся по домам.
В-шестых, усмиритель стихий долго и хладнокровно наблюдает с горы, как его вконец измученные друзья борются с ветром и волнами, но не пытается помочь им****. Буря почему-то стихает только когда Христос догоняет апостолов*****.
------------------------------------------------------
*«народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей…».
(Мф 14 13-14)
«Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и
предупредили их, и собрались к Нему».(Мк 7 33-34)
Согласно ев. Марку народ побежал куда-то «туда» сразу после отправления апостолов, хотя сам
Иисус вроде бы остался на берегу.
**«Но есть из вас некоторые неверующие….Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из
вас диавол». (Ин 6 64,70)
***Вместо заслуженного покоя соратники получили день, полный трудов и забот. Несмотря на это, Наставник
не позволил им отдохнуть, хотя накормленные люди уже расходились, а в близлежащих селениях можно
было переночевать. Как видно, у Равви были веские основания, чтобы торопить своих усталых друзей.
****«А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (Мф 14 24)
«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Мф 14 25)
*****«И вошел к ним в лодку, и ветер утих».(Мк 6 51)
------------------------------------------------------
В-седьмых, всемогущий Сын уходит в горы, когда узнает, что «хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царем» (Ин 6 14). Если бы к этому моменту он уже отпустил народ, приходить за ним было бы некому. Следовательно, Иисуса еще окружали люди, когда он узнал о чьих-то замыслах. Чтобы ввести недругов в заблуждение, он быстро отправил учеников, смешался с расходящейся толпой и под ее прикрытием ускользнул в горы.
В-восьмых, для Иисуса хождение по воде не имело никакого практического смысла. Дело в том, что его ученики уплыли на закате или еще раньше*, а он присоединился к ним только перед рассветом**, т.е. спустя 6-8 часов. За это время по бурному морю апостолы преодолели всего 5-6 км (25-30 стадий)***.
Даже ночью, огибая озеро, пешеход легко обогнал бы их и на рассвете уже достиг Вифсаиды Галилейской или Капернаума. Зачем же Иисус потерял столько времени на море?
В-девятых, Иисус несколько часов шагает по воде и чуть не проходит мимо апостолов. Вместо морской прогулки он мог бы перенести себя непосредственно в лодку или в Капернаум, но не делает этого. Приходится думать, что гравитацией он повелевает, а телепортация ему не по плечу. Между тем, его извечный оппонент – Дьявол - мгновенно перемещает Сына Божия то на вершину горы, то на крышу Иерусалимского храма (Мф 4:6, 4:8). Да и сам Иисус после воскресения легко проникает в закрытое помещение (Ин 20 19).
Наконец, в-десятых, после чудесного насыщения 5000 голодных популярность Христа не возрастает, а резко падает. Можно было ожидать, что на обратном пути за Иисусом бросятся уже не пять, а десятки тысяч жителей окрестных городов и селений, слыхавших о чуде умножения хлебов. Вместо этого за ним плывут какие-то люди в лодках, т.е. десятки или сотни, но никак не тысячи. Эти люди вновь требуют от Иисуса знамения, хотя накануне наблюдали чудо с хлебами или слышали о нем (если требуют те, кто слышал, то где же толпы тех, кто видел?).
Затем и они покидают Христа, он остается с 12 апостолами и накануне Пасхи скрывается в языческую Финикию вместо обязательного паломничества в Иерусалим…
Если собрать воедино все перечисленные соображения, то всесильный покоритель галилейских вод буквально на глазах превращается в гонимого сына человеческого, не понятого ни своими, ни чужими, вынужденного скрываться и бежать то по суше, то по морю, пока судьба не приведет его на иерусалимскую «зеленую милю» под названием Via Dolorosa.
------------------------------------------------------
*«И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один». (Мф 14 23)
«Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле».(Мк 6 47 )
«Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в
Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним».(Ин 6 16-17)
**«около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их» (Мк 6 48)
Четвертая стража обозначала время от 3 до 6 часов утра.
***Тем не менее, они не причалили и не переждали бурю, как будто знали, что Иисус должен присоединиться
к ним.
Намек на это слышится и в словах «Становилось темно, а Иисус не приходил к ним».(Ин 6 17)
------------------------------------------------------
(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).