23. Бяки-буки

Светлана Каплун
    Итак, в прошлой части я сказала, что тиверцы с Тираса очень даже могли быть связаны с этрусками на Тибре. Постараюсь позже также вспомнить о пиктах. Пока же обращу внимание на то, что Тибру созвучна и Иберия. Но это далековато от юга Руси, где жили тиверцы. Гораздо ближе к ним Теберда! Вот и давайте разберёмся.

    Теберда — город в Карачаево-Черкесской Республике. Назван по реке Теберда. Как всегда, имеется несколько вариантов перевода данного топонима. Согласно одному из них, Теберда (Теберди) по-карачаевски означает «выселок» (дословно «вытолкнули»). Не исключено, что слово «Теберда» могло произойти от «таб джерди», что в переводе с карачаевского означает «удобное место» (выселить на удобное место, логично, таки да). Есть ещё одно толкование: происхождение названия находят в словах «тейри берди», что означает — «дар божий» (дословно — «бог дал»).

    Карачаевцы (къарачайлыла, таўлула) — тюркский народ на Северном Кавказе, коренное население Карачаево-Черкесии, населяющее в основном её горные и предгорные районы по долинам рек Кубань, Теберда, Подкумок, Малка, Джегута, Большой и Малый Зеленчук, Большая Лаба, Уруп и их притокам. Основными предками карачаевцев являются аланы.

    Что интересно. Тайлула. В Кемеровской области живут тюркоязычные телеуты, произошедшие от народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии. Где-то там же, по легенде, от хуннского царевича и волчицы появился род Ашина. На Алтае вокруг племени Ашина сложился союз местных племен, принявших название «тюрк». Конечно, аланы — ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, но. Вероятно, мы чего-то недопонимаем в происхождении гуннов! Тайлула-карачаевцы явно имеют на себе меточкук теле. И тут есть ещё один аспект. Догоны.

    Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали (Африка). Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе, пришли в X-XII веках с верховий Нигера — из страны Манден, вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. Много интересных легенд ходит о догонах. Кому интересно, поищите самостоятельно. Я же просто напомню о Королевстве вандалов и аланов (439—534 годы, германское королевство в Северной Африке на территории современных Туниса, Алжира, Ливии, островов Сардиния и Корсика). Конечно, я не утверждаю, что там бывали карачаевцы. Но ираноязычные? аланы были точно!

    Кстати, Тейри — верховное божество карачаевцев языческих времён. Заметьте, не монгольский Тенгри!  А тогда чей? На первый взгляд Тейри не очень созвучен с хеттским Тархунтом. Но у других народов Анатолии этот бог известен под иными именами. Например, Taru (хаттский). Trqqas / Trqqiz (ликийский). Trqude (карийский).

    А что нам скажет о карачаевцах генетика? По результатам исследований были выявлены две наиболее часто встречающиеся у карачаевцев Y-хромосомные гаплогруппы: R1a1a-M198 — около 36 % и G2a-P15 — около 31 %. С меньшей частотой, чем у карачаевцев, гаплогруппа R1a1a-M198 встречается у соседних народов: абазин (24 %) и черкесов (20 %). Также выявлены J2 (7 %), R1b (5 %), I2a (4 %), J1 (2 %), E1b1b1, T1.

    R1a1a и R1b, очевидно, индоевропейские. По G2a тоже интересно: «Весьма редкая Y-хромосомная гаплогруппа G2a3a, частота которой в Европе исчезающе мала, имеет высокую концентрацию только в двух местах - с одной стороны, в Малой Азии, особенно в прибрежной части, а с другой - в Тоскане, на Сардинии и на восточном побережье Испании, т.е. в местах исторических миграций этрусков…» По этрускам почему-то больше информации о женских гаплогруппах и по одному образцу указана мужская J2 (но это, скорее всего, из тех, кто не сжигался). Поэтому Теберда с тиверцами наверняка как-то связана. И огромная вероятность, что и с этрусками тоже.

    Что меня зацепило… Тибр и Тебер-да. На Руси городов с таким окончанием практически нет. Реки есть и, возможно, Валдай (то ли от нем. wald-лес, то ли в связи с  молдавским "балтэ"-болото, то ли от финно-угорского "валда" - светлый, белый, то ли от финского слова valta-власть (а как же Владан, Владислав, Володя и далее по списку?)). Из рек: Тавда (от мансийского слова «таут» — река), Вычегда (от древнеугорского вич охгт или обско-угорского вандз(и) охт «луговая река», где вич и вандз(и) значат «луг», «трава», а охт, охгт «проток», «речка»). Угорскому «охгт» нашла «побратима» из родственного венгерского языка: озеро — tо.

    Из финно-угорского толкуется и Нерехта. Гидроним образован от древней основы нер-/нар- 'река, вода' и более позднего фин.-угор. ехта, предположительно также означающего 'река' или 'река с волоком'. Правда, речек таких две: Нерехта — река во Владимирской области, приток Клязьмы; Нерехта — река в Костромской области, приток Солоницы. Вот здесь предлагаю сравнить: Эрихтоний — царь Афин, которого родила Гея (богиня земли) от пролившегося семени бога Гефеста. Эрихтоний — царь Трои, в табуне которого было двенадцать быстрых коней, рожденных от бога Борея. Сын Дардана, отец Троса. Хотя, имена их наверняка подобны «рексу» и «рикойто», но более древние. Архат (от санскр. достойный; или пали «араха») — в буддизме человек, ещё при жизни достигший неполной Нирваны, то есть совершенного, высшего состояния человеческой души, характеризуемого абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений; буддийский святой.

    Три реки Тында в Амурской области. Возможна связь слова «тында» с глагольным тунгусо-маньчжурским корнем «тэн», означающим в эвенкийском языке — «освободить оленей от упряжки», в негидальском и эвенском — «выпустить, распрячь», удэгейском и ульчском — «выпустить» (звучит — «тында»). Конечный элемент «-да» является глагольным суффиксом цели, назначения. Таким образом, топоним мог сложиться на основе значения «освободить оленей от упряжки».

    Вот этих ульчей (устаревшее: мангуны, ольчи) не нужно путать с уличами! В Y-ДНК ульчей преобладает гаплогруппа С (65%). Второй по численности является Y-хромосомная гаплогруппа О (19%). С небольшой частотой у ульчей распространены гаплогруппы N, Q, J и I. Как видим, индоевропейцев среди них совершенно нет! Но настораживает присутствие J и «староевропейской» I. По переписи 1897 года в 39 селениях, расположенных по Амуру от Адди и Кульгу на севере до Ухты на юге проживало 1455 ульчей. Численность по переписи 2002 года — 2913. Говорящих на ульчском языке в России по данным на 2010 год — 154 чел. Интересная коллизия была зафиксирована во время переписи населения на Украине. Согласно обработанным данным, на территории страны проживало 76 ульчей, из которых только 5 назвали ульчский язык родным. Из интересного: на ульчском языке писал литератор А. Л. Вальдю (1915—1994).

    Что касается речек Ухта, то их много.  «Гидроним Ухта имеет древнее финно-yropское происхождение, о чём свидетельствует широкое распространение названий «Ухта» и его варианта «Охта» в гидронимии Севера европейской части России. По-видимому, существовал термин «ухта», означавший «река, протока». Ухта древнее индоевропейское название рек с перевалоками…» Вики.

    Ещё одна река. Судогда. Опять же, имя реки, по признанной версии, имеет финно-угорское происхождение (еще пять тысяч лет назад между реками Судогда и Ока поселилось финно-угорское племя мурома). В древнем финно-угорском языке «Суткеда/Судгеда» означало «извилистая, путанная», что реально отражает особенности русла реки Судогда. Но! Название другой реки Судогодского района, Соймы (Суоймы), происходит от финно-угорского «Суойама» («Защитница»). Однако по другой версии всё выглядит несколько иначе. Судогда происходит от татарского су - вода и догд - вокруг («кругом вода», «большая вода»). А название реки Соймы объясняется как «малая вода». Напомню, что название реки Сейм, протекающей на юге России и в Украине восходит уже к иранскому «тёмная река» (др.-инд.  syаma- «тёмный»). Но что-то мне подсказывает, что Сейм и Сойма названы одинаково. И в связи с Суд-охтой напомню, что есть ещё и Судеты.

    Судеты — горы в Центральной Европе, на территории Германии, Польши и Чехии, протянувшиеся с северо-запада на юго-восток на 310 км. Высота до 1602 м (гора Снежка в массиве Карконоше).

    И если Судеты от Судогды для кого-то далеко, то есть ещё и Сейда. Это два посёлка. Один в норвежском муниципалитете Тана. Другая Сейда — посёлок в Городском округе Воркута Республики Коми  у впадения реки Сейда в Усу. И две реки. Сейда — река в Республике Коми, приток Усы. Сейда — река, бассейн Умбозера.

    Говорят, от Умбозера получила своё название и вытекающая из него река. Название реки Умбы происходит от саамского слова умб или умп — «закрытый». Поскольку я постоянно провожу параллели с этрусками, то кто такие умбры?

    Умбры — древний италийский народ, сформировавшийся в Северной Италии в конце бронзового века. Согласно другой версии, умбры мигрировали на север Апеннинского полуострова из Центральной Европы не ранее 9 века до н. э. Предположительно, в начале 7 века до н. э. под нажимом этрусков часть умбров (сабины) переселилась в центральную и южную часть полуострова (в земли осков), где положила начало самнитам. Культурный центр умбров — Перуджа — был захвачен этрусками в 5 веке до н. э.  Город расположен на гряде холмов, откуда открывается вид на долину Тибра и Тразименское озеро.

    Наверно, следует указать ещё одного Сейду. Сейда, Абдель Бассет — сирийский государственный деятель, родом из курдского города Амуда. Вот я не очень удивлена. Потому что примерно в тех же краях (на юге Сирии) имеется город Сайда. Но более известна та Сайда, что в Ливане (древний финикийский Сидон). И менее Сидона известна река Сайда, что протекает в Мурманской области и впадает в Баренцево море между реками Печенга и Воронья.

    Воронья не совсем Воронья. Древние саамы дали речке имя Корда-йок, что в дословном переводе значит «река ворона». Но русские несколько видоизменили перевод и назвали реку не «Воронова», как следовало бы, а «Воронья». Среднегодовой расход воды у бывшего села Голицыно — 115 м;/с.

    Что такое Сейда? Пожалуй, главное, что Сейда — то же, что и сейд (священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов). Но не будем приписывать сейду саамам!

    «Сейд (от древнеисландского seidhr). Термин происходит от слова, означающего «речь» или «пение». Этот термин родственен французскому seance, латинскому sedere, староанглийскому sittan, и большой группой слов, основанных на индоевропейском корне sed-. Seidhr, таким образом, в буквальном переводе — «заседание» для общения с духами.

    Изучая, на основании письменных источников средневековья, мифологическую подоплеку Культуры Сейда, становится очевидным, что изначально Магию Сейда практиковали только Ваны, земные боги и противники небесных Богов Асов. Снорри Стурлуссон подчеркивает в тексте «Круга земного», что изначально Сейд был искусством Ванов, а в Асгард его занесла Фрейя…»

    А кто такие ваны? Если асы — скандинавы с германцами, то ваны — это славяне. Но, повторюсь, почему-то не принято у русских заканчивать реки и города на –да…

    Вот и на Кавказе рядом с Тебердой разве что Колхида и Кабарда. Вот Колхида захватывала и территорию современных  Сочи и Туапсинского района (там, где адыги с абазинами). Название области впервые было упомянуто в XIII веке до н. э. в ассирийских и урартских клинописях как «Кулха», «Колха». Современное наименование Колхида (дословно переводимое как «земля колхов») стало употребляться древними греками, а затем — и античными авторами (в частности, Пиндаром и Эсхиллом) лишь в середине I тысячелетия до н. э..

    Если Колхида пошла от колхов, то версий по происхождению названия Кабарда много. И перечислять их все я уже не буду. Меня заинтересовала только одна.

    «Ключ к разгадке тайны топонима Кабарда, на наш взгляд, содержится в материалах Николая Витсена (1640 г. — начало XVIII в.). Он пишет: «Ка-барда — небольшая черкесская область. Минерва у древних имеет название Кабардия, по-видимому, в определенном месте, а именно в этой местности; говорили также в древности Минерва Кабардинская, как это можно прочитать на подписи». Витсен, к сожалению, не уточнил, о какой подписи идет речь, однако определенное разъяснение о ней содержится в его следующем сообщении: «В Черкесских горах неподалеку от Каспийского моря встречается много развалин башен, замков, городов и т. п., построенных во времена Александра Великого, как рассказывают в этих местах. На развалинах видны письмена и древние надписи, вырезанные на камне, которых теперь нельзя разобрать». Француз Ферран подтверждает свидетельство Николая Витсена и сообщает важные сведения о религиозности черкесов и преданиях народа о своем происхождении: «Народы черкесские весьма уважают христиан, считая себя потомками генуэзцев, которые некогда владели важнейшими частями здешней страны. И ныне еще здесь видно много остатков городов, построенных генуэзцами».  Эти два свидетельства позволяют сделать вывод: проникновение названия Кабарда (Кабардия) на Северный (Центральный) Кавказ имеет религиозно-мифологическую основу и связано с древними греко-римлянами…»

    Что тут скажешь… В Рим из Малой Азии пришёл культ Кибелы. Но что не менее важно, был в древности культ кабиров. По мнению Геродота, культ Кабиров греки заимствовали у пеласгов. Кабиры спасают терпящих бедствие мореходов. Культ Кабиров пользовался в древности большим уважением и был распространен едва ли не во всех греческих городах; преимущественно их чтили в Беотии, на Самотраки, Дилосе, Лемносе. По некоторым данным, Кабиры родились на Лемносе. Их храм стоял у Фив в роще Деметры Кабирии. Святилище Кабиров также находилось в Антедоне. Их священная область позднее — Пергамское царство.

    Антедон — беотийский город Гомеровского периода. Его руины находятся примерно в 15 км к северо-западу от Халкиды. Он был назван в честь нимфы по имени Антидон или Анта, сына бога Посейдона и Альционы, дочери титана Атласа. Anthidon был портом Фив на севере Эвии.

    А на родство славян и кабардинцев косвенно указывает и такой факт: Идар — представитель знати восточнославянского союза антов, упомянутый в 560—580-х годах, отец Мезамира и Келагаста. Идар (Айдар) — легендарный кавказский правитель, родоначальник династии кабардинских (в России — черкасских) князей.

    А вот топонимы на –да действительно свойственны грекам. Во-первых, она сама Эллада (Hellas). И есть в ней Фтиотида, Фокида, Аркадия,  Спорады, Киклады, Локрида, Дорида, Мегарида и многое другое (пожалуй, только Клайпеды нет).

    Что касается «греки», то произошли они из латинского языка. Первоначально, по-видимому, этноним относился к одному из племён Северной Греции, что отражено в названиях городов Грея близ древнего города Танагра в Беотии и на Эвбее. Профессор Георгиос Хадзидакис утверждал, что «греками» называлось древнее племя, частично переселившееся из города Танагра в Южную Италию (в Кумы). Римляне же перенесли название «греки» на весь народ эллинов.

    Танагра расположена на крутом левом берегу реки Асопоса (Асопа), в 59 километрах востоку от Левадии и в 42 километрах к северо-западу от центра Афин, площади Омониас. Древний город Танагра находился близ реки Термодон, впадающей в Асопос недалеко от Платей и Оропа. По преданию, древнейшие жители Танагры, гефиреи, переселились в Беотию с Кадмом из Финикии, но позднее были покорены эолийскими беотянами, которые их эллинизировали. На торговый характер жителей указывает встречающееся на монетах изображение Гермеса, который вместе с Аполлоном был покровителем города.

    Что касается Пергамского и Понтийского царств, то были они эллинистическими и, естесственно, повлияли как на Кавказ, так и на южных славян. Хотя, очень уж условно это традиционное деление.

    Ещё одна река. Вологда.

    Древневепсское valgeda (совр. vauged — белый) при обычной в прошлом передаче -al- между согласными через русское -оло- привело к образованию слова «Вологда» — река с белой (прозрачной, чистой) водой. Но возможно и более древнее происхождение: известны и другие финно-угорские названия двинского бассейна на -егда, -огда (Вычегда, Керогда) и названия с основой вол- (Волонга, Волома, Волюга, Волохтома), что не позволяет считать название окончательно понятым. Версии славянского происхождения названия чаще всего связывают с происхождением от слова «волок». Пожалуй, я добавлю ещё одну версию.

    Как известно, официальным годом основания Вологды считается 1147 год. Эта версия основана на «Повести о чудесах Герасима Вологодского» 1666 года и «Летописце» Ивана Слободского 1716 года. Оба источника являются вторичными и заимствованы из более ранних сводов. Они повествуют о приходе монаха Герасима на реку Вологду и основании им на Кайсаровом ручье (впадает в Вологду) Троицкого монастыря «расстоянием на полпоприща» (800 метров) от Ленивой площадки. Откуда «течёт» Кайсаров ручей? Смотрите…

    Черветери — в древности был городом-государством этрусков и назывался Каисра, затем Цере, или Кере. Хотя с Цере я сначала хотела связать Саров, даром что там жили угорцы-эрзя и татары-мишари. Уж больно много в культурном плане Серафим Саровский для русских значит! Пока оставлю этот вопрос без ответа. А построено Саровское городище в месте слияния Саровки и Сатиса, и было, скорее всего, центром Пургасовой волости русских летописей. А где татары, там R1a всегда найдётся…

    Я ведь уже писала про собаку Молду и Молдову. До XIV века территория современной Молдавии, в разное время, была частью владений различных племенных союзов (гето-даки, готы, анты, тиверцы). Так что тиверцы вполне могли говорить «-да»! Но так ли важно до этого докапываться, если есть просто речки Уда?

    Например, Уда, приток Селенги (от селькупского «ут» — вода) и Уда (впадает в Охотское море) — река в Хабаровском крае.

    Но ведь есть ещё и Удай — река на Украине, правый приток Сулы. И Удая Гнилая (Убля) — река в Курской и Белгородской областях. Берёт начало северо-восточнее деревни Сомовка. Но я не думаю, что называли её саамы. Это, кстати, близко к латыш. Udens «вода». А в Италии есть река Adda. В рим. источниках Ad(d)ua. Гидроним от и. е. *adu «водный поток».

    Что интересно. Адад (Адду) — бог непогоды в аккадской мифологии, податель бури, ветра, молний, грома и дождя. Имя бога имеет семитские корни: оно восходит к корню *hdd; само слово addu в переводе с аккадского означает «гроза». От корня *hdd произошло имя бога грозы и в западносемитской мифологии: Хадад, Хадду, Хадда. Основные места почитания Адада — Энеги, возле города Ура, город Мурум и Вавилон. Но и это ещё не всё.

    Уту — бог Солнца у шумеров. У семитских народов ассоциируется с Шамашем. Главные места почитания Сиппар и Ларса. Именно у него в Сиппаре женой названа Айа, а сыном Бунене (дошумерские имена). По преданию, Уту являлся основателем I династии Урука. Именно ему бог воды Энки приказывает наполнить райский остров Дильмун (аккад. Тельмун, греч. Тилос) водой.

    Напомню, Тибр сравнивают с кельтским dubr, «вода». Вот и на валлийском «вода» будет dwr (дур). Сравните с «река»: киргиз. дарыя, узбек. Daryo, тадж. дарё, румын rаu (ру), португал. Rio.

    Думаю, теперь понятно название рек Вардар, Варта, Бовдурка (река в Бродовском районе Львовской области Украины).

    Кстати, выдра. Санскр. «водяное животное» (udrаs), англ. otter «выдра». Восходит к праиндоевр. *wodor (*wedor, *uder), от корня *wed-, который обозначал воду как неодушевлённую субстанцию. Наверное, поэтому Вади, уэд — арабское название сухих русел рек и эррозионных речных долин временных или периодических водных потоков в пустынях Аравийского полуострова и Северной Африки.

    Когда я говорила о Волог-де, не сказала, что за славянскую версию говорит и сходство названия с реками Волга (эрзянское Рав) и Волхов. Волхв (Волхов) назван сыном Словена. Волхов, Волог-да, Волюга, Волохтома. И даже тот же Кульгу...

    Кстати, недалеко от места основания города в реку Вологду впадала река Содема. Слово «содема» имеет аналогию с эстонским «sodima» («рыться в грязи», «марать»), происходящего от «sodi» («грязь, сор»), и мокшанским «сод (сотт)» («сажа, копоть»). Простые противопоставления типа «белый — чёрный», «светлый, чистый — темный, грязный» характерны для древней топонимики.  С этим мы уже сталкивались. Но про сейды тоже лучше не забывать!

    И нашла я таки одно интересное племя. Галинды!

    Птолемей упоминал галиндов ок. 150 года н. э. среди племён, населявших Прибалтику. В первых веках н.э. галинды участвовали в войнах с римскими войсками императора Волузиана (251-253). В IV - V вв. военные отряды галиндов совместно с вестготами прошли от Восточной Европы до Франции и Испании. В «Баварском географе» (около 840 года) упомянуто о пяти городах галиндов (Golensizi) где-то в Верхней Силезии.В 1326 году хронист Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга, описывая завоёванные орденом земли и племена, упомянул Галиндию (Galindia), указав, что она расположена где-то в южной Пруссии, выше находящихся в Польше Мазурских озёр.

    Во время великого переселения народов галинды пустились в миграцию по всем направлениям. Часть галиндов присоединилась к готам. Одним из результатов этой миграции стало то, что, на Пиренейском полуострове, корень galind- встречается среди фамилий и топонимов несравнимо чаще, чем в западной Прибалтике. Например, епископ Пруденций Труасский (846-61 годы) в миру звался Галиндо и был испанским галиндом, иммигрировавшим вместе с готами. В это же время (IV—VII века н. э.), галинды мигрировали в бассейн верхнего течения Оки, где они ассимилировали проживавшее там уже не менее тысячи лет восточно-балтское племя носителей Верхнеокской культуры. Сами верхнеокские галинды были окончательно ассимилированы славянским племенем вятичей к концу XII века.

    Галиндский язык, видимо, являлся наречием прусского языка. Связывают его с голядским языком на востоке и многочисленной топонимикой с элементом galind- от Португалии до Подмосковья. Был распространён на юге Пруссии, в области Галиндия (Galindia, Galindin, Galinda), которая находилась на северо-востоке современной Польши. Земля галиндов простирались от верховьев реки Лына до озера Снярдвы.

    Птолемей помещает их вместе с судинами к востоку от венетов, гитонов и финнов, между венетами и аланами (иранским племенем); русские летописи говорят о голяди, сидящей по р. Протве, к юго-западу от Москвы; Пётр Дуйсбургский говорит о Галиндии как о десятой части среди других частей, на которые делится земля Пруссии; она локализуется в южной части Пруссии, к югу от Барты и западу от Судовии (области ятвягов), на границе с мазурами.

    Территория, на которой базируется этнонимический элемент *Gal- (непосредственно или в топономастике), огромна, что объясняется ранней экспансией галиндов к югу, юго-западу и далее к западу, сделавшей их имя известным в Европе начиная с римского времени. Отражение имени галиндов видят в названии области Golanda, через которую проходили лангобарды в своём движении на юг («История лангобардов» Павла Диакона) и которую ищут в районе польско-белорусского пограничья.

    Кстати, в честь победы Аттала I над галатами в 231 году до н. э. в городе Пергам был сооружён знаменитый Пергамский алтарь. Конечно, галаты — союз кельтских племён и предводительствовал у них Бренн. Бренн (с кельт. «Вождь», но и пиктский "бран"-ворон). А до Бренна был Болг (предводитель галлов в Македонии и Иллирии; погиб в битве при Фермопилах). И теснили их германцы. И дошли они до Галиса (Кызылырмак). И язык у них был близок галльскому. Но ведь откуда-то появилось у французов целых 2,5 % R1a и 6% I2, и 5% G2а3, и 6% Q, да и та же J2…

    А у нас что? У нас только прусак Гланда Камбилла Дивонович, который не то чтобы "голь перекатная"...